Урок "Кровеносная система животных как результат эволюционного развития мира" Биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Урок с использованием технологии составления технологической карты урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Относовская СОШ

Вяземского района Смоленской области

Конспект урока

Биология 7 класс

Тема «Кровеносная система животных как результат эволюционного развития мира»

Учитель: Сюрина Г.А.

Технологическая карта урока

Тема урока: Кровеносная система как результат эволюционного развития мира.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

Технологии:  проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных систематических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Организационный

Приветствие учеников.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя

1 минута

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Ребята, какую тему закончили изучать?

- Проверочная работа (тест)

- Органы дыхания.

- Индивидуальная работа в тетрадях для проверочных работ

6 минут

3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач

Беседа:

 Какую главу мы начали изучать?

 Какую тему мы начали изучать?

Итак, сегодня мы обобщим знания о строении и функциях кровеносных систем животных и узнаем новое о строении и значении крови

Краткие ответы.

- Эволюция строения и функций органов и их систем (глава 3) стр.189.

- Кровеносная система. Кровь. (§ 41)(Запись темы в тетрадь)

1 минута

4.Актуализация знаний

Давайте выясним, что вы уже знаете.

Дополните определения (устный тренинг по цепочке):

  1. Сердце – это …
  2. Артерия - это …
  3. Вена - это …
  4. Капилляры – это …
  5. Артериальная кровь – это …
  6. Венозная кровь - это …

Смешанная кровь - это …

Устные краткие определения (при неверных ответах всего класса - запись грамотного определения термина в тетрадь)

2 минуты

5.Введение новых знаний

1. Эволюция кровеносной системы (Поисковая фронтальная беседа)

Я приглашаю вас путешествовать. По древу эволюции.

Но гидами будете вы, поскольку многое по маршруту вы знаете, а по знакомым «тропинкам» идти веселее вместе.

Слайд 3.Подцарство Простейшие. Первая боковая веточка на нашем древе? Почему наш помощник - человечек «отдыхает » от подъема вверх?

Слайд 4. Тип Кишечнополостные

Человечек опять отдыхает?!

Слайд 5. Тип Плоские черви.

Что скажете о кровеносной системе этих животных?

Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы?

Слайд 6. Тип Кольчатые черви.

Озвучьте (выноски на фото)...

Почему наш помощник - человечек показывает дорогу вверх?

Слайд 7. Тип Моллюски 

Почему человечек опять движется наверх?

Слайд 8. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Слайд 9. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

- Почему человечек радуется?

Продолжаем путешествие по ветвям позвоночных животных.

Слайд 10. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Слайд 11. Тип Хордовые. Класс Земноводные

Слайд 12. Тип Хордовые. Класс Рептилии

Слайд 13. Тип Хордовые. Класс Птицы

Слайд 14. Тип Хордовые. Класс Звери (Млекопитающие)

Почему наш человечек снова радуется?

Физкультминутка

2.Строение кровеносной системы (беседа, заполнение схемы)

Слайд 15. (демонстрация на закрепление)

Дополни предложение: Круги кровообращения начинаются в …, а заканчиваются всегда в …

3. Что такое кровь?
- (в. 2 стр.215 перед §41)

(Самостоятельная работа с учебником - 2 статья §41)

- Заполнить схему, используя модели (групповая работа по раздаточному материалу «Состав крови)»

- У простейших нет крови и кровеносной системы.

- У кишечнополостных нет крови и кровеносной системы.

- У плоских червей нет крови и кровеносной системы.

Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь).

- Спинной сосуд.

- Брюшной сосуд.

- Кольцевые сосуды («сердца)».

- Строение кровеносной системы сложное: есть 3 вида сосудов, кровеносная система замкнутая.

-У моллюсков впервые появляется настоящее сердце - двигатель крови, но кровеносная система незамкнута - кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в сосуды.

- Сердце в виде звезды на спинной стороне тела, кровеносная система незамкнута.

- Мы добрались до вершины эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют сердце в виде трубки из многих камер и единственный, головной сосуд. Кровеносная система незамкнута.

(Рис. 163 стр.217)

Вывод: увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы (запись в тетрадь)

- 2-хкамерное сердце.1 круг кровообращения, замкнутый

(Рис. 164 стр. 217)

- 3-х-камерное сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 3-х-камерное с неполной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 4-х-камерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- 4-хкамерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

- Мы добрались до вершины эволюции позвоночных.

Вывод: эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути

1) увеличения числа камер сердца

2) образования 3-х видов сосудов

3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма.

(Запись в тетрадь)

http://festival.1september.ru/articles/573565/img1.gif Запись в тетрадь.)

- Чтение.

- Объяснить слайд 16.

http://festival.1september.ru/articles/573565/img2.gif- Объяснить слайд17.

Функции крови (запись тетрадь)

25 минут

6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Просмотр слайдов 18,19,20

Ответы на вопросы с пояснениями

сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих; выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных, проследить связь строения сердца со сложностью организации животных, изучить состав крови и функции клеток крови

3 минуты

7.Анализ и оценка итогов работы

Обсудить результаты работы и объявить отметки

1 минута

8.Определение и разъяснение домашнего задания

Домашнее задание §41

Найдите ответ на любой из вопросов (по желанию)

1. Голубая кровь. Правда или вымысел?

2. Гемолимфа - вид крови?

Творческое задание: составить синквейн по теме «Кровь»

- Запись в дневники

1 минута

Литература

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл.: учебник – М.: Дрофа, 2016
  2. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология: Животные. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 кл.»– М.: Дрофа, 2016
  3. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А.. Биология: Животные. 7 кл.: методическое пособие к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 кл.»– М.: Дрофа, 2016
  4. http://testedu.ru/test/biologiya/7-klass/organyi-pishhevareniya-obmen-veshhestv-i-prevrashhenie-energii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эволюционное развитие головного мозга у хордовых животных

Я не берусь разъяснять, а лишь оттеняю;хочу не научить, а увлечь.Оживить в точном смысле слова.Вспугнуть сонных птиц.Где окажется темное место, нарисовать картину из стелющегося тумана. Фед...

Презентация по теме "Развитие эволюционного учения" 9 класс

Презентация по теме "Развитие эволюционного учения" 9 класс...

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП...

Таблица «Этапы развития кровеносной системы животных» Зоология7 класс

Данный материал предназначен для обобщающего повторения и закрепленгия темы: "Развитие кровеносной системы животных". Может быть использован учащимися седьмого класса и учащимися классов ест...