Повторение по теме "Особенности строения цветковых растений", 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Шабанова Наталья Сергеевна

В процессе проведения урока использовались элементы сюжетной интеграции с использованием сказочных персонажей и героев сказок. На уроке представлены разные приемы и способы коррекционных заданий,  и их применение в работе с обучающимися в группах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_6_klass.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме «Особенности строения цветковых растений», 6 класс. 

Форма:  Урок-игра с элементами сюжетной интеграции.

Тип урока: Систематизация полученных знаний, умений и навыков по теме «Органы цветковых растений».

Цели:

Образовательная цель: Развитие познавательной активности на уроках биологии.

Коррекционно-развивающая цель: Развитие восприятия средством переработки слуховой (слухо-речевой) информации.

Воспитательная цель: Развитие ответственности в процессе работы в группах (парах).

Оформление доски: Плакат «Избушка на курьих ножках»; названия команд («Дружные ребята»; «Сказочная лига»), эмблемы (синие шарфики на участниках игры).

Оборудование:    

1. Проектор, компьютер.

2. Зеленые листья, магниты, мел.

3. Простые карандаши;  резинки.

4.  Презентация PowerPoint №1

5.  Презентация PowerPoint №2  - Физкультминутка (№5).

6.  Презентация PowerPoint №3  - «Времена года» (№11).

7. Музыкальная заставка «Фабрика звезд».

8. Дидактические карточки: побег, стебель, почки, листья (№8); дикорастущие и культурные растения (№9); простые и сложные листья (№9).

9. Карточки с набором цифр от 1 до 9.

Основные (биологические) понятия: виды корневых систем (стержневая и мочковатая); строение листа (простые и сложные листья, жилкование); части побега; строение микроскопа; дикорастущие и культурные растения; жизненные формы растений; определение – ткань; строение растительной клетки.

                                                 

Интегрированные понятия: русское народное творчество (русская матрешка); пословицы и поговорки о труде и учебе; поэзия - стихотворение «Времена года».

                                         Структура урока

  1. Организационный этап урока.

II.        Мотивационно-композиционный этап урока.

      III.      Операционно-исполнительный этап урока.

      IV.      Подведение итогов урока.

                                               Ход урока

I.  Организационный этап урока.

      На перемене учащиеся выбирают разноцветные карточки и складывают общую мозаику настроения класса перед началом урока.

Учитель: 

- Здравствуйте участники предстоящей игры, аналогом, которой послужил проект первого канала «Звездная фабрика». Мы находимся в киностудии «Зеленой фабрики».

(начинается представление команд) (слайды №1-3).

Название команды: «Дружные ребята».

Девиз команды: «Ни шагу назад, ни шагу на месте только вперед и только все вместе».

-Команда противники «Сказочная лига» (слайд № 4).

-Девиз команды, прост, «Если начал не сдавайся» (слайд №5).

 Озвучиваются правила: «Дружный ответ участников»; «Ответственность за себя и тех, кто рядом»; «Баллы зарабатываются честно»; «Рука – ответ».

II.  Мотивационно-композиционный этап урока.

К нам сегодня пришли гости, мы рады их сегодня видеть в киностудии. Кто же наши противники? «Хвастливая баба-Яга»; «Бессмертный Кощей Бессмертный»; «Певец Водяной»; «Огнедышащий трехглавый дракон». Мы понимаем, что в знаниях биологии они не сильны, но им она и не нужна, каждый неверный ответ участников – это балл в команду соперников.

Знания, полученные на уроках биологии,  помогут команде «Дружные ребята» сохранить баллы, и их не потерять. «Знания против незнания». «Правильные ответы против неверный суждений, или умозаключений». «Дисциплина против беспорядка».

III. Операционно-исполнительный этап урока.

Первое задание:    «Согласны ли вы?»  или «Карандаш против ручки»

Ручка – утвердительный ответ; карандаш – с утверждением не согласны.

Задание на развитие зрительно-слухового и кинестетического восприятия.    

  1. Жизненная форма березы бородавчатой - кустарник. (Дерево) (Слайд№6)
  2. Крапива жгучая и полынь горькая  являются культурными растениями. (Дикорастущие растения) (Слайд №7)
  3. Ткань – группа клеток со сходным строением и выполняемыми функциями. (Правильное утверждение) (Слайд№8)
  4. Лупа – самый простейший увеличительный прибор. (Правильное утверждение) (Слайд 9)

Второе задание: «Микроскоп против лупы».

Задание на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.

Участникам необходимо перечислить части микроскопа. Слайд №10.

Правильный ответ:

- Зеркало, зрительная трубка (тубус), окуляр, объектив, предметный столик, штатив, регулировочные винты.

Третье задание: «Растительная клетка против группы клеток». Слайд №11-12.

Задание на развитие памяти.

Image5

Подсказка:

  1. Вязкая жидкость (цитоплазма).
  2. Хранит наследственную информацию (ядро).
  3. Содержит клеточный сок (вакуоль).
  4. Зеленые пластиды (хлоропласты).
  5. Слой, окружающий клетку (клеточная оболочка).

Учащиеся подписывают части клетки.

  1. Цитоплазма.
  2. Ядро.
  3. Вакуоль.
  4. Хлоропласты.
  5. Клеточная оболочка.

      Проверка задания осуществляется в парах, с исправлением ошибок, с выставлением оценки.

Четвертое задание: «Биологическая матрешка» или «матрешка против клетки». Слайды №13-14.

Задание на развитие произвольного внимания.

