Прыжки в высоту способом «Перешагивания» и «Фосбери-флоп» как способ совершенствования умений применять движения в различных по сложности условиях. Методическая разработка.
методическая разработка по физкультуре на тему

Оленюк Виктория Ярославовна

           Легкая атлетика занимает большое место в современной системе физкультуры и спорта. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных качеств, совершенствует жизненно-важные двигательные навыки спортсмена.

Государственными образовательными стандартами по физической культуре предусмотрено преподавание легкой атлетики в 5-11классах общеобразовательных школ.

На практике каждый преподаватель физической культуры ежедневно сталкивается с рядом проблем. Обучающиеся имеют различную физическую подготовку, индивидуальные особенности, что затрудняет проведение фронтального обучения. Многие ученики плохо усваивают технически сложные физические упражнения. Это связано с личностными  особенностями восприятия информации.

 Одним из самых интересных видов программы легкой атлетики являются прыжки в высоту. Прыжки в высоту в рамках раздела лёгкой атлетики – один из лучших способов решения вышеперечисленных  проблем. Школьные уроки по прыжкам в высоту традиционно проходят увлекательно, что объясняется разнообразием способов и методов обучения – а это прекрасный стимул!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_pryzhka_v_vysotu_s_razbega_sposob.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального района «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Печора

Прыжки в высоту способом                  «Перешагивания» и «Фосбери-флоп»

как способ

совершенствования умений

 применять движения в различных по сложности условиях.

 Методическая  разработка.

       Разработчик: Оленюк В.Я.,

            учитель физической культуры  

 

г. Печора

2015 год.

Содержание

Пояснительная записка.

Раздел 1.

1) Техника прыжка в высоту с разбега способ «перешагивание»

2) Техника прыжка в высоту с разбега способ «фосбери-флоп»

3) Краткий анализ техники прыжков в высоту

Раздел 2.

Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега

Раздел 3.

Индивидуализация и совершенствование  техники  прыжка

Раздел 4.

Наиболее распространенные ошибки и средства их исправления

в техники прыжков в высоту с разбега

  1. Раздел 5

  2. Прыжковая разминка

Раздел 6.

Правила. 

Раздел 7.

Травмы и их предупреждение  

Раздел 8.

Критерии оценки техники прыжков в высоту с разбега

Заключение

Список литературы.

Приложение №1.Специальные упражнения, применяемые прыгунами в тренировочных занятиях

  1. Приложение №2.Прыжковые упражнения

  1. Приложение №3.Специальные прыжковые упражнения

Пояснительная записка.

         

           Легкая атлетика занимает большое место в современной системе физкультуры и спорта. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных качеств, совершенствует жизненно-важные двигательные навыки спортсмена.

Государственными образовательными стандартами по физической культуре предусмотрено преподавание легкой атлетики в 5-11классах общеобразовательных школ.

На практике каждый преподаватель физической культуры ежедневно сталкивается с рядом проблем. Обучающиеся имеют различную физическую подготовку, индивидуальные особенности, что затрудняет проведение фронтального обучения. Многие ученики плохо усваивают технически сложные физические упражнения. Это связано с личностными  особенностями восприятия информации. 

 Одним из самых интересных видов программы легкой атлетики являются прыжки в высоту. Прыжки в высоту в рамках раздела лёгкой атлетики – один из лучших способов решения вышеперечисленных  проблем. Школьные уроки по прыжкам в высоту традиционно проходят увлекательно, что объясняется разнообразием способов и методов обучения – а это прекрасный стимул!

       Обучение двигательным действиям школьников направлено на освоение жизненно важных двигательных действий и совершенствование умений применять движения в различных по сложности условиях. Основные приемы обучения двигательным действиям остаются прежними: сообщение теоретических сведений и непосредственное выполнение разучиваемых двигательных действий. Сложные по координации движения вначале разделяют и разучивают по частям. Для того чтобы повторения не снижали активность учащихся, уроки по прыжкам в высоту позволяют создать условия для самых   разнообразных комбинаций. У учителя появляется возможность сосредоточиться на каждом ребенке и помочь ему наилучшим образом реализовать свои возможности.

        Прыжок в высоту – один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития.   Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки, что позволяет сделать урок ещё более современным.

   Ни в одном из видов лёгкой атлетики техника движений не подвергалась такому детальному и научно-обоснованному анализу, как в прыжках в высоту. История прыжков в высоту уходит корнями в глубокую древность. С 1866 года прыжок в высоту получает большое распространение в Европе и Америке. Подлинный взлёт в этом виде спорта начался с появлением в советской лёгкой атлетике новой плеяды прыгунов. Период ярких олимпийских побед сменился периодом неудач и разочарований.  И только благодаря систематическим тренировкам и работе над техникой прыжка наши спортсмены смогли доказать всему миру, что являются достойными соперниками родоначальникам прыжков в высоту.

Сегодня, в XXI веке, когда здоровье подрастающего поколения – залог здоровья всей нации, когда в рамках образовательной инициативы « Наша новая школа» президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым одним из приоритетных направлений названо сохранение и укрепление здоровья школьников, особая роль в популяризации спорта, олимпийского движения, здорового образа жизни ложится на плечи преподавателей физической культуры.

Цель работы: создание условий для совершенствования умений обучающихся применять движения в различных по сложности условиях на уроках физической культуры.

