Содержание и структура КИМ по биологии
презентация к уроку по биологии (11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание и структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по биологии Хайбулина К.В., к.п.н, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ

Слайд 2

Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации Положение о ГЭК разрабатывается субъектом Российской Федерации в соответствии с Порядком с учетом настоящих Рекомендаций. В Положении о ГЭК определяются цели, порядок формирования, структура ГЭК, полномочия, функции, права, обязанности и ответственность членов ГЭК, а также порядок организации работы ГЭК по организации, проведению и подведению итогов экзаменов. Структуру ГЭК и распределение ее полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы и технологий проведения ГИА, реализуемых в субъекте Российской Федерации. ОИВ организуют информирование участников экзаменов, их родителей (законных представителей) о Положении о ГЭК (за исключением информирования о персональном составе членов ГЭК во избежание конфликта интересов1 ) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» ОИВ (Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования) или специализированных сайтах не позднее чем за два месяца до завершения срока подачи заявления на участие в экзаменах.

Слайд 3

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52952); постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году» (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 1 марта 2021 г.); Особенностями проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2021 г. № 105/307 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2021 г., регистрационный № 62971); нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения ГИА в субъекте Российской Федерации; методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического

Слайд 4

Состав ГЭК ОИВ ежегодно создают ГЭК и организуют их деятельность, направляют предложения в Рособрнадзор о кандидатурах председателя ГЭК и его заместителя для утверждения не позднее чем за три месяца до завершения срока подачи заявления на участие в экзаменах и (или) в соответствии с письмом-запросом Рособрнадзора. 2.2. Состав ГЭК формируется из представителей ОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, учредителей, МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора. При формировании персонального состава ГЭК необходимо исключить возможность возникновения конфликта интересов. Персональный состав ГЭК (за исключением председателя ГЭК и его заместителя) утверждается распорядительным актом ОИВ.

Слайд 5

Структура и функции ГЭК При формировании структуры ГЭК рекомендуется формировать президиум ГЭК в составе не более 20 человек. Президиум создается в целях рассмотрения общих вопросов по проведению экзаменов, а также для принятия коллегиальных решений. 3.2. В структуру ГЭК входят председатель ГЭК, заместитель председателя ГЭК, ответственный секретарь ГЭК, члены ГЭК, входящие в состав президиума ГЭК, и члены ГЭК. 6 3.3. ГЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения экзаменов в субъекте Российской Федерации. 3.4. ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателя и заместителя председателя ГЭК для проведения экзаменов в субъекте Российской Федерации в следующем году.

Слайд 6

Функции ГЭК По окончании работы ГЭК документы, подлежащие строгому учету, передаются в ОИВ на хранение. 5.6. ГЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Рособрнадзором, ФГБУ «ФЦТ», ОИВ, РЦОИ, образовательными организациями. 5.7. Организационно-технологическое сопровождение работы ГЭК осуществляет РЦОИ. 5.8. По результатам работы ГЭК в текущем году готовится итоговая справка о проведении экзаменов в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о категориях участников экзаменов, результатах экзаменов, имевших место нарушениях Порядка. Справка подписывается председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и направляется в ОИВ. Приложение. Образец протокола ГЭК

Слайд 7

Образец протокола ГЭК

Слайд 8

Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Слайд 9

Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

Слайд 10

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ Основой разработки экзаменационных вариантов являются требования к результатам освоения основного образовательной программы и содержание биологического образования, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом и примерной основной образовательной программой основного общего образования и отражены в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Слайд 11

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 29 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом: 16 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 8 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1 задание с ответом в виде одного слова или словосочетания, 3 задания с выбором нескольких верных ответов, 3 задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 задание на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ научных методов, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Слайд 12

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии Биология как наука Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке! Признаки живых организмов Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно. Система, многообразие и эволюция живой природы Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания. Человек и его здоровье Самый масштабный блок. Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Два задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.

Слайд 14

Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ Данная связь проявляется в преемственности проверяемых умении и видов познавательной деятельности, тематического содержания учебного предмета

Слайд 15

Продолжительность ОГЭ по биологии На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Дополнительные материалы и оборудование Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

Слайд 16

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы Верный ответ на задания 1-17 с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или цифры оценивается в 1 балл. За верный ответ на каждое из заданий 18-23 выставляется 2 балла. За ответ на задание 18 выставляется 1 балл, если в ответе указана одна любая цифра, представленная в эталоне ответа, и 0 баллов, если в ответе нет таких цифр. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задания 19 и 20 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задания 21 и 23 выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки. За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если не более чем на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов. За полный верный ответ на задание 24 выставляется 3 балла; если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, выставляется 2 балла; если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, выставляется 1 балл; во всех других случаях - 0 баллов. Выполнение заданий 25-29 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы - 45.

Слайд 17

Изменения структуры и содержания КИМ КИМ 2021 Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Слайд 19

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта

Слайд 20

Преемственность ФГОС и ФК ГОС Обеспечена преемственность между положениями ФГОС и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 №164,

Слайд 21

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ КИМ ЕГЭ по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру биологического образования. КИМ конструируются, исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всеми основными группами планируемых результатов обучения. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями курса и проверяют сформированность у выпускников биологической компетентности. Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

Слайд 22

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии КИМ содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание: - с множественным выбором ответов из предложенного списка; - на установление соответствия элементов двух множеств; 4 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 4 - с ответом в виде числа или слова (словосочетания). Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

Слайд 23

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии

Слайд 24

Распределение заданий по уровням сложности Распределение заданий варианта КИМ ЕГЭ по уровням сложности Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 12 заданий базового уровня и 9 заданий повышенного уровня. В части 2 представлено 7 заданий высокого уровня сложности.

Слайд 25

Продолжительность ЕГЭ по биологии На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: для каждого задания части 1 - до 5 минут; для каждого задания части 2 - 10-20 минут. Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Слайд 26

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы Ответы на задания части 2 проверяются предметными комиссиями. Правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4 и 5 оценивается 1 баллом. 7Задания 1, 3, 4, 5 считаются выполненными верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. За полное правильное выполнение каждого из заданий 7, 9, 12, 15, 17 и 21 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; во всех остальных случаях - 0 баллов. ификация КИМ ЕГЭ 2022 г. БИОЛОГИЯ. 11 класс. 9/15 За ответ на каждое из заданий 2, 6, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется: 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях. За ответ на каждое из заданий 8, 11, 14, 19 выставляется: 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях. В части 2 выполнение каждого из заданий 22-28 оценивается максимально в 3 балла. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы - 59.

Слайд 27

Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года

Слайд 28

Используемые ресурсы ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) Демоверсии, спецификации, кодификаторы (fipi.ru) Открытый банк заданий ЕГЭ (fipi.ru)

Слайд 29

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера

Доклад посвящен рассмотрению категории «профессиональная мобильность» как важнейшего компонента профессионального мастерства музыканта-концертмейстера. Содержание и структура профессиональной мо...

Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.

В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны  общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....

Как писать эссе. Содержание и структура.

Этот документ содержит полезные подсказки по написанию эссе для сдачи ЕГЭ по английскому языку. Здесь подробнно расказывается на сколько абзацев должно быть разделено эссе, какие вводные слова  и...

Содержание и структура музыкальных занятий.

Содержание и структура музыкальных занятий....

Семинар – практикум для музыкальных руководителей «Содержание и структура музыкального занятия в детском саду».

Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкал...

Понятие, содержание и структура, разновидности политических систем

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...