Изучение животных тканей
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Ганькина Анастасия Александровна

Презентация к л.р. "Изучение животных тканей", биология 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_zhivotnyh_tkaney.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение животных тканей Выполнила студентка гр. БХ-17-1 Ганькина А.

Слайд 2

Лабораторная работа Тема. Микроскопическое строение тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). Цель: д ать представление о строении основных типов тканей. Материалы и оборудование: г истологические препараты, микроскопы.

Слайд 3

Выделение разных типов тканей обусловлено их отличительными особенностями : эпителиальная ткань состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу, межклеточное вещество у неё не развито, кровеносные сосуды отсутствуют, клетки расположены на базальной мембране, полярны (имеются полярный и базальный полюса). Основные функции – защитная, всасывательная, секреторная; соединительная ткань состоит из клеток различной формы и значительного количества межклеточного вещества, включающего основное вещество и волокна. Главные функции – механическая (опорная), трофическая, защитная; мышечной ткани свойственно наличие сократительных элементов – миофибрилл, расположенных в цитоплазме клеток и обеспечивающих сократимость ткани . Мышцы выполняют двигательную функцию ; нервная ткань характеризуется наличием нервных клеток (нейроны, нейроциты ), способных раздражаться, возбуждаться, генерировать нервные импульсы, передавать их, и глиальных клеток. Основная функция – регуляция деятельности различных функциональных систем организма и связи его с внешней средой .

Слайд 4

Ход работы. Эпителиальная ткань. 1) Однослойный призматический или кубический эпителий (собирательная трубка почки кролика). При малом увеличении микроскопа найти на препарате округлые полые образования – поперечные срезы почечных канальцев, выстланных однослойным эпителием. Переведя микроскоп на большое увеличение , рассмотреть строение одного почечного канальца, обратив внимание на однослойность эпителиального пласта (все клетки лежат на базальной мембране),высоту клеток (кубические или цилиндрические в зависимости от ширины просвета канальца), различную форму ядер и их расположение, на базальную мембрану и соединительную ткань, подстилающую эпителий. Зарисовать каналец почки, обозначив все перечисленные детали его строения. 1 – ядро клетки эпителия; 2 – клетка эпителия; 3 – ядро клетки соединительной ткани; 4 – капилляр.

Слайд 5

Ход работы. Эпителиальная ткань. 2) Многослойный плоский неороговевающий эпителий (роговица глаза кролика). При малом увеличении найти на препарате пласт клеток, покрывающий роговицу глаза. Отметить, что клетки лежат в несколько слоёв друг на друге и только нижний слой – на базальной мембране. Перевести микроскоп на большое увеличение . Рассмотреть форму клеток в различных слоях эпителия (призматические, полигональные с отростками и плоские с уплощенными ядрами). Зарисовать в тетради многослойный эпителий. Указать, в чём заключается сходство и различие в строении однослойного и многослойного эпителия.

Слайд 6

Ход работы. Соединительная ткань. 1) Рыхлая волокнистая неоформленная (подкожная клетчатка крысы). При малом увеличении микроскопа отыскать на препарате участок с рыхлым расположением структурных элементов . Перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть форму клеток (большие звездообразные со светлыми ядрами – фибробласты; округлые или вытянутые с тёмными ядрами – гистиоциты) и структур межклеточного вещества (прямые или извитые ленты – коллагеновые волокна и тонкие, ветвящиеся, образующие сеть нити – эластические волокна). Зарисовать структурные элементы рыхлой соединительной ткани. 1 – пучки коллагеновых волокон; 2 – эластиновые волокна; 3 – фибробласты; 4 – ядра фибробластов; 5 – гистиоциты.

Слайд 7

Ход работы. Соединительная ткань. 2) Пластинчатая костная ткань (поперечный разрез диафиза трубчатой кости собаки). Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на преобладание по сравнению с костными клетками межклеточного вещества (упорядоченно расположенные костные пластинки). Отметить расположение костных пластинок в наружном, среднем и внутреннем слоях трубчатой кости. При большом увеличении микроскопа найти остеон – структурную единицу компактного вещества кости . Обратить внимание на концентрически расположенные вокруг полости, где проходит кровеносный сосуд (гаверсов канал), костные пластинки, на кольцевидные ряды отростчатых костных клеток – остеоцитов. Зарисовать остеон. Отметить общие черты и особенности в строении межклеточного вещества рыхлой соединительной ткани. Указать, какая существует связь между строением межклеточного вещества и функцией разновидностей соединительной ткани.

Слайд 8

Ход работы. Мышечная ткань. Поперечнополосатая (язык кролика). Рассмотреть препарат. При малом увеличении микроскопа найти продольные и поперечные мышечные волокна . Перевести микроскоп на большое увеличение . Обратить внимание на форму мышечного волокна, его строение, найти наружную оболочку волокна – сарколемму, миофибриллы и многочисленные ядра. Зарисовать одно-два мышечных волокна и обозначить отмеченные детали их строения. 1 — мышечные волокна в продольном разрезе; 2 — ядра мышечных волокон; 3— поперечная исчерченность ; 4— мышечные волокна в поперечном разрезе; 5— миофибриллы в саркоплазме; 6 — эндомизий ; 7 — кровеносный сосуд

Слайд 9

Ход работы. Нервная ткань. Мультиполярные нервные клетки (сетчатка глаза лошади). При малом увеличении микроскопа найти на препарате скопление нервных клеток, окрашенных в синий цвет, с хорошо заметными отростками . Перевести микроскоп на большое увеличение . Обратить внимание на отростки, различающиеся своим строением: дендриты (ветвятся и отходят широким основанием) и аксон (тонкий, не ветвящийся, одинаковой толщины на всём протяжении). Зарисовать 1-2 нейрона, обозначить характерные элементы их строения. Перечислить структурные элементы нервной клетки, образующие нервные волокна. 1 – тело нейрона; 2 – дендриты; 3 – нейрит; 4 – варикозные утолщения дендритов

Слайд 10

Ход работы. Обобщить изученный материал, составив таблицу: Сравнительная характеристика типов тканей Типы ткани Особенности строения Функции Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная наличие сплошного клеточного пласта , базальной мембраны и подстилающей соединительной ткани , полярности клетки , отсутствие кровеносных сосудов защитная, всасывательная, секреторная многообразие клеток и межклеточного вещества опорная (механическая), трофическая, защитная наличие мышечных клеток (волокон), содержащих миофибриллы двигательная наличие отростчатых нервных клеток взаимодействие органов и связь организма с внешней средой

Слайд 11

Вывод. В ходе выполнения лабораторной работы дано представление о строении основных типов животных тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение животных Сармановского района, занесенных в Красную книгу села Саклов-Баш, проектной технологией.

При изучении экологической тропы мы заметили, что по всей протяженности нам встречались животные. Нет слов, что животный мир очень скудный, тем более в нашей местности мало площадей лесов, в осн...

Изучение свойств тканей в 5-ом классе

В данном материале представлен урок по материаловедению, кроссворд и презентация....

типы животных тканей

С помощью данной презентации можно повторить и проверить уровень усвоения материала по теме "Типы животных тканей"...

Урок по технологии «Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки» (5 класс)

Технологическая карта урока по изучению свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки предназначена для девочек 5 класса. На данном уроке обучающиеся знакомятсяне только со свойствами и видами натура...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде

Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»5 класс...