Урок по теме "Класс Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Хляпова Наталия Григорьевна

Разработка урока по теме "Класс Земноводные" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemnovodnye.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием технологии развития критического мышления

Тема

Класс Земноводные, особенности их строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

Приемы: таблица «З.Х.У», «фишбоун», «синквейн».

Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; продолжить формирование умений наблюдать, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

Литература: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Многообразие живых организмов». 7 кл., Энциклопедия для детей. Биология. М. «Аванта», 1999 г., Б.Н. Орлов «Ядовитые растения и животные СССР»

Автор: учитель биологии высшей категории Хляпова Н.Г.

Оборудование: таблица « Тип Земноводные», влажные препараты, скелеты земноводных.

Ход урока

На данном уроке реализуется схема вызов- осмысление- рефлексия. Основные приемы-таблица « Знаю- хочу узнать – узнал » (этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся информацию по теме, расширить знания по изучаемому вопросу, их систематизировать); схема «Фишбон» (используется для того, чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему,

обозначить направления поиска ее решения).

1.Стадия вызова.

Урок начинается с рассказа старинной финской сказки,  в которой говорится о том,  что жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, за чем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»

- В кого же превратилась младшая царевна? Как правило, ребята правильно отвечают, что фея превратила младшую царевну в лягушку.

-Чем же так необычны земноводные, почему на них «дивятся» все люди? Ученики предполагают, что живут амфибии в двух средах обитания, и это отразилось на их строении..

На следующем этапе вызова учащимся предлагается вспомнить, что им известно о земноводных и заполнить левую часть таблицы «З.Х.У». Учащиеся работают в парах и заполняют таблицу в тетрадях.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Холоднокровные.

2.3-камерное сердце.

3.Позвоночные и т.д.

Учащиеся слушают ответы товарищей и дополняют записи в тетради.

Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать», для ее заполнения прошу учащихся задавать вопросы.

-Что бы вы хотели узнать о земноводных?

Например:

- Почему земноводные вышли на сушу?

-Как устроены амфибии?

-Как они приспособлены к среде обитания?

Нередко у учеников возникают вопросы, связанные с мифами об этих животных. Например, могут ли от лягушек быть бородавки? И т. д.

Далее акцентирую внимание учащихся на том, что мы будем изучать амфибий в течение трех уроков и постараемся ответить на все поставленные вопросы, но главная цель сегодняшнего урока состоит в том, чтобы раскрыть особенности строения земноводных, связанные с жизнью на суше.

-Как вы думаете, от кого произошли амфибии?  

-Какие животные относятся к амфибиям?

Учащиеся отвечают на эти вопросы, используя рисунки учебника (В.Б. Захаров, Н. И. Сонин «Многообразие живых организмов».7 кл., с.186-187).

350 млн. лет назад на Земле было очень жарко, водоемы пересыхали, в воде было мало кислорода и амфибиям ничего не оставалось, как выйти на сушу и приспособится к жизни на ней. Первые земноводные- стегоцефалы. Но все-таки полностью порвать связь с водой амфибии не смогли. Рассматривая таблицы, влажные препараты, ученики выясняют какие приспособления остались у земноводных в связи с жизнью в воде.

2.Стадия осмысления.

На этой стадии переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющуюся  у нас информацию.

Главные источники информации - текст учебника и «Сравнительная таблица сред обитания».

Учащимся предлагается изучить свою часть текста учебника, ознакомится с характеристикой воздушной среды обитания, рассмотреть влажные препараты «Строение лягушки», скелеты земноводных.

1 ряд- с. 188

2 ряд- с.189

3 ряд- с. 190

В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.

На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних косточках по мере чтения текста выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Сравнительная характеристика сред обитания

Характеристика среды обитания

Вода

Суша

Плотность среды

Высокая

Невысокая

Доступность кислорода

Количество кислорода относительно невелико

Количество кислорода постоянно и доступность неограниченна

Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела определяется силой тяжести

Испарение с поверхности тела

Испарения нет

Существенное испарение, особенно при высокой температуре

Температурный режим

Колебания температуры незначительны

Существенные колебания температуры

Прозрачность среды

Небольшая

Большая

Представим на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте.

Необходимые пояснения: работа проводится в группах по четыре человека.

                                                        причины

Как приспособиться         вывод

К жизни на суше?

                                                         Факты

По ходу составления схемы, ученики делают вывод о том, что амфибии в процессе эволюции приспособились к жизни на суше, но не утратили связь с водой.

3. Стадия рефлексии.

Группы представляют свою часть схемы «Фишбоун», обмениваются информацией, дополняют ответы друг друга. Далее напоминаю ребятам главную цель урока, ученики перечисляют приспособления земноводных к жизни на суше.

Затем предлагаю вернуться к таблице «З.Х.У.» и заполнить правую часть таблицы. Ученики записывают, что нового они узнали на уроке и составляют общую характеристику класса Земноводных.

Последним этапом работы станет написание «синквейна» со словом «амфибия».

Например:

        Амфибия

        Холоднокровная, скользкая

                Прыгает, дышит, питается

        Первое наземное позвоночное животное

        Земноводное.

Задание на дом:

Стр.186-188 учебника, № 121 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-видеоканал "Многообразие земноводных"

Цель урока: показать многообразие земноводных. Задачи:показать характерные особенности земноводных;выявить взаимосвязь строения земноводных  с образом жизни;познакомить с редкими и исч...

урок- смотр знаний "Земноводные и пресмыкающиеся"

Основная цель урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся и земноводных, о взаимоотношениях их со средой обитания; раскрыть роль   животных ...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Урок по теме «Земноводные»

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране....

урок-экскурсия "Мир Земноводных"

Урок по теме «Мир Земноводных» проводится в форме экскурсии. Выбираются  экскурсоводы из числа учащихся, раздаются задания. В период подготовки к уроку учащиеся  подбирают  матери...

План - конспект урока с презентацией "Земноводные"

Данный урок продолжает тему «Многообразие животных» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой...