Повторение по теме "Особенности строения цветковых растений", 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)
В процессе проведения урока использовались элементы сюжетной интеграции с использованием сказочных персонажей и героев сказок. На уроке представлены разные приемы и способы коррекционных заданий, и их применение в работе с обучающимися в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_6_klass.doc | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение по теме «Особенности строения цветковых растений», 6 класс.
Форма: Урок-игра с элементами сюжетной интеграции.
Тип урока: Систематизация полученных знаний, умений и навыков по теме «Органы цветковых растений».
Цели:
Образовательная цель: Развитие познавательной активности на уроках биологии.
Коррекционно-развивающая цель: Развитие восприятия средством переработки слуховой (слухо-речевой) информации.
Воспитательная цель: Развитие ответственности в процессе работы в группах (парах).
Оформление доски: Плакат «Избушка на курьих ножках»; названия команд («Дружные ребята»; «Сказочная лига»), эмблемы (синие шарфики на участниках игры).
Оборудование:
1. Проектор, компьютер.
2. Зеленые листья, магниты, мел.
3. Простые карандаши; резинки.
4. Презентация PowerPoint №1
5. Презентация PowerPoint №2 - Физкультминутка (№5).
6. Презентация PowerPoint №3 - «Времена года» (№11).
7. Музыкальная заставка «Фабрика звезд».
8. Дидактические карточки: побег, стебель, почки, листья (№8); дикорастущие и культурные растения (№9); простые и сложные листья (№9).
9. Карточки с набором цифр от 1 до 9.
Основные (биологические) понятия: виды корневых систем (стержневая и мочковатая); строение листа (простые и сложные листья, жилкование); части побега; строение микроскопа; дикорастущие и культурные растения; жизненные формы растений; определение – ткань; строение растительной клетки.
Интегрированные понятия: русское народное творчество (русская матрешка); пословицы и поговорки о труде и учебе; поэзия - стихотворение «Времена года».
Структура урока
- Организационный этап урока.
II. Мотивационно-композиционный этап урока.
III. Операционно-исполнительный этап урока.
IV. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
На перемене учащиеся выбирают разноцветные карточки и складывают общую мозаику настроения класса перед началом урока.
Учитель:
- Здравствуйте участники предстоящей игры, аналогом, которой послужил проект первого канала «Звездная фабрика». Мы находимся в киностудии «Зеленой фабрики».
(начинается представление команд) (слайды №1-3).
Название команды: «Дружные ребята».
Девиз команды: «Ни шагу назад, ни шагу на месте только вперед и только все вместе».
-Команда противники «Сказочная лига» (слайд № 4).
-Девиз команды, прост, «Если начал не сдавайся» (слайд №5).
Озвучиваются правила: «Дружный ответ участников»; «Ответственность за себя и тех, кто рядом»; «Баллы зарабатываются честно»; «Рука – ответ».
II. Мотивационно-композиционный этап урока.
К нам сегодня пришли гости, мы рады их сегодня видеть в киностудии. Кто же наши противники? «Хвастливая баба-Яга»; «Бессмертный Кощей Бессмертный»; «Певец Водяной»; «Огнедышащий трехглавый дракон». Мы понимаем, что в знаниях биологии они не сильны, но им она и не нужна, каждый неверный ответ участников – это балл в команду соперников.
Знания, полученные на уроках биологии, помогут команде «Дружные ребята» сохранить баллы, и их не потерять. «Знания против незнания». «Правильные ответы против неверный суждений, или умозаключений». «Дисциплина против беспорядка».
III. Операционно-исполнительный этап урока.
Первое задание: «Согласны ли вы?» или «Карандаш против ручки»
Ручка – утвердительный ответ; карандаш – с утверждением не согласны.
Задание на развитие зрительно-слухового и кинестетического восприятия.
- Жизненная форма березы бородавчатой - кустарник. (Дерево) (Слайд№6)
- Крапива жгучая и полынь горькая являются культурными растениями. (Дикорастущие растения) (Слайд №7)
- Ткань – группа клеток со сходным строением и выполняемыми функциями. (Правильное утверждение) (Слайд№8)
- Лупа – самый простейший увеличительный прибор. (Правильное утверждение) (Слайд 9)
Второе задание: «Микроскоп против лупы».
Задание на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Участникам необходимо перечислить части микроскопа. Слайд №10.
Правильный ответ:
- Зеркало, зрительная трубка (тубус), окуляр, объектив, предметный столик, штатив, регулировочные винты.
Третье задание: «Растительная клетка против группы клеток». Слайд №11-12.
Задание на развитие памяти.
Подсказка:
- Вязкая жидкость (цитоплазма).
- Хранит наследственную информацию (ядро).
- Содержит клеточный сок (вакуоль).
- Зеленые пластиды (хлоропласты).
- Слой, окружающий клетку (клеточная оболочка).
Учащиеся подписывают части клетки.
- Цитоплазма.
- Ядро.
- Вакуоль.
- Хлоропласты.
- Клеточная оболочка.
Проверка задания осуществляется в парах, с исправлением ошибок, с выставлением оценки.
Четвертое задание: «Биологическая матрешка» или «матрешка против клетки». Слайды №13-14.
Задание на развитие произвольного внимания.
Найти признаки сходства строения русской матрешки и растительной клетки.
Варианты ответов: хлоропласты --- хлорофилл; ядро --- ядрышко.
Пятое задание: Разминка. Музыкальная презентация «Физкультминутка".
Шестое задание: «Учение и труд против бездействия и лености».
