План - конспект урока с презентацией "Земноводные"
материал по биологии (7 класс) по теме

Баранова Елена Анатольевна

 

Данный урок продолжает тему «Многообразие животных» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.        Урок построен  в соответствии с программными требованиями.  На уроке используются: компьютер, мультимедиапроектор, экран,  презентация, видеофрагмент. Демонстрационный материал:  живые лягушки, учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, раздаточный материал: задания, жетоны, географическая карта «Распространение животных». Это личностно – ориентированный урок с использованием информационных коммуникационных технологий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План - конспект урока124.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                 «Ильинская средняя общеобразовательная школа»                                                                                 Шелаболихинского района Алтайского края

Методическая разработка урока

по биологии  в 7 классе на конкурс

«Лучший урок с использованием ИКТ  в номинации

 «Мероприятие с использованием авторских электронных образовательных ресурсов»

Барановой Елены Анатольевны

учителя Биологии и химии

с. Ильинка

2013 год

Биология. Урок - исследование

Тема: Класс Земноводные.

Класс: 7

Урок – исследование.

Технологии: Видео - голоса лягушек, презентация, созданная  с помощью программы Power Point.

Аннотация:  

Данный урок продолжает тему «Многообразие животных» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.       

Урок построен  в соответствии с программными требованиями.  На уроке используются: компьютер, мультимедиапроектор, экран,  презентация, видеофрагмент. Демонстрационный материал:  живые лягушки, учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, раздаточный материал: задания, жетоны, географическая карта «Распространение животных». Это личностно – ориентированный урок с использованием информационных коммуникационных технологий.  

Для формирования активной позиции обучающихся на уроке была создана  проблемная ситуация через постановку вопросов:

1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично- наземным?

2.Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

3.Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

Проблемная ситуация помогает ученикам видеть цель своей работы,  оценить свою деятельность на уроке. Эту ситуацию я смогла решить через слайды презентации и видео.

Главная идея урока сформировать положительные эмоции ребят к своей деятельности на уроке через ИКТ,  исследовательскую работу и рефлексию.

   Цель урока – создание условий для осознания материала о земноводных, раскрытия  особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше, через ИКТ.

При целевой установке урока я учитываю содержание материала, программные требования, необходимый уровень знаний и умений учащихся.

Задания направлены  на формирование умений   работать в группе с презентацией, видеофрагментом, демонстрационным материалом (живые лягушки, учебники, справочники, лабораторное оборудование), на развитие умений анализировать, делать обобщения и выводы.

Структура урока соответствует целям урока и типу: открытие новых знаний.

Постановка проблемы через постановку вопросов, решение задач,  работа в группе,  рефлексия повлияли на его эффективность.  

Данная структура является рациональной для решения поставленных задач. Я считаю, все этапы урока  связаны между собой.

Весь материал данного урока подобран с учетом психологических особенностей детей данного возраста (динамичность, наглядность, смена видов заданий). Есть задания на концентрацию внимания, мышления, воображения. Использование презентации на уроке позволяет подать материал более динамично, повысить темп урока и его эффективность. Опыт показывает, что уроки с мультимедийным сопровождением развивают у учащихся наглядно-образное мышление и формируют информационную культуру.

Использование компьютерной техники влияет на активность учащихся, их  работоспособность, самостоятельную деятельность, возможность реализации личностно- ориентированного подхода в обучении. Один вид деятельности переходит в другой. Групповая работа чередуется с видеофрагментом, беседой, выступлением учащихся. На протяжении всего урока  осуществляется обратная связь. Для реализации задач на уроке используются следующие  дидактические методы: вербально - информационный,  проблемный и исследовательский, а также разные формы учебного взаимодействия (учитель-ученик, учитель-книга, ученик-компьютер, ученик- презентация, ученик-ученик).  

На уроке используются индивидуальные, фронтальные и групповые формы организации учебной деятельности. Групповые формы работы способствуют формированию взаимоотношений между членами малой группы.          

Здоровьесберегающий компонент урока выдержан за счёт смены деятельности и небольшой физкультминутки

По результатам тестовой работы обучающиеся производят самооценку своей деятельности на уроке.

Главная идея урока: формирование положительных эмоций ребят к своей деятельности на уроке считаю достигнута.

Эта идея решалась через следующие формы работы:

•        Исследовательская деятельность

•        Использование ИКТ(презентация, видеофрагмент), литературы и  живых объектов в качестве источника информации.

•        Формулировка целей исследования и их решение.

•        Рефлексия урока.

Домашнее задание носит дифференцированный, творческий и вариативный  характер. С целью развития навыков работы с компьютером, умением пользоваться информацией в Интернете в домашнее задание  было включено задание на нахождение информации о амфибиях Алтайского края. Ученику предоставляется свобода выбора. Учащийся самостоятельно выбирает наиболее интересующее его задание по содержанию, по виду, форме. Это даёт возможность максимально активно проявить себя, развивает творческие способности учащихся.