 Задачи:

  1. Овладение педагогом спектром методов и методических приёмов  преподавания темы « Прыжки в высоту» на разных этапах.
  2. Индивидуализация и совершенствование техники прыжка у детей.
  3. Обеспечить целостное методическое сопровождение преподавания темы «Прыжки в  высоту» в разделе «легкая атлетика» на уроках физической  культуры общеобразовательных школ.

Целевая аудитория: преподаватели физической культуры общеобразовательных школ.

Основная идея: адаптировать методические рекомендации для профессиональных тренеров и спортсменов-легкоатлетов для общеобразовательной школы по вопросам методики и техники прыжков.

Новизна: методическая разработка является практическим руководством для учителей физической культуры по использованию известных теоретических положений и методик.

Ресурсы:

1) кадровые:

  • Преподаватель физической культуры
  • Медицинский работник
  • Технический персонал

2) материально-технические

  • Спортивный зал
  • Гимнастический мат
  • Стойки с разметкой и  держателями планки
  • Планка
  • Жгут резиновый

3) методические:

  • Рабочая учебная программа по предмету
  • Авторские методические пособия для преподавателей

Риски:

  1. отсутствие части оборудования
  2. травмы
  3. страх перед прыжком

Разработчик: Оленюк Виктория Ярославовна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №2» г. Печора. Категория  I. Стаж работы 7 лет.

Раздел 1.

1) Техника прыжка в высоту с разбега способ «перешагивание»

 

Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов, выполняется под углом к планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70-80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, что пять нормальных шагов ходьбы, составят три беговых шага. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене.

Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета. Стиль «перешагивание» можно использовать при изучении техники дугообразного разбега в «фосбери-флоп» у начинающих легкоатлетов.


2) Техника прыжка в высоту с разбега способ «фосбери-флоп»

Долгое время спортсмены использовали технику прыжка в высоту способом «перекидной». Появлению нового стиля способствовало применение новых мягких материалов (поролоновых матов) для места приземления. И, несмотря на это, почти десятилетие понадобилось, чтобы новый стиль добился своего преимущества. Многие биомеханические исследования этих двух стилей, в конце концов, отдали предпочтение новому современному стилю.

Скорость разбега и его длина подбираются для каждого прыгуна индивидуально, в зависимости от уровня его технического мастерства и физических качеств. Разбег в этом стиле характеризуется более высокой скоростью и дугообразной формой. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки. Последние 3-5 шагов выполняются по дуге, причем если скорость невысокая, то используют меньшее количество шагов по дуге, и наоборот. Это объясняется тем, что при больших скоростях на дуге с малым радиусом возникает большое центробежное ускорение, которое отрицательно влияет на эффективность отталкивания и создает определенные трудности прыгуну. Оптимальная скорость разбега взаимосвязана с количеством беговых шагов. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 9-11 беговых шагов. Вначале разбега туловище несколько наклоняется вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением, приближаясь по технике к прыжкам в длину. Беговые шаги выполняются широким свободным движением, в то же время упруго и высоко держась на стопе. Скорость разбега набирается сразу и к концу разбега несколько увеличивается. У ведущих спортсменов скорость разбега составляет 7,9-8,2 м/с.

Сложный элемент техники разбега — бег на последних шагах по дуге, когда возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги и массы тела прыгуна. Под действием дополнительной нагрузки опорная нога больше выпрямляется в колене. Это противоречит задаче понижения траектории ОЦМ за счет подседания. Для противодействия этой силе прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сектора, стопы ставятся по линии разбега не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10-15 см. С ростом технического мастерства значение приобретает не абсолютная скорость разбега, а способность к увеличению темпа последних шагов разбега.

Одним из главных элементов является подготовка к отталкиванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, прыгун, как бы прокатываясь на ней, активно проталкивает тело стопой на толчковую ногу, обеспечивая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги.

Большое значение в подготовке к эффективному отталкиванию имеет снижение ОЦМ на последних двух шагах разбега. При беге по дуге у прыгунов наблюдается меньшее сгибание в коленных суставах, т. е. более высокая посадка бега. Это связано с противодействием дополнительным силам, возникающим под действием центробежной силы, т.е. бег по дуге предъявляет более высокие требования к мышцам спортсмена, чем бег по прямой с одинаковой скоростью. С увеличением скорости бега по дуге прыгун еще меньше сгибает ноги в коленях, но увеличивает наклон туловища к центру дуги. Для того чтобы выставить прямую толчковую ногу вперед, необходимо понизить ОЦМ, так как в противном случае нога будет ставиться сверху, ударным действием, что оказывает отрицательное воздействие на отталкивание.  

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым, придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптимальные условия для рационального преодоления планки.
     После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега, нога сгибается в колене. В этой фазе амортизации создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150- 160°, приближаясь к углу сгибания в прыжках в длину. После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. Необходимо, чтобы силы мышц, разгибающие ногу, проходили через ОЦМ и плечи прыгуна. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. Обе руки активно поднимаются вверх-вперед чуть выше головы. Время отталкивания в этом стиле 0,17-0,19 с. Угол вылета в прыжках «фосбери-флоп» составляет 50-60°: чем выше скорость разбега, тем меньше угол вылета. После отрыва толчковой ноги от грунта начинается фаза полета.

