Современные образовательные технологии на уроках биологии
статья по биологии

Современные образовательные технологии на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_biologii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (по ФГОС)

Происходящее изменение в стандартах основного и среднего общего образования подразумевается развитие и внедрение новейших педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие и личностно-ориентированную деятельность ученика, на концепцию личности выпускника.

В основе стандартов образования нового поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных,

физиологических, психологических особенностей кадет;

- предполагает разнообразие организационных форм деятельности и учет

индивидуальных особенностей каждого ученика;

- ориентацию на результаты образования на основе субъектного опыта ученика;

- применение знаний и умений на практике, так и в социуме.

Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности кадета как субъекта его деятельности, научить ученика быть субъектом своей работы и отвечать за собственный полученный результат.

Для развития личности ученика и его дальнейшей социализации в обществе на уроках биологии педагогом применимы следующие педагогические технологии:

1. Технология критического мышления

2. Проектная деятельность

3. Здоровьесберегающая технология

4. Технология уровневой дифференциации

1. Технология критического мышления

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у обучающегося знаниями, выработка умения решений что применимо в конкретной ситуации, а что нет. Критическое мышление – начало логического мышления и творчества.

Технология применима на всех этапах уроков биологии в старших классах.

1. Актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного и практического блока – стадия вызова; приемы работы могут быть следующими: опрос по цепочке, биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с индивидуальными картами, верные или неверные утверждения, рассказ - предположение и т.д.

2. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д.

3. Стадия рефлексии- основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозговой штурм, корзина идей, составления эссе, реализации индивидуальных мини проектов, работа с таблицами и схемами, установление и построение причинно- следственных связей и логических цепочек и др.

2. Проектная деятельность или технология проектов

Учебное проектирование – это процесс работы над учебным продуктом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного продукта работы.

Метод проектов – одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно анализировать и систематизировать информацию и конструировать свои навыки и умения, развивать критическое, творческое и логическое мышление

Согласно субъектному опыту учащихся, проектирование может быть репродуктивным, продуктивным и инновационным.

Классификация проектов:

1. по характеру результата: информационный, творческий, обзорный, продукционный, социальный, исследовательский, прикладной, ролевой, поисковый.

2. по форме: кроссворд, книжка – раскладушка, альбом, презентация, буклет, эссе, сочинение, стенгазета, творческая работа, интервью, анкета, сборник собственных работ, иллюстрации и т.д.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, парными;

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, мини- проекты, среднесрочные – до 1 месяца и долгосрочные – в течение всего учебного года.

Темы проектов подбираются согласно темам учебных занятий в течение учебного года. Все продукты проектной деятельности презентуются и рассматриваются на уроках.

Примеры проектов в 5 классе на уроках биологии:

Тема: Клетка – миниатюрная мастерская. Продукты проектов– рисунки, доклады, буклеты, кроссворды, книжки – раскладушки, альбомы, сочинения.

Тема: Многообразие растений, их охрана. Продукты проектов– рисунки, презентации, альбомы, кроссворды, сочинения, творческие работы.

Рисунки и творческие работы представляются на различные конкурсы, которые проводятся как на школьном, муниципальном, так и областном уровне.

На уроках биологии для осуществления проектной деятельности, эффективно используется методика «Перевернутый класс».

Суть данной методики заключается в изучении готового материала в своем индивидуальном темпе работы по индивидуальным картам. Практические и творческие задания даются на уроке как изученный материал. Большая часть времени на уроках тратится на самостоятельные, практические и лабораторные с дифференциацией заданий работы.

С 7 класса как на уроках биологии, так и во внеурочное время, расширяется спектр проектной деятельности. Результатом могут быть исследовательские, творческие, научно – познавательные и социальные проекты.

3. Здоровьесберегающая технология

По словам профессора Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающая технология» - системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учителя и подрастающего поколения.

1. технология обеспечения безопасности жизнедеятельности – соблюдение техники безопасности на уроках, во время проведения практических, лабораторных работ и, соответственно, на переменах.

2. здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно- педагогические технологии: построение уроков согласно требованиям методики и технологии проведения учебных занятий;

Б) психолого-педагогические технологии: взаимодействие и взаимоотношение учащихся и педагога во время урока и на переменах, создание микроклимата в рабочей обстановке;

В) учебно-воспитательные технологии: забота о своем здоровье и здоровье учеников, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни, культуры поведения;

Г) учебно - оздоровительные технологии: физические минутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, позвоночника, рук и т.д.

3. экологические здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности педагога и учащихся: проветривание, озеленение класса, оптимизация учебного процесса.

4. Технология уровневой дифференциации

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

  • Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
  • Первый факт, на который необходимо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
  • Разный объем заданий и материала, с различным требованием к их выполнению;
  • Уровень преподавания - в среднем высокий, иначе уровень базовых знаний не будет достигнут, учащиеся способные сделать больше не будут двигаться дальше.

Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, каждому ученику создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.

Основные задачи:

  1. Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
  2. Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;
  3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;
  4. Создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося.

Задача №1. Выделение типологических групп.

Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Т.е это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по – разному и воспроизводят их.

Важнейшим фактором оценки успехов учащихся становится не то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех), а как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций).

Для реализации дифференцированного и разноуровневого обучения составлена технологическая карта «Субъектный опыт ученика» на основе которой и оценивается УУД на уроках биологии.

Задача №2. Подбор и разработка разноуровневого дидактического материала.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся.

Используя элементы разноуровневого обучения на различных этапах урока, необходимо добиваться более прочного усвоения учебного материала учащимися.

Задача №3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям

Универсальные Учебные действия оцениваются согласно субъектного опыта каждого ученика. Если ученик в своем развитии поднимается на ступень выше в дифференциации заданий, то можно говорить о положительной динамике обучения.

В рамках деятельностного подхода учащиеся овладевают универсальными действиями, которые он приобретает на уроках биологии.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный; 4) коммуникативный.

В соответствии с критериями УУД – формы работы на уроках биологии подразумевают: индивидуальную, групповую работы, работы в парах, выполнение практических, лабораторных работ с приемами новизны, динамичности и экспериментов, с последующим самоконтролем своей деятельности.

  • Познавательные УУД (учебно-логические) подразумевают следующие формы работы: Классифицировать объекты и предметы в соответствии с выбранными признаками;
  • Сравнивать признаки, явления, объекты по главным и второстепенным признакам;
  • Систематизировать и структурировать информацию;
  • Владеть навыками анализа и синтеза;
  • Формулировать проблемные вопросы и находить их пути решения;

Работа с текстом- выделить главное, основную цель и смысл текста, выстроить последовательность.

Познавательные УУД (учебно-информационные)

Как сделать учебу интересней?

  • Перевод текста из одного вида в другой (составление таблиц, карт, графиков) и в обратном порядке;
  • Составление конспектов, тезисов, аннотаций;
  • Представление информации в разных формах (устная, письменная, презентацией и т.д.)
  • найди отличия; сравнение;
  • работа с моделями, выполнение логических операций: обобщение, анализ, классификация, установление признаков по аналогии, соотнесение признаков, явлений с объектом и предметом;
  • поиск лишнего, “логические цепочки”;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета);
  • Составление схем, логических цепочек, опорных схем при решении задач.

Данные технологии, применяемые на уроках биологии в 5-9 классах, предоставляют шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению. Проектная деятельность позволяет логически и абстрактно мыслить, применять свои способности в различных формах учебной деятельности. В старших классах учащиеся могут сориентироваться в направлении своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

Основу образовательной технологии составляет система чёткой деятельности школьного педагога и учащегося в образовательном процессе. Главная цель этого процесса – достижения результата, соответст...

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

использование СОТ на уроках биологии в своей практике....

Применение современных образовательных технологий на уроке биологии

Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности учителя. В своей работе использую разные приемы и педагогические технологии:- информационно – коммуника...

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

В данной статье, описывается приоритетное направление создания благоприятного фона образовательного пространства достигаемое ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные предметные знания. Обсу...

Доклад по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках биологии"

Данный доклад был подготовлен к районному конкурсу "Учитель года"...