Итоги работы подводят сами учащиеся после выполнения исследований.

Используется методика самопроверки.

      Рефлексия в конце урока помогает определиться ученикам, что цели и задачи урока достигнуты, но самое главное, что у обучающихся сформированы положительные эмоции.         Положительные эмоции являются движущей силой в формировании мотивации деятельности на уроке.  

     Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.

Задачи урока:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, видеофрагмент, демонстрационный материал: скелет лягушки, муляжи лягушек, жаб, тритонов; влажные препараты, живые лягушки, учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, раздаточный материал: задания, жетоны, географическая карта «Распространение животных».

Понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, история, география.

Ресурсы Internet:

1.     http://www.zemnovodik.ru 

2.     http://www.ecosystema.ru 

3.     http://search.icq.com

4.     http://bufodo.apus.ru/index2.html

5.      http://www.proshkolu.ru/user/355sns/

6.      http://www.people-publishing.com/elektronnye_knigi/mifologiya_etnografiya/m_zabylin_russkiy_narod_ego_obychai_obryady_predan/

Литература: 1)Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. –

2)Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2001. – 192с.;

3)Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: учебник

4)Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле

5)Я познаю мир:Детская энциклопедия: Амфибии.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Орг. момент

 

Рефлексия

Эмоци-ональ-

ного состояния

 



                 

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.  

 

Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением» 

 1слайд    

Приветствуют учителя

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

 Откройте  тетради, запишите  число. 

2 слайд

Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Актуали-

зация знаний, фиксация затруд-

нений деятель-

ности

 

 

 

 

 








Сегодня мы приступаем,  к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого?

Я умышленно не написала тему урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок поможете  угадать, о ком пойдет речь.

 Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов животных, слизь кожных выделений, содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки.

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах  для красоты, они служат объектом для науки, им поставлены памятники во многих городах.

Загадка: Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.                                                        

   Речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные! В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
















Обсуждают в парах. Выбирают точку зрения, высказываются

 

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

 Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

На доске появляется тема урока.

Выход на постанов-

ку субъек-

тивных целей

Давайте с помощью наших подсказок сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на уроке.

                         3 слайд

  1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

 2.Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

3.Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?






Формулируют вопросы. На каждый вопрос по 1-2 мин.






Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересован-

ность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

4 слайд-первая часть

На основе темы урока, и   наших вопросов давайте сформулируем цель нашего урока.      

Цель нашего урока –  изучить  внешнее строение в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. Выяснить значение лягушек.

4 слайд

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организа-

ция самосто-ятельной деятель-

ности учащихся по приобре-

тению новых знаний


Для полноценной работы давайте поделимся на группы, так как вы всегда работаете. Благодарю. Распределите пожалуйста между роли между собой. Обратите внимание, на доске алгоритм работы в группе.

(отдаю бейджики с ролями:1спикер, 2хранитель времени, 3хранитель порядка, 4организатор, 5-писарь)Чистые листы для записей на столах.

                       Вопросы для групп.

  1 группа.  5 слайд

Найдите в словаре определения понятиям!  “земноводные” и “амфибии”. 

  2 группа.

 Найдите на карте местообитание лягушек на планете.

 3 группа.

 Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные? По каким признакам можно разделить животных в группы? Распределите животных по отрядам.(Признаки объединения в от-ряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)

Работа в парах с текстом учебника, словарями, раздаточным материалом.

Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив-

ных качеств. Реализация принципа субъективности.

Первич-

ное закрепле-

ние во внешней речи

 Хранитель времени отсчитывает  4 мин.

Идет работа в группах.

На экране с помощью проектора размещаю схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы. Работа около 4 минут.

Развитие умения работать в группе.

Воспроиз-ведение информа-

ции, составле-

ние единого целого из отдельных блоков

Организую выступление от каждой группы.

Составление схемы «Классификация земноводных».

6 слайд  -  1 гр  Земноводные

                            Амфибии

7 слайд   -  2-гр распространены повсеместно в широтах с теплым и влажным климатом, держатся амфибии у водоемов

8 слайд   -  3 гр- Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов

Спасибо!

Участвуют в обсуждении, составлении схем. Обмениваются  информацией и выводами.


записывают понятия  в тетрадь




записывают понятия  в тетрадь


 

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта















Теперь немного истории.   

 9 слайд Появились земноводные более трех сот  млн. лет назад. Путь на сушу им проложили  рыбы, сходные с кистеперыми.

Устали? Давайте немного отдохнем. Все встали.(физкультминутка)

 10 слайд

Присядьте,  продолжим занятие.

Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются. И это не могло не сказаться на их внешнем строении. Приступим к изучению амфибий на примере лягушки.




















Здоровье- сберегающие технологии.





