Занятие "Симбиотические отношения в природе"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конспект занятия содержит определение и описание симбиотических отношений организмов в природных сообществах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._14._simbioz.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Симбиотические отношения в природе»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата учащихся.

Задачи:  

  1. ознакомление учащихся со следующими понятиями: протокооперация, мутуализм, собственно симбиоз.
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. карточки заданий.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

Симбиотические отношения организмов – взаимовыгодные отношения. Взаимовыгодные связи организмов в природе встречаются достаточно часто. Обязательное условие таких отношений – совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Протокооперация (+ +) - первичное сотрудничество (буквально). Это самый простой тип симбиотических связей. При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, то есть не является непременным условием выживания популяций. Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений. Поедая семена деревьев и кустарников, животные способствуют восстановлению лесной растительности, например, дрозды разносят семена 30 видов ягодных растений. В этих случаях отсутствует тесная связь конкретной пары партнеров.

Мутуализм (+ +) – симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера. Таковы, например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, орхидные, дурман) с опыляющими их видами насекомых. Другой пример мутуализма – птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, их взлет служит ему сигналом опасности. Кедровка, питающаяся только семенами кедровой сосны. Является единственным ее распространителем. Мутуализм весьма широко развит в природе.

Симбиоз (+ +) – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда могут наблюдаться элементы паразитизма (лишайники). Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Благодаря симбиозу, лишайники достигли высокого видового разнообразия (более 20 тысяч видов) и получили способность жить в самых суровых условиях: в полярных областях, на голых скалах, на коре деревьев, в высокогорьях. На отношения гриба и водоросли в лишайнике существует две точки зрения. По одной из них гриб снабжает водоросль водой, неорганическими солями, а водоросль обеспечивает гриб органическими веществами. По другой версии отношения между грибом и водорослью следует характеризовать как паразитические. Особенно сильно паразитизм проявляется со стороны гриба.

Симбиоз наблюдается у бобовых растений и азотфиксирующих бактерий. Многие виды растений семейства бобовых, а также древесные растения образуют на своих корнях особые вздутия – клубеньки, в которых обитают бактерии – фиксаторы азота. Бактерии снабжают растение соединениями азота – нитратами, которые они вырабатывают из азота воздуха. Бактерии же получают от растения углеводы.

Типичный симбиоз представляют отношения термитов и их кишечных сожителей – жгутиковых простейших. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клетчатку (целлюлозу) на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы, без симбионтов они бы погибли. Жгутиковые получают в кишечнике благоприятные условия среды и в свободном состоянии в природе не встречаются.

        Симбиоз является одной из форм взаимодействия видов, при которой оба партнера получают выгоду. В природе симбиотические взаимоотношения распространены широко и основаны главным образом на трофических или пространственных связях.        

Практическая часть занятия: 

        Работа по карточкам: обсудите в группе следующие вопросы.

1. В каких отношениях находится человек с другими биологическими видами экосистем, в которые он включен?

2. Каковы характерные особенности симбиотических отношений в экосистеме?

3. Опишите на любом примере экологические отношения, в которых находятся домашние животные, их взаимодействие с другими видами, включая человека.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Доклад "Формирование нравственно-этического отношения к природе на уроках чтения"

Формирование любви к природе, бережное отношение к ней...

Учебно-исследовательская работа «Старообрядчество на Южном Урале: становление, традиции, отношение к природе».

Учебно-исследовательская работа  «Старообрядчество на Южном Урале: становление, традиции, отношение к природе».     Выполнила: ученица  8 «Б» классаМОАУ « СОШ №...

Создание методики "Школа любования" с целью воспитания бережного отношения к природе

Традиционный однодневный поход экскурсия, который проводится в объединении -  кукольный театр "Веселая компания" на протяжении более 10 лет, способствовал  созданию методики "Школа любования...

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...