Конспект урока "Строение семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Лобачева Татьяна Владимировна

Конспект урока "Строение семян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_6_klass_stroenie_semyan.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе. Тема «Строение семян»

Цель урока: обучающиеся получат возможность научиться определять строение семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока: — познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений;

 — расширить знания учащихся о значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами;

— продолжить формирование у учащих я умений лабораторных исследований.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и

оформления ее результатов.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся

объектов.

Основные понятия урока: однодольные; двудольные; семядоля; эндосперм; зародыш; семенная кожура;

семя ножка; микропиле.

Деятельность учащихся: выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее

результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при

обсуждении.

Ход урока.

I. Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком, кто хочет начать работу вместе со мной.

Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:

Растения дают нам жизнь об этом знают даже дети,

Но, как же появляются …растения на свете?

II. Актуализация знаний.

  1. Формулирование темы. О чем пойдет речь на уроке?

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут они в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке

Будущий побег и могучий корень

  • Что вы уже знаете, о семени? (Семя имеет разную форму, размер, цвет)
  •  Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (Из семян появляется новое растение).
  • А что внутри у семени, что оно имеет?

2. Постановка учащимися задач урока.

1. Мы будем изучать строение семени.

2. Будем разбираться, все ли семена одинаковы по строению.

3. Узнаем, на какие группы делятся растения по строению семян.

3. Интересные факты о семенах. Кто хочет рассказать? (5 мин)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг 2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. 3. Есть семена лекарственные.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г

 6. Из семян зерновых делают муку, затем пекут хлеб.

  1. Изучение нового материала.
  • Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? - Пользуясь учебником, запишите определение зародыша и семядолей.
  • Лабораторная работа. Вспомним ТБ.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы

1. Работать за столом следует аккуратно.

2. Не делать резких движений.

3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

  • Чем покрыто семя?

Вывод 1. Семя покрыто кожурой.

  • Как вы думаете, какую функцию выполняет кожура?

Вывод 2: Она выполняет защитную функцию. Кожура защищает семя от повреждения, бактерий и высыхания.

  • Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?
  • Как проникает вода в семя, если кожура не пропускает воду?

Вывод 3: В семени находится отверстие, через которое проходит вода. Это отверстие называется микропиле. (Через микропиле семя еще и дышит).

  • Попробуйте снять кожуру с сухого семени. В каком случае и почему кожура снимается легче? Что находится под кожурой семени?

Вывод 4: Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш.

Растения, у которых имеется две семядоли - называются двудольными, растения, у которых одна семядоля – называются однодольными.

  • Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?

Вывод 5: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.

!!!! Запишите вывод к лабораторной работе: Семя – это зачаток нового растения, ОНО состоит из зародыша и покрыто плотной семенной кожурой.

IV.Закрепление.

«Верю – не верю». Прочитав предложение, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, поставьте +, если неправильное

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Семя – это зачаток нового растения.
  3. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  4. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  5. Первым у проростка появляется корешок.
  6. Молодое растение называют заростком.
  7. Снаружи семена покрыты корой.
  8. Через семявход в семя проникает вода.
  9. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+

+

-

+

+

-

-

+

-

V. Подведение итогов.

Достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?

1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.

2. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными.

3. Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными.

  • Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
  • Рефлексия. Ответьте на вопросы:

Сегодня я узнал (а) больше о …

Было интересно выполнять…

Было трудно …

Я научился (ась) находить …

VI. Д/З:  запишите домашнее задание: читать параграф 1, зарисуйте семя и подпишите название частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....

Конспект и презентация к уроку "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Конспект и презентация к уроку в 6 классе "Строение семян двудольных и однодольных растений", учебник В.В. Пасечника. Урок включает познавательный материал о семенах, лабораторная работа выполняется п...

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...