Презентация опыта по теме "Стратегия смыслового чтения на уроках биологии" представлена на II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки»
методическая разработка по биологии

Исакова Татьяна Анатольевна

II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки». 

Данная презентация опыта раскрывает важность обучения смысловому чтению. Владение стратегиями смыслового чтения помогает обучающимся достигать поставленных целей и расширять свои знания. В статье описываются приемы, используемые на различных этапах урока при работе с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест»

номинация «Лучшие методические находки». Исакова Татьяна Анатольевна

МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»

Стратегия смыслового чтения на уроках биологии

Аннотация. Данная презентация опыта раскрывает важность обучения смысловому чтению. Владение стратегиями смыслового чтения помогает обучающимся достигать поставленных целей и расширять свои знания. В статье описываются приемы, используемые на различных этапах урока при работе с текстом.

«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

разве разум оратора не должен постичь истину того,

о чем он собирается говорить?»

Платон

Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя. Для осуществления педагогической деятельности их формирование и развитие имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в новых образовательных стандартах, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА, ЕГЭ и ВПР. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы, даже успешные обучающиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В-третьих, неутешительные результаты международных исследований, проведенные Международной программой по оценке образовательных достижений, учащихся и Международного проекта «Изучение качества чтения и понимания текста». Проблемы у учащихся возникали уже на начальном этапе – при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам заданий приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания».

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Цель опыта: создание условий для развития навыков смыслового чтения как средства формирования и развития универсальных учебных действий на уроках биологии.

  Для достижения цели мною были поставлены задачи:

  • изучить различные стратегии смыслового чтения;
  • способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха на уроке.

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В чем же заключается цель смыслового чтения?

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.

В связи с этим необходимо найти эффективные приемы обучения учащихся продуктивному чтению и систематически  использовать их в своей практике для достижения результатов.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

Я думаю, что многие методические приемы, используемые на уроке, большинство также широко применяют в своей практике, но на некоторых остановлюсь подробнее.

Прием

Суть приема

На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний

Лови ошибку

Этот приём активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

Верю – не верю

Удобнее применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка обучающихся к восприятию новой информации. Он помогает активизировать внимание обучающихся, подготовить, помочь им вспомнить

все, что им известно по данной теме. Этот приём чаще всего используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Горячий стул

К доске выходит обучающийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Обучающиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Составь пары

Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

На этапе изучения нового материала

«Ассоциативный куст»  

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.  Учитель пишет     ключевое     слово   или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации. Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать знания, мотивировать последующую      деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. На уроках этот приём можно использовать на этапе мотивации.

Кластер

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулирует вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение.

Спроси себя..

Прочитав формулировку темы урока, разбери её по частям (словам, терминам) и вспомни, что об этих частях известно.

Составь определение

Обучающимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин  и составить из них определение. Ученики сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

На этапе закрепления

Найди пару

Соотнесите текст с рисунками.

Логическая цепочка

Учитель выбирает несколько событий и распределяет их в произвольном порядке. Ученикам предлагается восстановить правильный порядок. Ученики расставляют события на верные места в цепи, приходя к единому мнению.

Допиши предложения

Предлагается закончить предложения по теме урока.

Словарные акростихи

1 – ученикам задается ключевое слово, связанное с темой;

2 – заданное слово ученики пишут побуквенно, а тетради вертикально;

3 – ученики должны составить акростих, используя каждую букву заданного слова.

На этапе рефлексии

Пирамидная история

Благодаря знаниям, полученным на уроке обучающиеся заполняют «Пирамиду». Номер строки означает количество слов, вписываемых в «Пирамиду» 

Исключение

Перечисляются ряд слов  по теме, необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор.

И как результат своего выступления могу сказать - моя функция заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности, учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. При этом результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Результаты участия обучающихся

в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Название конкурса, олимпиады

Учебный год

Количество  участников

Класс

Количество победителей и призёров

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап)

2019-2020

5

7

1 победитель

2 призера

2020-2021

9

1 победитель

Областная олимпиада школьников по биологии и экологии   для 5-8 классов

(муниципальный этап)

2019-2020

3

7

8

1 победитель

2 призера

2020-2021

6

5

6

8

2 призера

2 призера

1 победитель

1 призер

Всероссийский экологический диктант

2020-2021

21

5

6

8

9

10

1 победитель

2 призера

1 победитель

3 призера

3 победителя

5 призеров

2 победителя

4 призера

XVI Всероссийская олимпиада «Мыслитель»

2020-2021

2

6

2 победителя

Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения информационной культуры, учащихся основных образовательных программ.

 

Литература

1.  Мишакова В. Н. Работа с текстом на уроках биологии: учебно-методическое пособие /В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО – 2013. -105 с. (ФГОС второго поколения).

2. Мишакова В.Н. Современный урок биологии: проектирование и анализ. Методическое пособие. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013.