Найти признаки сходства строения русской матрешки и растительной клетки.

                      Image5

Варианты ответов: хлоропласты --- хлорофилл;  ядро --- ядрышко.

Пятое задание: Разминка. Музыкальная презентация «Физкультминутка".

Шестое задание: «Учение и труд против бездействия и лености».

Знание пословиц о труде, учебе. Домашняя форма работы.

Задание на развитие долговременной памяти.

Уменье и труд все перетрут.

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Белые руки чужие труды любят.

Сей овес в грязь — будет овес князь, а рожь хоть в золу, да в пору.

Дело мастера боится.

За всякое дело берись умело.

Не начавши - думай, а начавши – делай.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Торопливый дважды одно дело делает.

Наездом хлеба не напашешь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

На чужой работе и солнце не движется.

Седьмое задание: «Смысл против бессмысленности». Слайды №15-16.

Задание на развитие произвольного внимания.

Дополнить предложение «Стержневая корневая система имеет много боковых корней».

Ответ: «Стрежневая корневая система имеет много боковых корней и один главный корень».

Восьмое задание: «Слова против предложений».

Задание на развитие вербальной моторики.

Перепутались слова, необходимо найти ошибку.

Стебель === побег   +   почки     +   листья

Верный ответ: побег == стебель   +   почки   + листья

Девятое задание: «Простые против сложных».

Подсказка на доске из собранных зеленых листьев.

Задание на развитие внимательности и памяти.

Карточки с изображением простых и сложных листьев.

Простые листья (№ карточек) – 1, 4, 6, 8, 11, 12.

Сложные листья (№ карточек) – 2,3, 5, 7, 9, 10.

Десятое  задание: «Крестики против ноликов или культурные растении против дикорастущих».

Задание на коррекцию произвольного внимания.

Биологическая игра «Крестики – нолики» является аналогом популярной настольной игры «крестики-нолики».

На доске мелом учитель перед началом урока обозначает по одному правильному варианты хода, как для крестиков, так и для ноликов. Каждая клетка закрывается пронумерованной карточкой от 1 до 9.

Играют две команды, простые и сложные листья.

Учащиеся по очереди начинают называть растения.

Команда «Простые листья» называет культурные. Команда «Сложные листья» называет дикорастущие растения.

Учитель  открывает выбранный командой номер карточки в случаи правильного ответа.

Одиннадцатое задание: «Листопад». Презентация PowerPoint №3  - «Времена года».

Задание на развитие мелкой моторики рук.

На выбранных листьях (желтые, красные, оранжевые, зеленые) нарисовать сетчатое жилкование, и приклеить на ветку композиции «Листья осени».

Двенадцатое задание: «Домашнее задание против тех, кто не любит делать домашнюю работу».

Анатолий Болутенко

Проходят сезоны своими путями,

Являя премного чудес,

Заплакала осень грибными дождями,

Зовёт приходить в гости лес.

Красивы, как сказка, чудесные сосны,

Как мачты взнеслись до небес,

И в снежной одежде зимою морозной

Сверкает алмазами лес.

Природа надёжно меняет сезоны,

Приходит красотка весна,

Берёзы ещё не украсили кроны,

И лишь зеленеет сосна.

 В лесу сердце видом чудесным согрето,

От свежести будто бы пьян,

Чарует, как маг, в лесу дивное лето

Красой земляничных полян.

 Я в лес, как в красавицу, нежно влюблённый,

В него иду с радостью вновь,

Прекрасны любые лесные сезоны,
Вновь осень, пора для грибов.

Измененный вариант стихотворения с презентацией.

Проходят сезоны своими путями (слайд №1),

Являя немало чудес (слайд №2),

Заплакала осень грибными дождями (слайд №3),

Зовёт приходить в гости лес (слайд №4).

Красивы, как сказка, чудесные сосны (слайд №5),

И ели похожи на мачты небес (слайд №6),

Сном зимним таежным окутан (слайд №7),

Алмазами манит нас лес (слайд №7).

Приходит на смену капель и подснежник (слайд №8),

Веселых проталин, смешной перезвон (слайд №8),

Бриз легкий несет облака к непогоде (слайд №9),

Живая природа в весенних заботах (слайд №9).

Воздух, прогретый, пахнет смолою (слайд №10),

Лугом, ромашками, разной травою (слайды № 11 - 14),

Смена времен, круг очерчен природой (слайд№15),

Зима, весна, лето и снова (слайды №16 – 19),

Осенью пахнет природа (слайд №20).

IV. Подведение итогов урока.

      Команды подсчитывают баллы. Выявляется победитель конкурса «Зеленая фабрика».

Наши соперники команда «Сказочная лига»,  боролись и проиграли. Знание, умение и навыки, полученные на уроках биологии, и дружный подход к общему делу помогли одержать победу вверх, над сказочными персонажами.

Вопросы:

-Кто из противоположной команды вам понравился больше, и за какие качества?

-Кто вашей команде проявил лидерские качества?

-Какие задания в конкурсе вам показались сложные?

-Какие задания в конкурсе вам показались интересными?

-Какие оценки вы бы поставили себе?

- Какое настроение у вас сейчас? (слайд №17)

-Хотели бы вы еще поучаствовать в подобном уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...

Тест по теме "Строение цветковых растений"

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы  В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса.  Уровень сложности - с...

Конспект "Строение цветковых растений"

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Строение цветковых растений"...

"Строение цветкового растения", биология, 6 класс

Презентация к уроку-исследованию "Строение цветкового растения" по биологии....

Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс

Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс...