План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Гусейнов Э.О., преподаватель-организатор ОБЖМАОУ-СОШ №20 г.Армавир
Цели урока:
Познакомить с основными понятиями темы.Развивать интерес к предмету.Воспитывать чувство взаимопомощи, дисциплинированность и самостоятельность.
Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин.
Наводнения угрожают почти всей земной поверхности. Установлено, что только в США 10 миллионов человек живут на местности, подверженной наводнениям. По статистике ЮНЕСКО только от речных наводнений за последние 20 лет погибло около 200 тысяч человек (не включая жертв наводнений вызванных тропическими циклонами). По мнению некоторых гидрологов эта цифра сильно занижена. Только в одном 19 столетии число жертв наводнений на китайских реках достигло цифры 1миллион. 
Из истории.
Рассказ о наводнениях подобает начать со Всемирного Потопа: "В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы". Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор - даже всей вообще воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктиды и Гренландии. По - видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызвано всемирным распространением великих наводнений.  
К счастью, не все наводнения были столь губительны, а некоторые, наоборот, обеспечивали благополучие и процветание. Ежегодные разливы Нила, например, многие тысячелетия служили экономической базой цивилизации Египта. Искусство устройства каналов и запруд - одно из древнейших технических достижений человечества. Скорее всего оно не намного младше колеса. Примечательно, что люди впервые научились ему в Египте и Шумере в связи с разливами рек. Уже в те отдаленные времена техника управления водой достигала высокого уровня. В Китае техника ирригации появилась вначале в долине реки Хуанхэ, также известной своими наводнениями.
Причины наводнений.
Интенсивные и продолжительные ливни.Таяние ледников.Прорыв внутриледниковых озер.Сильные ветры.Подводные землетрясения и извержения вулканов.Деятельность человека.
Типы наводнений.
Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.
Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.
Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.
Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.
Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях.
Поражающие факторы наводнений.
Затопление и подтопление.Скорость и высота подъема воды.Скорость течения (сила тока), водовороты.Переохлаждение тела в воде.Прекращение доступа кислорода растениям.Проникновение воды и ила в приборы, механизмы, сооружения, трубопроводы.
Классификация наводнений.
Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет.
Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет.
Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет.
Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет.
Основные параметры водного режима реки.
Уровень воды – отсчитывается от нуля поста или от ординара.Расход воды – количество воды (сток воды), протекающий через замыкающий створ реки за секунду (м3/с).Объем наводнения – измеряется в м3 и определяется посредством умножения суммы средних суточных расходов воды за половодье (паводок) на коэффициент 0,0864 (число миллионов секунд в сутках).
Характеристики наводнения.
Площадь затопления – размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню
Для закрепления. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах.
А) половодье;Б) паводки;В) затор или зажор.Г) нагонные;Д) горные;Е) вызванные прорывом плотин;Ж) вызванные приливом;З) вызванные подводными землетрясениями.


Предварительный просмотр:

«Основы безопасности жизнедеятельности»,

 7-й класс

Тема: «Виды наводнений и их оценка»

Цель:  изучить причины возникновения и последствия наводнений, их классификацию.

Оборудование:

  компьютер, проектор, презентация, тесты, карточки, конспект урока 


План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Объявление темы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Домашнее задание.



Ход урока

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению чрезвычайных ситуаций гидрологического характера (слайд № 1).

2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, что такое гидрология? (На партах для каждого ученика приготовлена
карточка):
ГИДРОЛОГИЯ - (от гидро… и …логия) – наука, изучающая природные воды, явления и процессы, в них протекающие.
- Предмет изучения гидрологии - все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенные и подземные воды.
( Энциклопедический словарь)

3. Объявление темы урока. 

- Тема урока - «Наводнения». Запишите название темы в рабочую тетрадь.

4. Объяснение нового материала.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 2.

- Скажите, что вы знаете о наводнениях? (Дети отвечают, а учитель заполняет схему):

- используемые понятия
- причины наводнений

- виды наводнений

- последствия наводнений
- меры по защите населения

- правила безопасного поведения

- из истории


В процессе работы мы дополним схему, которую начали составлять.

