Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
обосновывать применения биологических знаков и символов при определении систематического положения растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haybulina_k.v_.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения, обосновывать применения биологических знаков и символов при определении систематического положения растения Хайбулина К.В. к.п.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ

Слайд 2

Читательские умения Работа с текстом Знаки и символы

Слайд 3

Читательские умения находить доступ к информации извлекать информацию формировать общее понимание текста переводить информацию текста на язык читателя размышлять о содержании и форме текстового сообщения оценивать текст

Слайд 4

Грамотность чтения Излагать свои мысли о прочитанном Размышлять над содержанием Понимать тексты Грамотно читать Оценивать смысл и значение

Слайд 5

Сплошные тексты Типы текстов: описание (художественное и техническое), повествование (рассказ, отчет, репортаж), Объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация), аргументация (комментарий, научное обоснование), инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). Признаки сплошных текстов: состоят из предложений, объединенных в абзацы; абзацы могут быть соединены в параграфы, главы и т. д.; единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками; Наличие различных форм шрифтов (размер, курсив, жирный шрифт и пр.).

Слайд 6

Несплошные тексты Типы текстов: графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления, расписания, каталоги, индексы. Признаки несплошных текстов: организованы иначе, чем сплошные тексты; содержат особые связи информационных единиц текста; содержат особые формальные указатели на существующие связи.

Слайд 7

Письменный текст рисунки диаграммы карты графики таблицы

Слайд 8

Смешанные тексты

Слайд 9

Составные тексты Особенности составных текстов: несколько текстов соединены вместе подбираются для диагностических целей теста PISA; могут быть взаимоисключающими или взаимодополняющими; могут иметь единый формат (например, два сплошных текста), а могут и различаться по формату.

Слайд 10

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Задания на понимание текста

Слайд 11

Задания на понимание текста выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; определить основные составляющие графика или таблицы; объяснить назначение карты или рисунка , вида книжного издания и характер текстов, включенных в него; обнаружить соответствие между частью текста и общей его идеей, частью текста и специфической сноской, данной автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую.

Слайд 12

Понятия «знак» и «символ» в обучении неразрывно связаны с понятием «наглядность» Простой схематический рисунок наряду с показом изучаемого объекта или опыта, нередко дает более точное и ясное представление об объекте и опыте, чем самое подробное их описание.

Слайд 13

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Задания на умение применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения

Слайд 14

1 . По диаграмме цветка определите, к какой систематической группе можно отнести данное растение А. Отдел Папоротниковидные Б. Отдел Покрытосеменные, класс Двудольные В. Отдел Покрытосеменные, класс Однодольные Г. Отдел Голосеменные

Слайд 15

2. Укажите формулу цветка растений семейства Пасленовые: А. *Ч4 Л4 Т4+2 П1 Б. *Ч5 Л5 Т5 П1 В. *О(6) Т6 П1 Г. *Ч(5) Л(5) Т5 П1

Слайд 16

3. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке? А. Печёночники Б. Голосеменные В. Однодольные Г. Двудольные

Слайд 17

4. К какому классу относят растение, имеющее следующую формулу цветка? Ч5 Л5 Т∞ П1 А. Голосеменные Б. Двудольные В. Однодольные Г. Печёночник

Слайд 18

5. Какой околоцветник, вероятнее всего, будет у растения, лист которого изображён на рисунке. Почему? простой по жилкованию видно, что это однодольное растение, для класса однодольных характерен простой околоцветник

Слайд 19

6. Какое число лепестков, вероятнее всего, будет у растения, лист которого изображён на рисунке ? Почему? 1.ответ: кратно 4 или 5 2. по жилкованию видно, что это растение относится к двудольным, у которых число частей околоцветника кратно 4 или 5

Слайд 20

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы графики, диаграммы, таблицы, карты и др.

Слайд 21

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Опорные конспекты – знаково-символическое изображение учебного материала

Слайд 22

При составлении опорных конспектов необходимо соблюдать дидактические принципы: Структурность (ЛОС состоит из логических блоков, каждые блоки должны быть разделены); Автономность (каждый блок должен быть самостоятельным); Лаконичность (должен быть небольшой объем информации, так как большой материал плохо усваивается); Доступность; Наглядность и образность

Слайд 23

Опорный конспект выполняет следующие функции: 1. При объяснении материала учителем, он является наглядным пособием; 2. С помощью него можно увеличить объем изучаемого материала; 3. Улучшает познавательную деятельность школьников, а так же развивает память и мышление; 4. Облегчает запоминание ведущих признаков изучаемых объектов. Сокращает время выполнения заданий школьников; 5. С его помощью происходит многократное повторение материала, а так же контроль его усвоения. Поэтому ученики эффективнее запоминают материал, и потом его применяют; 6. Позволяет вести учет результатов усвоения учащимися информации. Повышает накопление отметок; 7. Опорные сигналы создают в памяти некоторые ассоциации. Служат для воспроизведения рассказа. Поэтому развивают у школьников монологическую речь. 8. Прививает прилежное и добросовестное отношение к учебному труду. Это происходить потому, что школьникам приходится готовиться к каждому уроку; 9. Развивает у учащихся уверенность в себе; 10. Благодаря опорным конспектам у детей проявляются творческие способности выражения полученного материала рисунками и знаками; 11. Способствует сотрудническому взаимоотношению.

