Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Волкова Наталья Сергеевна

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".

Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chelovek_v_gornile_vremeni.zip874.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 11

Тема: Рождение нового героя в литературе. (На примере рассказа М. Горькго «Старуха Изергиль».)

Начало урока.

На слайде крупно: 1895 го.

Учитель: Дома я просила вас посмотреть события, которые происходили в культурной жизни страны в 1895 году. И составить таблицу. Посмотрим, что вы нашли.

Проговорили (все это выходит на слайде)

Литература, театр

ИЗО, архитектура, музыка

Открытия, философия

Учитель: В том же году Горький пишет рассказ «Старуха Изергиль».

Чем необычно название?

Проговорили: 1. Необычное имя. 2. Старуха (режет слух, содержит авторскую оценку по возрасту)

Учитель: А много ли старух (и стариков) в русской литературе вы знаете?

Дети вспоминают персонажи. Выводим на слайд (сначала появляется первая часть слайда, после комментариев вторая)

Старухи и старики в русской литературе

Старуха Изергиль

Родители Базарова

Старуха-процентщица

Фирс

Графиня из «Пиковой дамы»

Герои русских сказок

Герои пушкинских сказок

«дрожащая рука с кривыми пальцами»

«время согнуло ее пополам»

«глаза были тусклы и слезились»

«сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями»

Учитель: Что отличает Изергиль от остальных персонажей?

Проговариваем: 1. Упоминание возраста.

Обратим внимание, что в горьковском персонаже не условная немощь, как в других, а всячески подчеркиваемая немощь.

2. Русская литература не любит стариков. И всех перечисленных персонажей никак нельзя назвать положительными. И все они не являются героями первого плана. В отличие о Изергиль. Автор дает ей роль героя-повествователя.

Учитель: Итак, можно сказать, что уже в названии проявляется особость персонажа и особость взгляда автора. Что-то новое прозвучало, чего еще не было. Название рассказа, конечно же, модернистская черта – сознательное эпатирование читателя. Это как декоративный костюм самого Горького (можно показать на слайде).

Учитель: Как вы думаете, о ком должно рассказываться в тексте с таким названием? Обычно главным героем становится персонаж, имя которого вынесено в заголовок (Онегин, Обломов, Рудин, Анна Каренина). А как здесь?

Проговариваем: оказывается, Ларра и Данко – тоже полноценные участники текста. Образ главного героя троится.

Учитель: Перейдем непосредственно к анализу текста.

С чего начинается рассказ?

Чтение фрагмента текста – описание мужчин и женщин и окружающего их мира.

Читает профессиональный чтец (использование фрагментов аудиокниги). Сразу без паузы прослушиваем и смотрим одноминутный ролик из кинофильма «Табор уходит в небо».

Обсуждаем текст, выделяем особенности, обращаем внимание на детали.

Текст начинается с упоения красотой человеческого тела: «Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч… женщины и девушки – веселые и гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые»… и т.д.

Интертекст (двум ученикам до урока было дано задание – подготовить работу по интертексту в рассказе – их выступление планируется на разных этапах урока)

Описание волос – «фантастические гривы», повторы («странные», «сказочные», «странные очертания и краски». Описание природы перекликается с описанием людей. Темно-синие глаза – синие облака. Волосы как гривы – клубы облаков и т.д.

Читатель погружается в атмосферу сказки.

Учитель: зачем нужна автору эта параллель в описании природы и человека?

Обсуждаем: рассказ начинается с антитезы названия и описания.

Можно говорить об эстетизации текста.

Учитель: у вас было задание по группам   - «Некрасивые герои русской литературы»

Ученики в виде таблицы представляют задание (имена героев и краткие описания их внешности)

Слайд

Некрасивые герои русской литературы

Старуха Изергиль, Ларра, Данко

Вывод: очевидно противопоставление.

Учитель: что же привлекает в них автора и читателей?

Ученики: Все эти некрасивые герои являются носителями этического, нравственного начала.

Учитель: русская литература всегда стояла на стороне этики и не эстетизировала жизнь. Если герои 19 века являются носителями нравственных ценностей, то можно ли говорить об этом применительно к героям Горького?

Нет

Горький выходит из русской классической традиции. Его нового человека не очень заботят вопросы нравственности, и Лару, и Изергиль, и Данко.

Учитель: у какого героя это наиболее очевидно?

У Ларры

Обратимся к анализу текста. Анализ эпизода суда

Лару не очень заботят вопросы нравственности, да и людей, которые его судят.

Учащиеся (2 группы) представляют инсценированное чтение сцены суда. Заранее перед ними поставлена задача выступить так, чтобы склонить слушателей на сторону Ларры или народа.

Обсуждение.

В чем вина Ларры? Он заявляет о своей исключительности.

Людям же мало расправиться с ним. Им важно получить удовольствие. В этом смысле они абсолютно равны, только их много, а он один.

Ларра отказывается подчиняться старейшинам и отказывается говорить с ними, будучи связанным? Какое качество Ларра ценит больше всего? – Свободу.