Полет-это техническое действие, которое направлено на создание оптимальных условий для перехода через планку. После отталкивания маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается в пояснице, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок прижимается к груди. Когда таз находится над планкой, то плечи опускаются ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных и почти выпрямляясь в коленных суставах. Следует обратить внимание на активное выпрямление голени в момент прохода ОЦМ планки. Начинается снижение ОЦМ и всего тела прыгуна. В этой части прыгун должен создать условия для безопасного приземления.

В прыжках в высоту современные места приземления позволяют не думать о самом приземлении, но это относится только к предыдущим стилям прыжков. При прыжках способом «фосбери-флоп» необходимо особое внимание уделить технике приземления. Связано это с тем, что прыгун приземляется на спину или на плечи, не видя места приземления. Порой даже мелкие нарушения техники приземления приводят к различного рода травмам. Нужно сразу учить правильно приземляться, особенно детей старшего возраста. Боязнь приземления даже на мягкие маты может оттолкнуть юных спортсменов от изучения этого стиля прыжков в высоту. Лучше всего обучение приземлению проходит у детей младшего возраста - они меньше боятся. Изучив падение назад, в группировке, с закрытыми глазами, можно переходить к изучению самого прыжка.

Для смягчения приземления некоторые спортсмены касаются матов сначала маховой рукой, снижая скорость падения, или двумя руками. Другие предпочитают, после касания матов плечами, выполнить кувырок назад, за счет активного движения бедер. Не следует учить активному поднятию бедер в полете -это может привести к кувырку в воздухе, и прыгун приземлится на голову. Следует также следить, чтобы прыгун, после прохождения ОЦМ планки, не опускал таз вниз, сгибаясь в тазобедренных суставах. Это движение способствует опусканию ног вниз на планку, которую можно легко сбить.

3) Краткий анализ техники прыжков в высоту

Прыжок в высоту является сложным целостным видом. Однако его технику условно можно разделить на следующие фазы: разбег, отталкивание, переход через планку и приземление.

Разбег (6-9 беговых шагов) в прыжке способом "перешагивание" выполняется под углом 30-45 градусов к планке со стороны маховой ноги.

Начало разбега может выполняться с места или нескольких шагов подхода. Скорость разбега возрастает постепенно, параллельно с увеличением длины шагов. Руки работают как в обычном беге, туловище наклонено вперед до предпоследнего шага, постановка ног осуществляется с передней части стопы.

На последних трех шагах разбега начинается подготовка к отталкиванию. Третий от места толчка шаг выполняется короче и быстрее предыдущего, стопа ставится с пятки. Предпоследний шаг наиболее длинный. Постановка на него осуществляется загребающим движением ноги на пятку. По мере продвижения тела вперед, опорная нога сгибается в коленном суставе до угла 90 градусов, руки через стороны отводятся назад.

Отталкивание в прыжке способом "перешагивание" выполняется на расстоянии 60-70 см от места проекции планки;  

Длина последнего шага несколько короче предпоследнего. Толчковая нога ставится на опору с пятки почти выпрямленной. Толчковая нога и таз как бы "обгоняют" верхнюю часть туловища. Одновременно на последнем шаге перед отталкиванием начинается маховое движение свободной ноги и рук. По мере выполнения маха тело принимает вертикальное положение.

Движение в полете и приземление

Способ "перешагивание"

Маховая нога по мере подъема вдоль планки выпрямляется. Толчковая нога на протяжении взлета сгибается коленом вверх и подтягивается к планке. В высшей точке взлета маховая нога переносится через планку и энергичным движением опускается вниз - назад. Одновременно толчковая нога дугообразным движением с поворотом колена и носка кнаружи переносится через планку. Тело наклоняется вперед и несколько в сторону планки. Руки опускаются вниз и слегка разводятся в стороны. После переноса толчковой ноги над планкой, происходит приземление боком к планке сначала на маховую, а затем на толчковую ногу.

Раздел 2.

Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега

 

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка.

Средства: Показ наглядных пособий. Объяснение основных фаз прыжка. Демонстрация техники прыжка.

Задача 2. Научить технике отталкивания.

Средства: а) и.п. - стоя боком к гимнастической стенке на толчковой ноге, одноименной рукой взяться за перекладину на уровне груди. Махи свободной ногой назад-вперед-вверх;

б) то же, но при махе назад стопу опорной ноги "взять на себя" с последующим перекатом на носок при махе веред;

в) то же, но одноименная ноге рука выполняет маховые движения, параллельные движениям маховой ноги;

г) то же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу;

д) и.п. - стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены в замах. Одновременный мах ногой и руками с последующим подскоком вверх на толчковой ноге;

е) и.п. - полуприсед на маховой, толчковая, согнутая в колене, впереди в безопорном положении, руки, слегка согнутые в локтях, выведены вперед. Имитация постановки толчковой ноги с отведением рук в замах;

ж) то же, но из и.п. - полуприсед на двух ногах;

з) и.п. - полуприсед на маховой, толчковая сзади. Отталкивание вперед-вверх с приземлением на толчковую ногу;

и) то же, но в ходьбе, отталкиваясь на каждый второй шаг.

Методические указания. На место отталкивания нога ставится с пятки. Мах выполняется прямой ногой, носок стопы "на себя". Во время прыжка туловище должно быть прямое, взгляд направлен вперед-вверх.

Задача 3. Научить ритму разбега.