3. Суматохин, С.В. Виды чтения при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №7 – С. 15-23.

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя –М.: Баласс 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций « Оренфест » номинация «Лучшие методические находки » Стратегия смыслового чтения на уроках биологии Исакова Татьяна Анатольевна, у читель биологии МАОУ «Гимназия №1»

Слайд 2

« Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить ?» Платон, древнегреческий философ

Слайд 3

В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования (ООО) становится формирование умений смыслового чтения.

Слайд 4

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programme for International Student Assessment ) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. PISA - оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания. Исследования PISA приводятся трехлетними циклами.

Слайд 5

Цель опыта : создание условий для развития навыков смыслового чтения как средства формирования и развития универсальных учебных действий на уроках биологии . Для достижения цели мною были поставлены задачи : изучить различные стратегии смыслового чтения; способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха на уроке.

Слайд 6

Вдумчивое = смысловое чтение позволяет понять, зачем мы вообще читаем; способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания; считается главным аналитическим инструментом для обучения в дальнейшем; помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Слайд 7

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Слайд 8

Приемы по формированию смыслового чтения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Слайд 9

Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний Прием «Лови ошибку» Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок. Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология . Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Слайд 10

Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний Прием «Лови ошибку» Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок. Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн. видов . Для их изучения существует особая наука ихотология . Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот , окруженный губами , глаза с веками , ноздри для дыхания . Как и у ланцетника , у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Слайд 11

Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний Прием « Верю-не верю» 5 класс. Тема «Почва как среда обитания» «Верите ли вы, что…» - … почва и камень родственники? - … растения участвуют в образовании почвы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

Слайд 12

Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний Прием «Горячий стул» 5 класс. Тема «Увеличительные приборы». Ученику предлагается определить по подсказкам обучающихся части микроскопа. Предметное стекло Окуляр Зеркало Предметный столик и др.

Слайд 13

Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний Прием «Составь пары» 8 класс. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» Клетки крови Функции 1.Эритроциты А. Защитная 2.Лейкоциты Б. Транспортная 3. Тромбоциты В…..

Слайд 14

Этап изучения нового материала Прием «Ассоциативный куст». 5 класс «Бактерии». Какие ассоциации возникают у вас при слове «бактерии»? (маленькие, простейшие, разные, полезные, вредные, бифидобактерии , болезни). Опираясь на эти ассоциации учитель вместе с учащимися может сформулировать цель урока, план разбора темы урока.

Слайд 15

Этап изучения нового материала Прием «Кластер» 6 класс «Цветковые растения»

Слайд 16

Этап изучения нового материала Прием «Спроси себя..». Биология. 6 класс: “Луковица – видоизменённый побег растения”. Ход чтения темы – рассуждения: Побег – стебель с листьями и почками. Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки. Видоизменённый – необычный. Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась?

Слайд 17

1.Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо–железо; глобин–белок). Основная функция- перенос кислорода. 2.Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови. 3.Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет. Этап закрепления Прием «Найди пару». 8 класс «Кровь». Задание. Соотнесите тексты с рисунками .

Слайд 18

Этап закрепления Прием «Логическая цепочка». 8 класс «Нервная и гуморальная регуляция». Факторы рецепторы нервные ЦНС нервные орган среды импульсы импульсы гипоталамус гипофиз эндокринные гормоны железы

Слайд 19

Этап закрепления Прием «Допиши предложение». 8 класс. Тема «Пищеварительная система» Допиши предложения 1) Химическая переработка пищи во рту идёт с помощью … 2) Механическая обработка пищи во рту идет с помощью …

Слайд 20

Этап закрепления Прием « Словарные акростихи ». 1 – ученикам задается ключевое слово, связанное с темой; 2 – заданное слово ученики пишут побуквенно, а тетради вертикально; 3 – ученики должны составить акростих, используя каждую букву заданного слова. 8 классе у нас получился следующий акростих к термину «организм» О - объединение Р – разных Г – групп А – анатомически Н – нужных И – индивиду З – запускать М - механизм

Слайд 21

Пирамидная история План описания. Номер строки означает количество слов вписываемых в «Пирамиду » Хлоропласт Двумембранный органоид Цитоплазма эукариотической клетки Преобразование энергии солнечного света Возбуждение электронов хлорофилла квантом света Фотофосфорилирование АДФ, фотолиз Н 2 О, восстановление НАДФ + Циклическое восстановление углекислого газа с образованием углеводов Зелёные растения благодаря хлоропластам обеспечивают энергоносителями всё живое

Слайд 22

Этап рефлексия Прием «Исключение » Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор « Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Слайд 23

Умение работать с различными видами текстов способствует самостоятельному приобретению новых знаний учащимися и активному формированию у них универсальных учебных действий. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

Страница сборника тезисов Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

В сборнике представлена публикация внеклассного мероприятия по профилактике алкоголизма с использованием межпредметных связей....

Презентация на тему: "Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....