Знание пословиц о труде, учебе. Домашняя форма работы.
Задание на развитие долговременной памяти.
Уменье и труд все перетрут.
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Белые руки чужие труды любят.
Сей овес в грязь — будет овес князь, а рожь хоть в золу, да в пору.
Дело мастера боится.
За всякое дело берись умело.
Не начавши - думай, а начавши – делай.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Торопливый дважды одно дело делает.
Наездом хлеба не напашешь.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
На чужой работе и солнце не движется.
Седьмое задание: «Смысл против бессмысленности». Слайды №15-16.
Задание на развитие произвольного внимания.
Дополнить предложение «Стержневая корневая система имеет много боковых корней».
Ответ: «Стрежневая корневая система имеет много боковых корней и один главный корень».
Восьмое задание: «Слова против предложений».
Задание на развитие вербальной моторики.
Перепутались слова, необходимо найти ошибку.
Стебель === побег + почки + листья
Верный ответ: побег == стебель + почки + листья
Девятое задание: «Простые против сложных».
Подсказка на доске из собранных зеленых листьев.
Задание на развитие внимательности и памяти.
Карточки с изображением простых и сложных листьев.
Простые листья (№ карточек) – 1, 4, 6, 8, 11, 12.
Сложные листья (№ карточек) – 2,3, 5, 7, 9, 10.
Десятое задание: «Крестики против ноликов или культурные растении против дикорастущих».
Задание на коррекцию произвольного внимания.
Биологическая игра «Крестики – нолики» является аналогом популярной настольной игры «крестики-нолики».
На доске мелом учитель перед началом урока обозначает по одному правильному варианты хода, как для крестиков, так и для ноликов. Каждая клетка закрывается пронумерованной карточкой от 1 до 9.
Играют две команды, простые и сложные листья.
Учащиеся по очереди начинают называть растения.
Команда «Простые листья» называет культурные. Команда «Сложные листья» называет дикорастущие растения.
Учитель открывает выбранный командой номер карточки в случаи правильного ответа.
Одиннадцатое задание: «Листопад». Презентация PowerPoint №3 - «Времена года».
Задание на развитие мелкой моторики рук.
На выбранных листьях (желтые, красные, оранжевые, зеленые) нарисовать сетчатое жилкование, и приклеить на ветку композиции «Листья осени».
Двенадцатое задание: «Домашнее задание против тех, кто не любит делать домашнюю работу».
Анатолий Болутенко
Проходят сезоны своими путями,
Являя премного чудес,
Заплакала осень грибными дождями,
Зовёт приходить в гости лес.
Красивы, как сказка, чудесные сосны,
Как мачты взнеслись до небес,
И в снежной одежде зимою морозной
Сверкает алмазами лес.
Природа надёжно меняет сезоны,
Приходит красотка весна,
Берёзы ещё не украсили кроны,
И лишь зеленеет сосна.
В лесу сердце видом чудесным согрето,
От свежести будто бы пьян,
Чарует, как маг, в лесу дивное лето
Красой земляничных полян.
Я в лес, как в красавицу, нежно влюблённый,
В него иду с радостью вновь,
Прекрасны любые лесные сезоны,
Вновь осень, пора для грибов.
Измененный вариант стихотворения с презентацией.
Проходят сезоны своими путями (слайд №1),
Являя немало чудес (слайд №2),
Заплакала осень грибными дождями (слайд №3),
Зовёт приходить в гости лес (слайд №4).
Красивы, как сказка, чудесные сосны (слайд №5),
И ели похожи на мачты небес (слайд №6),
Сном зимним таежным окутан (слайд №7),
Алмазами манит нас лес (слайд №7).
Приходит на смену капель и подснежник (слайд №8),
Веселых проталин, смешной перезвон (слайд №8),
Бриз легкий несет облака к непогоде (слайд №9),
Живая природа в весенних заботах (слайд №9).
Воздух, прогретый, пахнет смолою (слайд №10),
Лугом, ромашками, разной травою (слайды № 11 - 14),
Смена времен, круг очерчен природой (слайд№15),
Зима, весна, лето и снова (слайды №16 – 19),
Осенью пахнет природа (слайд №20).
IV. Подведение итогов урока.
Команды подсчитывают баллы. Выявляется победитель конкурса «Зеленая фабрика».
Наши соперники команда «Сказочная лига», боролись и проиграли. Знание, умение и навыки, полученные на уроках биологии, и дружный подход к общему делу помогли одержать победу вверх, над сказочными персонажами.
Вопросы:
-Кто из противоположной команды вам понравился больше, и за какие качества?
-Кто вашей команде проявил лидерские качества?
-Какие задания в конкурсе вам показались сложные?
-Какие задания в конкурсе вам показались интересными?
-Какие оценки вы бы поставили себе?
- Какое настроение у вас сейчас? (слайд №17)
-Хотели бы вы еще поучаствовать в подобном уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение цветковых растений"
Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...
Тест по теме "Строение цветковых растений"
Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса. Уровень сложности - с...
УРОК биологии в 6 классе. Обобщающее повторение по теме: «Органы цветковых растений».
Тип данного урока: игра КВН....
Тест по теме: "Строение цветкового растения"
Тест для 6 класса...
Конспект "Строение цветковых растений"
Конспект урока по природоведению в 5 классе "Строение цветковых растений"...
"Строение цветкового растения", биология, 6 класс
Презентация к уроку-исследованию "Строение цветкового растения" по биологии....
Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс
Лабораторная работа «Строение цветкового растения» 6 класс...