Средства: а) и.п. - толчковая впереди, маховая сзади. Отталкивание с двух шагов вперед-вверх с согласованным махом ноги и руками;

б) в ходьбе отталкивание на каждый второй шаг с приземлением на толчковую ногу;

в) то же, но в легком беге;

г) и.п. - маховая впереди, толчковая сзади. Отталкивание с трех шагов;

д) отталкивание на каждый четвертый шаг в ходьбе, легком беге;

е) выполнение трех последних шагов разбега по отметкам;

ж) прыжок вверх с трех - пяти шагов разбега с касанием предмета, подвешенного на уровне плеч, маховой ногой;

з) прыжок через планку с пяти - семи шагов разбега способом "на взлет".

Методические указания. Особое внимание следует обратить на ритм последних шагов. Отклонение туловища назад перед отталкиванием должно быть не следствием специального действия, а результатом более быстрого выведения таза и толчковой ноги для постановки на место отталкивания.

Задача 4. Научить переходу через планку.

Способ "перешагивание"

Средства: а) и.п. - стоя боком к планке со стороны маховой ноги, толчковая нога впереди, маховая сзади. Последовательный перенос маховой, затем толчковой ноги;

б) то же, но в прыжке;

в) и.п. - маховая нога впереди, толчковая сзади. Прыжок через планку с одного шага;

г) прыжок через планку с трех-пяти шагов разбега упрощенным перешагиванием;

д) прыжок в высоту способом "перешагивание" с трех-пяти шагов разбега.

Методические указания. В момент наивысшей точки взлета маховая нога и плечи посылаются в сторону планки, руки опускаются вниз. Приземление происходит на маховую ногу.

 Задача 5. Совершенствование элементов техники в целостном прыжке.

Средства: а) прыжки в высоту на небольшой высоте с короткого разбега;

б) прыжки в высоту на средней высоте со среднего разбега;

в) прыжки в высоту с полного разбега на высоте, близкой к максимальной.

Методические указания. При совершенствовании техники движений подъем высоты и увеличение скорости разбега происходит постепенно. Особое внимание нужно уделить совершенствованию ритмо - темповой струкуры последних шагов разбега.

Раздел 3.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 ТЕХНИКИ  ПРЫЖКА

На этом этапе обучения целесообразно выполнять:        

а) целостные тренировочные прыжки; упрощенные варианты прыжка (прыжок «на взлет», «прыжковый пируэт»); в) имитационные упражнения без прыжка (принятие и изменение положений, характерных для отдельных элементов техники).

Совершенствование техники в целостном прыжке, как и в упрощенных его вариантах, проводится с различного по длине, скорости и направлению разбега. Прыжки через планку выполняются на различных высотах.

Совершенствованию подлежат все элементы техники. Оно может заключаться в устранении следующих погрешностей и ошибок:

а) несвоевременность движения (запоздалое или преждевременное выполнение);

б) несогласованность движений;

в) неточность направления или амплитуды того или иного движения;

г) невыполнение отдельных движений или, наоборот, выполнение биомеханически неоправданных движений.

При разучивании нового элемента техники необходимо создавать облегченные условия при выполнении прыжка в целом.

Исправляя ошибки, неточности в технике движений, важно руководствоваться следующими правилами;

а) если возникло сразу несколько ошибок,— определить главную, влекущую за собой остальные;

б) определить и устранить причину ошибки;

в) исправить ошибку путем повторений прыжка в целом или только части прыжка в облегченных условиях;

г) повторное выполнение прыжка в обычных условиях с акцентированием внимания на отрабатываемом элементе техники;

д) закрепление рациональной техники движений путем выполнения прыжков в различных условиях (от облегченных до усложненных);

е) проверка устойчивого освоения техники (прыжки на результат).

Процесс совершенствования техники прыжка следует дополнять демонстрацией кинофильмов, разбором кинограмм, непосредственным наблюдением за техникой сильнейших прыгунов. При этом нужно проанализировать особенности выполнения ими отдельных деталей, не вошедших в основную схему прыжка или выполнявшихся ими иначе. Полезен также и биомеханический анализ тех или иных способов движений, их целесообразность или недостатки. После этого можно провести экспериментальное опробование подходящих способов или вариантов.

Индивидуальный подход при отборе вариантов не должен осуществляться по принципу «хочу — нравится — получается». Прежде всего принимаются во внимание биомеханические особенности прыгуна, определяющие целесообразность той или иной техники движений.

При исправлении недочетов и ошибок следует тщательно в них разобраться. Порой отклонение от привычных вариантов техники является не ошибкой, а оригинальным вариантом техники и даже основой для создания принципиально нового способа прыжка.

Раздел 4.

Наиболее распространенные ошибки и средства их исправления

в техники прыжков в высоту с разбега

Ошибка

Исправление ошибки

Разбег

1. Нарушение ритма разбега

Многократное выполнение разбега с постепенным повышением скорости

2. Отсутствие прямолинейности в разбеге

Выполнение разбега по начерченной линии

3. Непопадание на место отталкивания

Разбег по отметкам для отдельных шагов

4. Напрыгивание на толчковую ногу на последнем шаге

Выполнение последних шагов разбега по отметкам

Отталкивание

1. Неполное распрямление толчковой ноги

Прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов рукой, головой

2. Наклон тела в сторону планки при отталкивании

Прыжки с махом свободной ногой в направлении разбега

3. Мах согнутой ногой

Свободные, маятникообразные движения маховой ногой, постепенно увеличивая их амплитуду

4. Мах выполняется скованно,

закрепощенно

5. Отсутствие единства маха рук и ноги

Повторить упражнение по освоению маховых движений

Переход через планку        Способ "перешагивание"

1. Ранний наклон туловища вперед

Прыжки на "взлет" с вертикальным положением тела

2. Отведение плеч назад

Прыжки с наклоном туловища вперед в наивысшей точке взлета

3. Провисание таза над планкой

Прыжки с задачей: в наивысшей точке взлета послать маховую ногу и плечи в сторону планки

  1. Раздел 5

  2. Прыжковая разминка

Современная спортивная наука рекомендует перед занятием проводить прыжковую разминку. Основное отличие прыжковой разминки от беговой заключается в том, что первая не требует большого пространства и может эффективно проводиться в пространстве 1.5 х 1.5 м, поэтому ее рекомендуется использовать в малых залах и при большом количестве занимающихся.