Органи-

зация самос-

тоятель

ной деятель-ности учащих-

ся по приобре-

тению новых знан                                                                                                                                       ий

Внешнее строение.

Для этого давайте посмотрим видеофрагмент.  Постарайтесь обратить внимание, как  двигаются и какие звуки они издают.

  11 слайд     12 слайд

Перед вами лягушка. Вам необходимо пронаблюдать за ее движениями в воде и выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу, живые объекты.

Каждая группа будет работать по заданиям, которые лежат в красных конвертах. Если в процессе работы будут вопросы, поднимите руку, я подойду! Все, приступаем к работе. Хранитель времени-10 мин

1 группа.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки, используя презентацию, учебник с.191(рис), живые экспонаты. Имеется ли покров на коже лягушки. Убедитесь, что кожа голая. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?( с. 188-кожа.

2. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея? Подпишите части тела лягушки. (с.188 1 абзац)

3. На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка?(учебник с.190-дыхательная система)

2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? (дополнит. материал-распечатка). Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? (учебник с.189) Как называется орган слуха?(с.189, 2 абзац с низу) Подпишите их на таблице.

3.Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?

2 группа.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. используя презентацию, учебник с.191(рис), живые экспонаты.

 

Работа в группах с текстом учебника, словарями, муляжами, живыми объектами, ресурсамиInter

net, проведение социологичес-

кого опроса и обработка результата.




Развитие общеучебных навыков, коммуникатив-

ных качеств. Реализация принципа субъективности.












































Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних?  Какое это имеет значение?  Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

2. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?

3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это сходство?

4. Анализируя ваши ответы, скажите: почему их называют переходной формой от водных животных к наземным.

 13 слайд

3 группа.

1.Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение? 

2.Проведите социологический опрос внутри группы «Как человек относится к амфибиям?»

 А. Когда вы видите лягушку, то испытываете:

а) отвращение

б) положительные эмоции

в) ничего, равнодушие

Б. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли:

а) да      б) нет

В. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую)

а) да     б) нет

Г. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?

Д. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?)

а) да б) нет

На основании теста сделайте вывод: Как человек относится к амфибиям? Что он о них знает?

Найдите информацию о памятниках Лягушкам.

Где поставлены памятники и за что?

 


Организует обсуждение внутри группы.

Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям.                    

 Вывод:

14 слайд,     15 слайд,        16 слайд








.








.






































Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения







Закреп-

ление во внешней речи и промежу-

точная рефлексия








Обсуждают, оформляют результат работы








Развитие умений работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

 Тестирование (Раздаточный материал)-жетоны на каждое задание

По количеству жетонов, делается вывод  о качестве работы в группах.

Выполняют тест

Самопроверка

( слайд)

Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив-ных качеств.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятель-ности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

17 слайд

Почему земноводных считают пере-ходной формой от водных животных к типично-наземным?

Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

Давайте мы с вами  вывод сделаем по уроку. 

Проводят рефлексию своей деятельности.

Реализация деятельностного подхода: как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Рефлек-

сия своего личного участия в работе

Выставите своей группе оценку по количеству жетонов.

Спасибо вам большое, за работу, мне очень приятно было с вами общаться, вы такие молодцы!

Выставляют оценку в своём листе.

 Домаш-

нее задание

18 слайд

Задания даю на группу, распределите вопросы между собой.

1. § 36

2. Задание по выбору:

1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в  Алтайском крае.

2) Творческое (на выбор):

1.Используя Интернет выясните: какие виды земноводных обитают в нашей местности?

2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверо-стишие и нарисуйте плакат в их защиту.

3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

3) Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом.

 19 слайд

При выходе пожалуйста, отметьте свое настроение, прилепив солнышко рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследователь

ского или творческого задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока и презентация

План-конспект конкурсного урока для учщихся разного возраста.  Тема: Роль английского языка при знакомстве с традициями разных странФорма:урок-праздник.Цель: стимулировать интереса к изучению анг...

План-конспект урока и презентация

План-конспект урока в 8 классе по английскому языку с использованием ИКТ.Урок разработала Сафарова Д.Р., учитель английского языка ГБОУ СОШ №608 Санкт-ПетербургаТема: «Food».Цель: совершенствование ле...

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

План-конспект урока и презентация

Конспект интегрированного по теме: употребление глагола в речи. ...

"Зимушка-зима". План-конспект урока с презентацией по ИЗО для 4 класса

Пейзаж родной земли.Зимушка-зима. Цель и задачи урока:познакомить детей с красотой зимнего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты родной природы, учить рисовать по памяти и представлению...

Урок технологии " Моделирование юбки" 6 класс по требованиям ФГОС (с план - конспектом урока и презентацией)

Программа курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8  классов образовательных учреждений (О. А.  Кожина) – М.: Дрофа, 2015Учебник - О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. ...