Слайд 24

При построении опорного конспекта необходимо соблюдать ряд правил: 1. Определить цель урока и планируемые результаты; 2. Поделить материал на блоки. Придумать способы изображения информации каждого блока (подобрать знаки, символы и рисунки). 3. Все смысловые блоки должны быть тесно связаны. Потому что, они создают условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями; 4. В ходе работы должна получиться общая схема содержания. Она изображается в виде опорного конспекта; 5. Для того чтобы рисунки-сигналы легко можно было изобразить на доске, они должны быть простыми. Но в тоже время они должны быть информативны; 6. Опорный конспект должен состоять из маленьких логических блоков. А так же содержать стрелки, несложные рисунки, вопросительные и восклицательные знаки; 7. Должен соблюдаться принцип преемственности. Для эффективности работы нужно использовать уже знакомые учащимся условные сигналы, символы и значки. 8. Опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, распространяются на последующие темы, разделы школьного курса биологии; 9. Для улучшения активации мыслительной деятельности учащихся, требуется использовать цветные мелки или карандаши. Цвет в 30 опорном конспекте должен соответствовать общепринятым в биологии цветам; 10. Чтобы учащиеся могли лучше разобрать материал при подготовке домашнего задания и сопоставить его с текстом учебника, опорные сигналы должны совпадать с текстом учебника; 11. Применение опорных конспектов позволяет структурировать уроки. А так же облегчает запоминание пройденного материала.

Слайд 25

Основные формы работы с опорными конспектами 1. Лекционное объяснение. Используют его при помощи листа опорных конспектов (ЛОС); 2. Изучение нового материала в ходе беседы. Использование опорного конспекта на доске; 3. При помощи опорных сигналов повторять изученный материал; 4. Составление рассказа по опорному конспекту; 5. При необходимости перерисовывание сигналов, раскрашивание и заполнение ЛОС; 6. Помимо устного рассказа необходимо письменное воспроизведение опорного конспекта; 7. В ЛОС имеются блоки. Необходимо устанавливать между ними смысловые связи; 8. При помощи ЛОС происходит проведение сравнений, выявление причинно-следственных связей и их доказательств; 9. В конце изучения темы необходимо провести зачет по ЛОС; 10. Составление учащимися самостоятельно опорные конспекты и его защита.

Слайд 26

Способы устранения дефицитов по умению применять биологические знаки и символы Мультимедийная лекция

Слайд 27

Для познания живой природы ученому важно правильно выбрать путь исследования или метод. Какие методы исследования вы знаете? Используя ссылку рассмотрим основные понятия Наблюдение, Эксперимент, Измерение https://youtu.be/Xbp8q2ZyShw . Проследим взаимосвязь между понятиями: наблюдение, описание, измерение, эксперимент Методы изучения в биологии - 5 класс | Презентация к уроку по биологии (5 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эти действия называются экспериментированием https://youtu.be/BqTkn-NvaEo Для закрепления материала воспользуйтесь тренажером Тренажеры на тему Методы исследования в биологии (interneturok.ru) . Мультимедийная лекция

Слайд 28

Список литературы Павлова Т.А. Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии (из опыта работы) //Биология в школе. - 2012. - № 3. Реброва, Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии: [Текст] / JI.B. Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении: [Текст] / Н.Г. Салмина. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с. Теремов, А.В. Рисуночное письмо как средство обучения: [Текст] / А.В. Теремов // Биология в школе. - 2001. - № 6. - С. 27-32; № 7. - С. 20- 25. Теремов, А.В. Пиктограммы и идеограммы по некоторым темам раздела «Животные»: [Текст] / А.В. Теремов // Биология в школе. - 2001. - № 8. - С. 33-35. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка: [Текст] / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1980. - 133 с.

Слайд 29

Использованные источники Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru) Исследование PISA-2018. Материалы (centeroko.ru) МБОУ СОШ №10 - Инновационная деятельность (nethouse.ru) ; Хайбулина Карина Владимировна | сайт учителя биологии | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) ; МБОУ СОШ №10 - ХАЙБУЛИНА Карина Владимировна (nethouse.ru)

Слайд 30

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...

Систематическое положение

Презентация для урока...

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...

Прыжки в высоту способом «Перешагивания» и «Фосбери-флоп» как способ совершенствования умений применять движения в различных по сложности условиях. Методическая разработка.

         Легкая атлетика занимает большое место в современной системе физкультуры и спорта. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных ка...

Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений

Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....