Рассказ о наводнениях начнут мои помощники (домашнее задание с опережением для группы учащихся):

1. Около 40 процентов всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Почти три четверти суши Земли находится в районах, где существует опасность затопления.

2. Установлено, что только в США 10 миллионов человек проживают на местности, подверженной наводнениям.

3. В результате вырубок лесов наводнение стало частым «гостем» во многих районах Западной Европы, Украины, Румынии, где прежде оно происходило гораздо реже.

4. В 1931 году в долине реки Хуанхэ (Китай) погибло более 3 миллионов человек.

- Спасибо, ребята.

- Рассказ о наводнении нужно начать с описания Всемирного Потопа: «В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».

- Русский художник- маринист Иван Константинович Айвазовский написал картину «Всемирный потоп». Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 3.

Знакомство с определением.

- Что же такое наводнение?  Запишите определение в тетрадь.

Классификация наводнений.

- Запишите заголовок в тетради. Сейчас мы познакомимся с существующей классификацией. Посмотрите, пожалуйста,  (классификация по масштабу), (классификация по причинам возникновения).

- Запишите в тетрадь классификацию наводнений по масштабу.

На последующих уроках мы изучим классификацию наводнений по причинам возникновения и составим таблицу «Наводнения».


Классификация наводнений по масштабу по причинам возникновения 


низкие таблица
высокие
выдающиеся
катастрофические

5. Самостоятельная работа.

- Откройте, пожалуйста, учебник на страницах 96- 97. Познакомьтесь более подробно с классификацией наводнений по масштабу и подготовьтесь ответить на вопросы о каждом из видов наводнений по данной классификации.
Вопросы:

1. Как часто происходят наводнения?
2. Какие территории затапливает вода?
2. Какой ущерб наносят наводнения?
3. Какие меры по защите населения необходимо предпринять?
Ответы учащихся.

- «Во время изучения темы «Наводнения» вы, ребята, можете достигнуть определенного уровня. Прочтите, пожалуйста, рубрики самооценки, что лежат у вас на партах и поставьте, пожалуйста, галочки у того уровня, на который вы хотели бы сегодня выйти.


Рубрики самооценки

  1. + Я знаю правила оповещения при наводнении.
  2. + Я знаю причины возникновения и последствия наводнений.
  3. + Я знаю, как действовать во время наводнения, чтобы сохранить свою жизнь.
  4. + Я знаю, как уменьшить вред от наводнений.
  5. + Я могу оценить риск возникновения наводнения в моем районе, основываясь на истории наводнений и основных понятиях гидрологии.



- Пожалуйста, выпишите в тетрадь (дополните схему) ту информацию, которая позволила бы выйти на желаемый для вас уровень. Также на партах лежит дополнительная информация, которая поможет вам освоить лучше эту тему и подготовиться к итоговому тесту.
Домашнее задание: обязательная часть - знать определение наводнения и классификацию по масштабу; накопительная часть – подготовить рассказ о наводнении по материалам дополнительных источников.


Наводнения

1.

 Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий, это:

 половодье;

 затопление;

 паводок;

 подтопление.

2.

 Наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах. Повторяются ежегодно в один и тот же сезон с различными интенсивностью и продолжительностью, которые зависят от метеорологических условий:

 заторные наводнения;

 паводки;

 зажорные наводнения;

 половодья.

3.

 При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности. Вторичными последствиями являются:

 спрямление русел извилистых рек;

 снижение прочности сооружений в результате размыва и подмыва;

 появление новых пляжных мест

4.

 Наводнение – это…

 временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море;

 постоянное затопление значительной части суши в результате поднятия земной коры;

 стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.

5.

 Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:

 затопление;

 затор;

 подтопление;

 зажор.

6.

 Наводнения, вызванные дождями и ливнями или быстрым таянием снега при зимних оттепелях, для которых характерен интенсивный, но сравнительно кратковременный подъем уровня воды:

 зажорные наводнения;

 паводки;

 заторные наводнения;

 половодья.

7.

 

 Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи:

 подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в дневное время вывесите белое или цветное полотнище, в ночное время подавайте световые сигналы);

 залезть в подвал;

 остаться на месте до схода воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...