 

Прыжки весьма эффективно и за короткое время разогревают организм человека, подготавливая его тем самым к нагрузкам основной части тренировки. При выполнении разминочных прыжковых упражнений необходимо соблюдать ряд правил:

- не выполнять упражнения при внутренних болях, особенно острых

- ритмика прыжков должна совпадать с дыхательными ритмами

- прыгать необходимо мягко, стараться все время контролировать свое положение в пространстве, не терять равновесия.

 Разминочные прыжковые упражнения следует начинать с прыжков стоя на обеих ногах. Прыжки выполняются мягко, дыхательный цикл – 4 прыжка. Прыжки выполняются на носочках, пятках, боковых поверхностях стопы.

Прыжки желательно сопровождать разминочными круговыми движениями кистей, в локтях и плечах. Далее выполняются прыжки с разножками, скручиваниями туловища, прыжки на одной ноге, перепрыжки с ноги на ногу. Выпрыгивания вверх с подтягиванием коленей к груди, прогибом туловища назад, разводом ног вперед – в стороны, на одной ноге с приземлением на толчковую ногу, из приседа вверх.

Другая группа прыжков – из положения сидя на корточках – способствует хорошей разминке и разработке связок колена и бедра. Можно выполнять все те же прыжки, что и в стойке: на месте, в стороны, вперед- назад, разножку, прыжки с разворотом на 360 градусов.

Завершать прыжковую разминку методисты рекомендуют простыми прыжками для разгрузки и восстановления дыхания. 

Длительность прыжковой части разминки для новичков должна составлять не менее 3-5 минут, для более подготовленных – до 10 минут. По окончании прыжковой части разминки рекомендуется сделать дополнительные упражнения для позвоночника: скручивания, наклоны, вращения. Далее можно переходить к упражнениям на развития гибкости суставов.

Эти упражнения рекомендуется выполнять не менее 5-10 минут после прыжковой части. За это время организм успевает восстановить достаточно большие энергетические затраты, происходящие в первой, динамической части разминки. Таким образом, 15-20 минут прыжковой разминки и специальных упражнений на развитие подвижности суставов, подготовят организм занимающегося к дальнейшей работы.

Прыжки достаточно тяжело даются неподготовленным людям, детям младшего возраста, поэтому не нужно доводить прыжками начинающих физкультурников до изнеможения.

 

Раздел 6.

Правила. 

Соревнования проводятся на специальном секторе, который представляет собой горизонтальную площадку, имеющую синтетическое покрытие. Размеры сектора должны позволять выполнить разбег не менее 15 м, на международных соревнованиях не менее 25 м.

Место приземления (размеры 5х3х0,5-0,75 м) изготавливается из поролона. Между стойками и матами должен быть зазор 10 см.

Планка имеет длину 400 см, круглое сечение диаметром от 25 до 30 мм, массу не более 2 кг; изготовлена из металла или пластика. Концы планки (150-200 см) имеют полукруглое сечение (30-35 мм). Планка светлого цвета с нанесенными на нее 3-4 поперечными темными полосами по 20-30 см каждая. Пластины (размер 6x4 см), на которые устанавливается планка, должны быть обращены к противоположной стойке.

Конструкция стоек должна позволять устанавливать планку на высоту до 250 см. Расстояние между стойками на 2 см больше длины планки.

В ходе соревнований участники каждую попытку выполняют поочередно, порядок их выступления устанавливается жеребьевкой. На каждую попытку участнику предоставляется 1 мин с момента вызова. Если осталось 2-3 участника, то время увеличивается до 2 мин. Для одного участника предоставляется 3 мин.

Начальная высота и порядок изменения высот определяются положением о данном соревновании. При установлении следующей высоты планка поднимается на 2 см, в соревнованиях многоборцев - на 3 см. Участник может начинать соревнование с любой из объявленных высот, но не ниже первоначальной. На преодоление каждой высоты предоставляется три попытки. Разрешается пропускать высоты или после 1-2 незасчитанных попыток переносить оставшиеся попытки на следующую высоту. Выполнив три неудачные попытки подряд, участник выбывает из состязаний.

Первое и все последующие места определяются по максимально взятой высоте. Если несколько участников показали одинаковый результат, то:

 -лучшим считается спортсмен, взявший последнюю высоту с наименьшего числа попыток;

 -при равном числе попыток на последней высоте преимущество получает спортсмен, имеющий меньше неудачных попыток за все соревнование.

