Ботанические задачи
материал по биологии (5, 6 класс)

Лобачева Татьяна Владимировна

Ботанические задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл botanicheskie_zadachi.docx87.53 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные задачи по биологии

Растения

  1. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?

  1. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

  1. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?

  1. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем.  Почему?

Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

  1. В сельскохозяйственной практике производят окучивание растений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехнического приема.

  1. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?

  1. Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет (рис. 1). Почему?

  1. Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в  первой  половине лета  в  виде  подкормки.  Почему?

  1. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.
  2. Растения экономно испаряют воду, однако часто после дождя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объясните это явление.

  1. Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В результате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества.  Однако такие  вещества,  как  сахар,  белки,  масла,  крахмал, растения не получают из почвы.  Почему в растениях находятся эти вещества.

     рис. 1.

  1. Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?
  2. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

  1. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого вещества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?

  1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

  1. После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

  1. С какой целью человек использует прививку плодовых растений?

  1. Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.

  1. У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.

  1. Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.

  1. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

  1. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?

  1. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?
  2. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

  1. Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.

  1. Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водоразделах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?

  1. Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, выросло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.

  1. На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?
  2. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.
  3. Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса количество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологическая закономерность?
  4. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

  1. При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки» (рис. 2). Дайте объяснение этому явлению.

35.Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?

  1.         При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.

  1. В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные растения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти растения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строения обеспечивают мягкость и гибкость этих растений?

  1. У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества передвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен веществ?

  1. Водоросли,- как и все растения, нуждаются в солнечном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному явлению.

  1. По внешнему строению морские водоросли похожи на растения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?

  1. Большинство водорослей произрастает в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

  1. Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.

  1. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

  1. После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, понижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?

  1. Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.

  1. В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

  1. Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?

  1. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

  1. В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?

  1. Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенными насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?

  1. Папоротники достигают значительных размеров в тропических лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.

52.        Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?

53*. Одни растения широко распространены, например лиственница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в определенных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.

54*. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста  клеток.  Весной в древесине образуются  более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?

55*. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой  этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитайте, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с площади в 1 тыс. га.

56*. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяснение этому явлению.

57*. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.

58*. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зелеными и совсем невкусными, однако через некоторое время они дозревают. Объясните это явление.

59*. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему?

60*. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?

61*. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и становится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

62*. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

63*. В тропических лесах можно встретить деревья, корни которых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.

64*. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

65*. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.

66*. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?

67*. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

68*. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?

Бактерии. Грибы. Лишайники

69. Известно, что воздух в местах большого скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, насыщен бактериями, а в чистом воздухе, особенно в природных условиях, их мало. Почему?

  1. Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

  1. Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объему земному шару. Однако этого не происходит. Почему?

  1. Многие виды бактерий могут находиться в условиях, которые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.

  1. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?

  1. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом — подберезовиков. Почему?

  1. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые трибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?

  1. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?

  1. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?

78*. Луговые опенки и другие грибы часто образуют на лужайках замкнутые круги (в народе их называют «ведьмины круги»), внутри которых грибы не растут. Объясните это явление.

79*. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?

80*. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

81*. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

82*. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

Распределение задач по темам программы

Темы программы

№№ задач

1.Введение. Общее знакомство с растениями

1

2.Клеточное строение растений

2,3

3.Органы цветковых растений

4,5,7,9,10,11,12,13,14,18,20,

21,22,23,24,25,27,29,33,34,35

4.Основные процессы жизнедеятельности растений

6,7,8,9,10,11,12,14,16,15,16,17,19,20,21,22,23,24,26,27

5.Основные отделы царства растений

37 -54

6.Царство бактерии

69-73

7.Царство грибы. Лишайники

74-82

8.Природные сообщества

1,17,22,28,30,31,32,40,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,51,53,56,63,64,65,66,67,68,69,70,72,73,

74,77,78,80,81

Для составления сборника использован ресурс:

 БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.

 Демьянков Е. Н., Москва, «Просвещение»,1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на занятиях ботанического кружка

Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процес...

Игра "Путешествие по ботанической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук....

Ботаническая сказка

Была написана к семинару по экологии....

Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"

внеклассное мероприятие для 6-х кл....

Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"

разработка внеклассного мероприятия с презентацией...

"Ботаническая эстафета"

"Ботаническая эстафета"- это мероприятие "вне рамок урока", для учащихся 6 классов. В сценарии, предлагаются игры, загадки, викторины и др. виды проверки знаний по ботанике. Рекомендую провести в пери...

Ботанический урок игра "КВН"

Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...