Изучение свойств тканей в 5-ом классе
методическая разработка (технология, 5 класс) на тему

Синева Людмила Константиновна

В данном материале представлен урок по материаловедению, кроссворд и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_materialovedeniyu.doc194.5 КБ
Office presentation icon moya_prezentaciya.ppt1.44 МБ
Microsoft Office document icon krossvord2.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Никологорская средняя общеобразовательная школа

Вязниковского района Владимирской области

Урок по материаловедению

«Изучение свойств тканей»

Учитель технологии

1-ой квалификационной категории -

Синева Людмила Константиновна

Никологоры

 2010


Тема: изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки.

Цель: расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.

Задачи:

  1. Образовательная – расширить кругозор учащихся; ознакомить со свойствами тканей; ознакомить с различными видами русского народного костюма;
  2. Развивающая – развить мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному костюму;
  3. Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории национального костюма;
  4. Практическая – научит выполнять кукол-закруток.

Методы обучения: беседа, наглядно-иллюстрированные, практический (игра).

Оборудование и материалы: Образцы и фотографии кукол-закруток; изображения русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища размером 15х15 или 18х18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18см; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.

Рисование: правильный подбор цветов.

Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее).

Время: 45х2.

План  урока:

I. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку;

- проверка присутствующих;

- сообщение темы и цели урока.

II.        Теоретическая часть:

- рассказ о народной русской игрушке;

- объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

III.        Практическая часть.

IV Подведение итогов:

- анализ выполненных работ;

- оценка знаний учащихся.

V.         Домашнее задание.

VI.        Уборка рабочих мест.

Ход урока

  1. Организационный момент

- У кого из вас дома в семейном альбоме сохранились фотографии ваших прабабушек?

В чем состоит отличие их одежды от одежды нашего времени?

- У кого из вас дома есть мягкие игрушки?

- Из чего они сделаны?

  1. Теоретическая часть.

Рассказ о народной русской игрушке – шитой тряпичной кукле. Сообщения учащихся о натуральных волокнах, тканях, народных игрушках, выполненных из них.

Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и так далее. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать учениц на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать ее эскиз в цвете.

Объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок – ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.

(В рассказе о натуральных волокнах и тканях учитель использует межпредметные связи с литературой, ИЗО. Показывая образцы тканей, учителю необходимо объяснить учащимся, как определить долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны, обратить внимание на структуру переплетения нитей.)

Физико-механические свойства ткани – прочность и сминаемость – используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учащихся на такие технологические свойства ткани, как осыпаемость нитей, усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьма, лента, петельный шов).

  1. Практическая часть

Проводится в виде конкурса. С помощью учителя учащиеся разбиваются на несколько рабочих групп, каждая из которых будет выполнять свою куклу-закрутку. Учащиеся с помощью учителя подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель дает краткую информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. По окончании работы проводится конкурс, где выявляется кукла, наиболее похожая на исторический прототип.

Последовательность изготовления куклы-закрутки  

1        На кусок плотной ткани, предназначенной для туловища, наложить ватин (вату, синтепон), отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза также загнуть наизнанку, подклеить снизу (а).

2.        На уровне линии шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).

3.        Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением треугольником в два приема (и); накрыть верх закрутки центром белого лоскута; сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г); подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е); затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).

4.        Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы (з).

При изготовлении основы куклы необходимо объяснить учащимся, что туловище должно быть устойчивым, не падать и именно для этого выполняется подгиб. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. Волосы можно сделать из веревок, штопки, остатков шерстяной пряжи (мягкие нитки лучше укладываются по форме). Можно использовать ткань, которую прикрепляют на средней линии головы.

5.        Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм (сарафан, юбку, фартук) можно украсить несложной вышивкой, тесьмой, лентами, блестками, бусинками.

  1. Подведение итогов.

Проверка приобретенных знаний.

На основе проведенной работы выставляются оценки. При проведении конкурса и выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения куклы, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.

Приложение 1.

История тряпичной куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Старушки в деревнях делали куклу из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.  

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Кроссворд.

Элементы материаловедения, 5 класс.

3

1

6

9

2

5

8

7

10

4

   По горизонтали:

6. Ткани из хлопка. 8. Ткани и волокна одноименного названия.

9. Нити, идущие вдоль кромки ткани. 10. Материал для изготовления швейных изделий.

   По вертикали: 1. Переплетение нитей основы и утка. 2. Тонкая нить

для производства ткани. 3. Поперечная нить в ткани. 4. Придание суровой ткани красивого вида. 5. Ткань, снятая с ткацкого станка. 7. Совокупность операций с волокнистой массой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по материаловедению в 6 классе "Свойства ткани"

Урок помогает ученикам познакомится с различными свойствами ткни....

Тест «Ткацкие переплетения и свойства тканей» 6 класс

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять. В 6 классе учащиеся знакомятся с волокнистым сос...

Урок по технологии «Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки» (5 класс)

Технологическая карта урока по изучению свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки предназначена для девочек 5 класса. На данном уроке обучающиеся знакомятсяне только со свойствами и видами натура...

«Изучение свойств льняных волокон и тканей»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 7А КЛАССЕТЕМА: «Изучение свойств льняных волокон и тканей»  УЧИТЕЛЬ:  Цыбанева С.В.                ...

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»5 класс...

Конспект урока по технологии. Тема: "Изучение свойств древесины различных пород" 5 класс

Практическая часть (представление модели урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода, с технологичным описанием деятельности учителя и учащихся по достижению поставленной зада...