При равенстве вышеперечисленных требований за первое место проводится перепрыжка, остальные места делятся среди участников. Перепрыжка начинается с высоты следующей после взятой всеми претендентами. Предоставляется по одной попытке на каждой высоте. Если все или часть участников преодолевают высоту, планку поднимают. Участник, не преодолевший высоту, выбывает. Если все участники перепрыжки не преодолевают высоту, она опускается на 2 см. При перепрыжке не разрешается пропускать высоту. Участник, преодолевший высоту, не взятую другими, занимает первое место. После того как победитель определен, перепрыжка прекращается и места всех остальных прыгунов, участвующих в перепрыжке, делятся.

Перепрыжка является продолжением соревнования, ее проведение фиксируется в протоколе, результаты могут утверждаться как рекордные или засчитываться как выполнение разрядных норм.

Прыжок в высоту с разбега не засчитывается, если участник:

 -оттолкнулся от земли обеими ногами;

 -сбил планку или без последующего преодоления планки коснулся поверхности сектора за плоскостью, проходящей через стойки, и линией продолжения этой плоскости вне стоек.

Если судья убежден, что прыгун, преодолевая высоту, не задел планку, а она упала вследствие посторонних причин, он может засчитать прыжок как удавшийся, но как рекордный этот прыжок не может быть засчитан.

Раздел 7.

Травмы и их предупреждение  

При неправильном выполнении прыжков могут быть:

-растяжение связок голеностопного сустава;

-повреждения связок и менисков коленного сустава;

-ушибы пяточной кости;

-переломы костей предплечья, возникают при падении на вытянутую руку.

При прыжках в высоту также могут быть ушибы, ссадины и раны нижних конечностей - при ударах о планку, а также шипами обуви.

Для разбега при прыжках должна быть такая же дорожка, как при беге на короткие дистанции. Перед занятиями надо проверить исправность планки. Для смягчения ударов при приземлении следует в обувь под пятки, подкладывать резиновые прокладки. Специальной тренировке должна предшествовать достаточная общая физическая подготовка (скоростной бег, прыжки). В начальном периоде овладения отдельным упражнением не следует заниматься в обуви с шипами.  

При тренировке элемента «переход через планку» стойки должны быть закреплены так, чтобы исключить их падение при неудавшихся прыжках. При прыжках в высоту с разбега в начальном периоде обучения следует пользоваться обувью без шипов, так как возможны ранения себя шипами, следует также избегать приземления на руки («нырок», «кувырок»). Тренировки на рыхлой, неровной и скользкой дорожке для разбега и на не оборудованном для толчка месте недопустимы.

 

Раздел 8.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ

В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

      Уровень технического мастерства в прыжках в высоту можно определить по тому, насколько полно используются двигательные возможности спортсмена при достижении им максимального результата. При оценке самой техники основными критериями являются следующие.

1. Общая скорость разбега и скорость разбега на трех последних шагах.

2. Выполнение разбега точно по дуге.

3. Удержание наклона тела в сторону центра дуги до конца разбега и

без «слома» в тазобедренном суставе.

4. Время бега по прямой и по кругу.

5. Высота ОЦМТ в момент завершения отталкивания.

6. Угол вылета и расстояние места отталкивания от проекции планки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В нашей школе прыжки в высоту практикуются с 2006 года.  С 6 класса ученики начинают осваивать технику прыжка способом «перешагивания», и через 3 урока дети готовы к знакомству с прыжком способом «фосбери-флоп». Таким образом, ежегодно дети овладевают двумя способами прыжка на более высоком для себя уровне. При единых требованиях к нормативам прыжка право выбора техники его выполнения  остаётся за ребёнком.

В реальных условиях  школы единый гимнастический мат мы заменили на несколько гимнастических матов. На первых уроках во всех классах для преодоления страха перед прыжком, вместо планки используется резиновый жгут.

Главными результатами нашей работы стали: совершенствование непосредственно техники прыжка, координации движений у подростков, укрепление мышц ног, спины. В целом очевиден рост интереса к легкоатлетическим видам спорта и урокам физической культуры. Наши ученики на практике доказали, что их умения применять движения собственного тела в различных по сложности ситуациях стали более совершенными.

Неформальным показателем результативности применения разных техник прыжка на уроках физической культуры стало увлечение школьников паркуром, при этом уровень травматизма практически сведён к нулю.

Наша практика показала, что в прыжках способом «фосбери-флоп» дети показывают более высокие результаты, чем способом «перешагивания», что является прекрасным стимулом для самих учеников к собственному физическому самосовершенствованию и новым рекордам!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Портнов В.П. «Прыжок в высоту».- М: Физкультура и спорт, 1979.(Библиотечка легкоатлета)
  2. Гойхман П. Н. И Трофимов О. Н. Лёгкая атлетика в школе, М., «ФиС»,1972. 200с. с ил.

    3. Маркова А.А.,.Масленников С.М. Прыжки в высоту способом "перешагивание" // Физическая культура в школе. - 2000. - №6

   4. Быкова Т.В. Преодолевая планку. М., 1986.

  5. Обучение технике легкоатлетических упражнений в контексте формирования профессионально-педагогических умений. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.  СПб., 2001.

ССЫЛКИ:

http://www.fizkult-ura.ru/book/export/html/422

http://spo.1september.ru/2003/23/2.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

ПРЫГУНАМИ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

                   

 В1. Прыжки на возвышение

   При выполнении прыжков в высоту нужно учитывать следующее:

   ♦ Разбег не должен быть слишком быстрым. Делайте при этом три-пять шагов.

   ♦ Перед отталкиванием не поднимайте ноги слишком высоко, чтобы можно было сделать  резкий и энергичный толчок.

