биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

биология-6 класс

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″

(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.

Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения;

Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;

Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Действия учителя

Действия ученика

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека».

- Почему Теофраста называют  «отцом ботаники»?

- Расскажите о вегетативных органах растения.

-  Назовите признак отличия споровых растений от семенных.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята , почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.

Посмотрите на представленные  растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Тема нашего урока сегодня:

 Многообразие жизненных форм растений.

Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.
  • Представление эпиграфа урока

 

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

               Вот послушайте:

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут.

                                                        (деревья)

- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?

- Что общего во внешнем облике этих растений? (  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

                                                         (кустарники)

 (подсказка в виде рисунка на доске) – Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.

-Низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы!

                                                        (кустарнички)

 

 

Полукустарники – это многолетние растения , у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с с листьями и плодами.

 

Самая распространенная жизненная форма – это травы.

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем.

                                                         (травы)

 

Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на:

- многолетние ( вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах);

- двулетние ( вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни);

- однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течении одного вегетативного сезона)

5. Закрепление изученного материала.

Задание:

Жизненная  форма

Виды растений

Среда обитания

 

 

 

Вывод: жизненная форма растений является приспособлением к среде обитания.

6. Домашнее задание:  №3 , таблица

7. Рефлексия . Подведение итогов

Я это знаю

Я это не знал

Я хочу узнать больше

 

 

 

 

 

 

 

Выступление.

Участие в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет, они выглядят по -разному.

 

 

Записывают тему в тетрадь.

Поиск информации в учебнике.

Рисуют схему дерева в тетради.

 

 

Рисуют схему  кустарника в тетради.

 

Запись в тетрадь.

 

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнить таблицу.

Анализ изученного материала.

Вывод.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-2.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

биология-6 класс

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″

(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.

Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения;

Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;

Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Действия учителя

Действия ученика

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека».

- Почему Теофраста называют  «отцом ботаники»?

- Расскажите о вегетативных органах растения.

-  Назовите признак отличия споровых растений от семенных.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята , почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.

Посмотрите на представленные  растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Тема нашего урока сегодня:

 Многообразие жизненных форм растений.

Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.
  • Представление эпиграфа урока

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

               Вот послушайте:

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут.

                                                        (деревья)

- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?

- Что общего во внешнем облике этих растений? (  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

                                                         (кустарники)

 (подсказка в виде рисунка на доске) – Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.

-Низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы!

                                                        (кустарнички)

Полукустарники – это многолетние растения , у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с с листьями и плодами.

Самая распространенная жизненная форма – это травы.

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем.

                                                         (травы)

Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на:

- многолетние ( вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах);

- двулетние ( вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни);

- однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течении одного вегетативного сезона)

5. Закрепление изученного материала.

Задание:

Жизненная  форма

Виды растений

Среда обитания

Вывод: жизненная форма растений является приспособлением к среде обитания.

6. Домашнее задание:  №3 , таблица

7. Рефлексия . Подведение итогов

Я это знаю

Я это не знал

Я хочу узнать больше

Выступление.

Участие в беседе.

- Нет, они выглядят по -разному.

Записывают тему в тетрадь.

Поиск информации в учебнике.

Рисуют схему дерева в тетради.

Рисуют схему  кустарника в тетради.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь

Заполнить таблицу.

Анализ изученного материала.

Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Многообразие жизненных форм растений

Презентация используется на уроках биологии 5 класса....

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...