А на что обрекает человека желание быть свободным? – на одиночество. Чем оборачивается свобода? – наказанием.

В лирическом герое какого русского поэт воплощается образ одиночества?

Выступление по интертекстуальности (на слайде – текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучки»)

Учитель: итак, Ларра, противопоставивший себя людям, отказавшийся о морали, одинок, но и люди живут вне морали. Вы можете вспомнить в русской литературе 19 века героев, которые получали бы удовольствие, от созерцания того, как другие мучаются?

Итак, этической составляющей нет. Горький заявляет новый тип отношений с людьми, с миром в русской литературе.

Учитель: а теперь посмотрим на другого сказочного героя – Данко.

Как описывает Данко Изергиль? Дополните текст

На слайде выведены характеристики Данко с пропусками слов: «Данко – один из тех людей, молодой (красавец)» (опять на первый план в описании выходит Эстетическое). «Посмотрели на него и увидали, что он (лучший из всех), потому что в очах его светилось много (силы и живого огня)».

Наверное, и у Горького были варианты ответов.

Учитель: так кто же становится первым? Что же все-таки отличает его от остальных и делает исключительным?

Обсуждение. Первым становится не тот, кто умней и обладает знанием (Данко знает куда идти?), а тот, кто сильный.

А люди? Чем они занимаются? – Они сидели и думали. «И ослабли люди от дум». Впоследствии герой, ослабший от дум, появится у Платонова.

Учитель: Вспоминая Тургенева, можно сказать, что русская классическая литература – литература рефлексирующая, литература дум и раздумий, а не действий.

Новым героем Горького становится не тот, кто думает, а тот, кто способен на поступок.

Учитель: как продвигаются люди с Данко? Чтение текста. Выписываем на слух ключевые слова и комментируем.

Со слов «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо и грозно» до слов «И стали они упрекать его в неумении управлять ими,– вот как!»

На слайде ключевые слова: «шли маленькие люди» (тема маленького человека), «между больших деревьев» (оппозиция – нет слияния с природой, как в начале рассказа), «смотрело что-то страшное, темное и холодное», «пали духом», «стыдно ыло сознаться в бессилии», «в злобе и гневе», «стали упрекать».

Посмотрим, как изменятся чувства людей по отношению в Данко (слайд):

Страх – стыд – злоба – упрек

Беседа

В чем же упрекают люди Данко? – в неумении управлять ими

А он разве управлял ими? – он им предложил

Учитель: происходит суд над Данко. Как называется такой принцип построения композиции? – принцип зеркальности.

Инсценирование двумя учениками диалога Данко и людей.

- Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

- Ты умрешь! Ты умрешь!

Обсуждение: в чем обвинят люди Данко, а он их? – в усталости и, соответственно в бессилии. Происходит подмена понятий.

Зачем в речи персонажей такое количество повторов местоимений?

Вот она, оппозиция ТЫ – ВЫ

Здесь типичный романтический конфликт Героя и Общества, герой Один против Всех.

Учитель: А в чем проявляется позиция рассказчика? – в ремарках. Озвучим

Слайд: остановились они, сказали они, ревели они, они- как звери

Как меняется отношение автора в людям?

Они – как звери.

Есть ли место милосердию в их сердцах? – нет, как и в легенде о Ларре.

Интертекстуальность (выступление ученика по рассказу И.Бунина «Легкое дыхание» 1916). Прием повтора, состояние природы и эсхатологическая тема. «Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел» и «И холодный ветер все звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста») – на слайд. Стоит отметить, что весь текст построен на многочисленных повторах.

Учитель: как же реагирует Данко? Любопытно, что он уже не словами реагирует, а через авторскую речь? О чем это свидетельствует? Можно ли говорить о позиции автора? В каких предложениях видна реакция героя?

Обсуждение: цитирование «Тогда в го сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

Какой спектр чувств!

Составление схемы:

  1. негодование (тоже звериное, ненравственное)
  2. жалость к людям (потому что сознает свое превосходство)
  3. он любил людей (впервые! Здесь появляется любовь)
  4. без него они погибнут (завуалировано  звучит мысль о своей исключительности) они не могут – я могу

Учитель: В какой момент Данко обретает голос и как он звучит?

Обсуждение: «Что сделаю я для людей!?» А они его просили?

Учитель: можно говорить, что взаимоотношения Данко и людей – это мифологема взаимоотношений вождя и народа. Составьте график развития отношений между Данко и людьми.

Обсуждение (один и графиков переносится на доску)

Все плохо – веди ты нас – ты умрешь – себя в жертву – идем – они рванули очарованные

Учитель: чем очарованы люди?  - Горящим сердцем Данко

Как можно назвать это событие? – ЧУДО (явление чуда) Живой человек без сердца. Кстати, в этот момент Данко становится бессердечным.

И какая характеристика точно указывает на это? Подскажу: Как называет рассказчик мертвого Данко? – «еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце».

В этом смысле, вспомните лирического героя русской литературы, который лишается сердца (и лежит, как труп)?

Обсуждение. Это пророк Пушкина. Почему серафим «сердце трепетное» забирает у пророка? В этом заключается идея миссианства.

Учитель Итак, они пошли. А что меняется?

Обсуждение. И теперь гибли, но гибнут по-другому, «без жалоб и слез», потому что очарованные.

Просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Данко». Эпизод смерти Данко.

Учитель: «старуха кончила свою красивую сказку». Ничего себе красивая. Итак, какими видит своих героев Горький? Исключительными. Но результат одинаков. За что был наказан Ларра, понятно. Но за что наказан Данко?

Ответ: за то же. Толпа никогда не прощает превосходства над собой. Его, как и Лару, «поразили за гордость».

Учитель: давайте прочитаем последний абзац рассказа. Рассказ начинается описанием степи и им же заканчивается. Как называют подобную композицию текста? – кольцевой.

Какой был пейзаж в начале рассказа, красоты неописуемой, а какая картина рисуется в финале? Какое настроение остается после прочтения последних строк?

Обсуждение: настроение грустное, задумчивое, тягостное. Описание природы «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно и скучно… Море шумело глухо и печально».

Итак, здесь мы наблюдаем переход от красоты сказочного мира в степь, где «тихо и темно», «глухо и печально».

Учитель. Но все это легенды, а в центре-то рассказа – история заглавной героини. Легенды о Ларре и Данко хоть похожи на сказку, но уж совсем не похожа на сказку жизнь старухи Изергиль.

Ларра и Данко – легендарные персонажи

Изергиль  - живой человек

Но

У нее, как и у Ларры с Данко отсутствуют нравственные, этические критерии.

Докажите мои слова примерами из текста

Обсуждение: «я ходила смотреть, как их вешали», убийство маленького поляка, убийство солдата и т.д.

Сколько смерти вокруг нее. А какие чувства она испытывала при этом? – да никаких.

Учитель. Можно ли сравнить Изергиль с Ларой и Данко, раз она стоит в одном с ними ряду.

Обсуждение. Да, можно. Она тоже красива, смела, свободна, горда и одинока. И – ей тоже чужды нравственные мучения

Итак, давайте сделаем вывод. Не только легендарные герои чужды этике, на которой стоит русская классическая литература, но и…..(продолжайте) – «живой» литературный герой.

То есть что делает Горький? (дети пытаются ответить, я им помогаю). Горький осмелился нравственным, незыблемым ценностям противопоставить эстетизацию жизни.

Вывод

Учитель. В финале дадим общую характеристику новому горьковскому герою. Какие черты его отличают?

(слайд) красота – сила- одиночество – способность на поступок

Можно ли говорить, что это герой-созерцатель? Нет. Это герой поступка, и он ПРАВ лишь потому, что он см.слайд.

Учитель. Есть ли в русской литературе герой, отличительной чертой которого была бы деятельность?

Обсуждение. Штольц, но у него есть противовес Обломов. У Горького никакого противопоставления нет.

Учитель. И это по всем признакам романтический герой. И, к сожалению, романтичность литературных героев приводит к трагедии в жизни реальной. Герои Горького вошли в жизнь, но….

Обратимся еще раз к финалу. Почему не только природа печальна, но и старуха старая и в лохмотьях? В этом и есть противоречивость Горького. С одной стороны, он романтик, влюбленный в красивых, смелых, гордых людей. Но, с другой стороны, он, как автор, понимает, что жизнь шире какой бы то ни было схемы и что жизнь берет свое.

Ларра и Данко – легенды, и их судьбы романтичны. Но оказывается, что сильные молодые люди существуют только в легендах. А в жизни «какое бы страстное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле»… (вспоминаем Базарова) Жизнь берет свое.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушна природа

Красою вечною сиять.

Домашнее задание (слайд)

Целый урок мы провели в 1895 году в пространстве рассказа «Старуха Изергиль». Но, может быть, впервые за все это время у нас не прозвучала тема урока. Сформулировать ее и письменно раскрыть в небольшом эссе и будет вашим домашним заданием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)

Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...

План-конспект открытого урока "Машиноведение". Презентация к уроку.

История создания швейных машин. Классификация машин. Виды приводов швейных машин. Устройство швейных машин. Техника безопасности....

Ранние романтические рассказы М. Горького

Презентация к уроку  "Ранние романтические рассказы М.Горького"...

План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...

Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.

Урок обучающий,  повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить  понятие романтизма.3.Повторить  понятие аллегории.4.Вы...

Южная ссылка А.С. Пушкина. Раннее романтическое творчество.

Материал для урока в 10 классе, открывающего раннее романтическое творчество А.С. Пушкина....

"Travel around the city" (Путешествие по городу), УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 5 класс, план-конспект открытого урока

quot;Travel around the city" (путешествие по городу), УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight"), план-конспект открытого урока...