   ♦ Ставьте толчковую ногу на место отталкивания быстро и почти выпрямленной.

   ♦ Таз выводится вверх-вперед.

   ♦ Отталкивайтесь близко от возвышения, чтобы действительно взлетать круто и высоко.

   1. Прыжки в зонах с касанием резинового жгута. Резиновый жгут натягивается наискось, на такой высоте, чтобы, подпрыгнув, можно было сравнительно легко достать головой бинт на самом низком его конце. Линиями обозначить зоны разбега.

   2. Прыжки с доставанием веток, сучьев деревьев.

   3. Прыжки с доставанием мяча.

   4. Прыжки на толстые стволы деревьев. После небольшого разбега нужно прыгнуть на ствол, чтобы маховая нога коснулась его как можно выше, а толчковая сделала еще шаг вверх. Затем быстро повернуться и спрыгнуть вниз.              

 В2. Прыжки через высокие препятствия

   Необходимо учитывать следующее:

   ♦ Маховая нога поднимается максимально высоко. Носок ноги взят «на себя».

   ♦ Над препятствием маховая должна быть вытянута вперед. Толчковая нога подтягивается.

   ♦ Преодолев препятствие, приземляйтесь на толчковую ногу и продолжайте бег вперед.

    1. Прыжки из зоны отталкивания в зону приземления. И та и другая зона находится на расстоянии 80-90 см от препятствия.

   2. «Прыжки в окно». Натянуть две скакалки параллельно одна другой.

Перепрыгивать через первую и приземляться перед второй, не задевая ни одной из них. Постепенно делать проем все меньше.

   Прыжки через несколько препятствий. Расстояние между препятствиями такое, чтобы можно было сделать один или два шага.    

 В3. Прыжки с удлиненной фазой полета

   Фаза полета удлиняется, когда прыжок совершается с возвышения.

   1. Прыжки в высоту с трамплина. Перелетая через препятствие, разводите ноги в стороны и касайтесь руками ступней.

   2. Прыжки с приземлением в цель. В качестве цели можно нарисовать круг или положить обруч.

   3. Прыжки с места отталкивания, расположенного выше места приземления. Прыгать не сразу вниз а, стараясь подпрыгнуть как можно выше.

Рекомендуются прыжки «в окно».

   4. Групповые прыжки в круги. Каждый должен попасть в свой круг.

Чем ближе друг к другу делать разбег, тем это интересней. Но никто не должен перепутать круги.

В4. Упражнения для маховой ноги

    Маховая нога выполняет важную роль, в большей степени содействует отталкиванию. Маховая нога должна делать быстрый и высокий мах такой мах зависит от силы мышц живота и подвижности тазобедренного сустава.

    1. Кто выше поднимет маховую ногу. Стать боком к опоре со стороны толчковой ноги, рукой опираясь о стену (опору). Сделав мах ногой, постараться коснуться носком опоры как можно выше. Победит тот, у кого будет наименьшая разница между собственным ростом и высотой точки, до которой он достал ногой.

    2. Толкание мяча маховой ногой. Толкнуть высоко подвешенный мяч.

    3. Мах ногой в положении лежа. Лечь спиной на возвышение, чтобы маховая нога могла свисать вниз. Упражнение даст больше эффект, если нога будет преодолевать сопротивление резинового жгута.

    4. Метание набивных мячей, мешочка с песком (3-4 кг).

  1. Приложение №2

  2. Прыжковые упражнения

К специальным подготовительным упражнениям, от которых во многом зависит обучение технике легкоатлетических прыжков, относятся:

-прыжки на месте с акцентированным отталкиванием ногами;

-многократные прыжки с одной ноги на другую: туловище немного наклонить вперед; нога при отталкивании ставится прямая на всю стопу загребающим движением вниз-назад, другая делает широкий мах вперед-вверх; окончание маха должно совпадать с отталкиванием; руки из-за спины поочередно делают мах вперед-вверх;

 -отталкивание ногами в сочетании с махом руками. Прыжок можно усложнить увеличением высоты, ширины преодоления препятствия или же увеличением глубины спрыгивания;

-прыжок вверх из и.п. стоя на одной ноге на гимнастической скамейке. Нужно следить, чтобы таз находился над опорной ногой, а туловище не отклонялось назад;

-выпрыгивание из глубокого приседа и полуприседа толчком двух ног. Надо следить за положением и одновременным выпрямлением ног и туловища;

-прыжки на двух ногах. Упражнение выполняют, не сгибая ног в коленях; отталкиваться только стопой;

-прыжки с разбега и приземление на маховую ногу с последующим пробеганием;

-спрыгивание с высоты 30–50 см с последующим прыжком вверх; при приземлении после спрыгивания ноги для пружинящего движения и мягкости приземления сгибать в коленных суставах;

-выполнение прыжка последовательно несколько раз или же с разбега в 1-3 шага;

-с разбега в 3-7 шагов-отталкивание ногой (правой или левой) с доставанием рукой подвешенного предмета, сетки баскетбольного кольца и т.п. Нога при отталкивании полностью разгибается во всех суставах резко и быстро;

-многократные прыжки на двух ногах через препятствия. Ноги при отталкивании сгибаются минимально. При перелете через препятствие туловище прямое, ноги согнуты в коленях, подтянуты к груди, мах руками делается из-за спины снизу вперед-вверх;

-прыжок в длину с места толчком одной ноги при активном махе другой. Маховую ногу поставить подальше назад, чтобы можно было сделать широкое, мощное движение. Отталкивание должно совпадать с окончанием маха. Приземляться на обе ноги с активным выбрасыванием вперед стопы.

Многие прыжковые упражнения развивают скоростно-силовые качества. К таким упражнениям можно отнести:

-попеременные прыжки на правой и левой ноге с отталкиванием преимущественно стопой по 4 сек.;

-прыжки из приседа в присед-3 раза по 5-6 сек.;

-прыжки на одной ноге, другая - на возвышенности (можно на гимнастической скамейке, стопке матов и т.п.) сериями 6 х 4–5 прыжков;

-прыжки на правой и левой ноге с подтягиванием толчковой ноги («Блоха») – 5-6 прыжков;

-прыжки в глубину (высота 30 см) и последующий быстрый отскок вверх (с взмахом рук и без него)-6 раз;

-то же, но с прыжком через препятствие (высота 30 см)-6-8 прыжков;

-прыжки со скакалкой:

а) на одной ноге 4 - 15 сек.;
    б) на двух ногах 6 - 15 сек.;
    в) в движении  2 - 5 сек.;

-бег с ускорением  3-5 - 15 м.

В среднем школьном возрасте можно рекомендовать и следующие упражнения:

-спрыгивание с высоты 30 см и отскок вверх (максимально быстрое выпрыгивание с небольшим углом сгибания ног в коленных суставах);

-серия прыжков на гимнастическом мостике, выпрыгивание с дополнительной опорой на руки (особое внимание следует обратить на технику выполнения отталкивания и достаточную высоту взлета);

-прыжки с высоты 30 см на гимнастический мостик с последующим выполнением на нем серии 5 - 6 прыжков;

-прыжки со скакалкой в различных вариантах.

Учитель физической культуры может выбрать наиболее удобные из рекомендуемых упражнений и самостоятельно планировать количество повторений каждого упражнения в зависимости от подготовленности класса.

  1. Приложение №3

  2. Специальные прыжковые упражнения

Развитие быстрой силы мышц достигается, в частности, с помощью прыжковых упражнений.

Специальные прыжковые упражнения включают в себя подскоки, прыжки вперед с места, многоскоки толчком двух ног – «лягушка», прыжки с ноги на ногу – «с кочки на кочку» и другие. В условиях спортивного зала рекомендуется следующий набор специальных прыжковых упражнений. Во-первых, это прыжки на корточках во всех направлениях (прыжки можно сопровождать кувырками). Во- вторых, запрыгивания например на гимнастического коня из положения на корточках и спрыгивания с него.

Существует целый комплекс прыжков с применением длинных лавок. Вот некоторые упражнения этого комплекса: 

1. Перепрыгивание лавки разными типами прыжков: на одной, двух ногах, стоя, из положения на корточках.

2. Прыжки по лавке: на одной ноге, на корточках передом, боком. 

3. Прыжки по лавке со сменой ног на каждый прыжок.

4. Прыжки через лавку.

Кроме того, в качестве специальных упражнений можно делать различные перепрыгивания через партнера, верхние махи и удары ногами с выпрыгиванием, удары ногами с прыжком вперед, в сторону, назад.

Не менее интересны и прыжковые упражнения, выполняемые для рук и туловища. В отличие от, например, простых отжиманий, для их выполнения необходимо взрывное усилие и тесная координация работы мышц рук и туловища.

Предлагаются следующие упражнения. Подпрыгивания из упора лежа с отрывом от земли как рук, так и ног. Их можно сопровождать хлопками ладоней перед грудью и за спиной. Усилия взрывные.

Перемещения прыжками по залу в разных направлениях в упоре лежа с согнутыми в локтях руками на кистях, кулаках, ладонях.

Из положения упор лежа, руки выпрямлены, спина прогнута вниз – прыжком подтянуть ноги, не сгибая колен, руки от пола не отрывать. Сразу вторым прыжком занять исходное положение.

Прыжковые упражнения, приведенные выше, достаточно тяжелые, требуют для выполнения хорошей физической формы.

Для начинающих прыжковую нагрузку методисты требуют тщательно дозировать. В конце прыжковых упражнений следует проверять пульс. Не следует допускать превышения частоты сердечных сокращений 110 - 120 ударов в минуту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение технике прыжка в высоту способом "перешагивание"

План тренировочного занятия по легкой атлетике для группы начальной подготовки третьего года обучения Детско-юношеской спортивной школы....

Урок физической культуры на тему: «Прыжки в высоту способом «перешагивание»

План - конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Прыжки в высоту способом «перешагивание»Задачи урока: 1.     Обучение технике: прыжка в высоту способом «перешагивани...

Презентация к уроку обучения технике прыжка в высоту способом "перешагивание"

Данный материал содержит описание техники и иллюстрации фаз прыжка, нормативы для учащихся 5 класса, вопросы для контроля знаний. Может быть использован в разделе теоретической подготовки при обучении...

« Продолжение обучения прыжкам в высоту способом перешагивания».

открытый урок По теме: « Продолжение обучения прыжкам в высоту способом перешагивания»....

Совершенствование техники выполнения прыжка в высоту способом "перешагивание"

Прыжок в высоту с разбега-дисциплина легкой атлетики,как спортивное упражнение,известен миру более 100 лет.Составляющие прыжка-разбег,подготовка к отталкиванию,отталкивание,перход через планку и призе...