Конспект к уроку в 7 классе "Тип Моллюски: общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Березуцкая Татьяна Викторовна

Конспект по теме "Тип Моллюски: общая характеристика" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_mollyuski._konspekt.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бирюковская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Открытый урок по теме:

«ТИП МОЛЛЮСКИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Выполнила: учитель биологии

МКОУ «Бирюковская ООШ»

Березуцкая Татьяна Викторовна

2019 год

Тема: Тип Моллюски. Общая характеристика.

Цель. Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.

Задачи.

Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Метапредметные.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.

Личностные.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Приемы: инсерт, устами младенца, ЗХУ, верно утверждение или неверно.

Тип  и вид урока: урок открытия нового знания

Форма работы: индивидуальная, работа в паре

Оборудование:  проектор, компьютер, биологические коллекции, компьютерная презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, улитки.

Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня на уроке. У нас сегодня необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу, поделимся хорошим настроением.

  1. Мотивация

- Девизом нашего урока будет восточная мудрость «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

- Ребята, как вы понимаете данное выражение? (высказывают свое мнение. Подводим к тому, что если работать самостоятельно, знания усвоятся лучше и надолго, нежели кто-то будет рассказывать)

  1. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами завершили тему Тип Кольчатые черви. Проверим свои знания, заполнив таблицу (карточки у каждого ученика)

Пищеварительная система

Органы дыхания

Кровеносная система

Нервная система

Выделительная система

Органы чувств

Размножение

Взаимопроверка ответов (на слайде выведена заполненная таблица)

4. Постановка темы и задач урока

- Ребята мы с вами начинаем изучение новой группы организмов. А вот о какой именно попробуйте догадаться сами, просмотрев необычное видео «Устами младенца».

- «Он симпатичный. Ядовит. Живет в море и океане. У него 8 ног»

- «Они живут на земле, маленькие, скользкие. У них есть домик, который они таскают везде с собой»

- О каких представителях говорят младшие школьники? (об осьминоге, улитке)

- Все эти представители относятся к  Типу Моллюски. Как же будет звучать тема нашего урока? (предположения детей)

- Верно. Тема нашего урока – «Тип Моллюски. Общая характеристика».  

- Ребята, сегодня на протяжении урока вы будите фиксировать свои результаты в таблицу, которая находится у вас на столах. Сейчас мы с вами заполним первые два столбика. Скажите, что вам известно о типе Моллюске?

- А теперь запишите, что вы хотели бы узнать в процессе изучения типа Моллюски? (высказывания детей).

Знал

Хочу знать

Узнал

раковина, живут в воде и на земле, скользкие

1.изучить особенности внешнего строения моллюсков

2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков

2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа

  Последнюю колонку будите заполнять по мере изучения нового материала.

5.Изучение нового материала

а) Запись темы урока в тетрадь: «Тип Моллюски. Общая характеристика»

б) Для того, чтобы решить первую задачу, предлагаю вам побыть исследователями. Перед вами находятся карточки с лабораторной работой (приложение 2), благодаря которой мы узнаем о внешнем строении Типа Моллюски.  

Полученные данные в ходе лабораторной работы, фиксируем в таблицу (приложение 3). Таблица высвечивается на этапе завершения работы. Ребята анализируют таблицу, выделают выводы.

№ п/п

Ход работы

Отметки

1

Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые

Тело моллюсков состоит из:

Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога

2

У брюхоногих отметить:

  • наличие или отсутствие симметрии
  • Различаются ли по форме, окраске, строению

Ассиметрия

Различаются

3

У двустворчатых отметить:

  • сколько слоев имеет раковина
  • перечислите слои раковин
  • посчитать число годичных колец

Три

Наружный, фарфоровый слой, внутренний

4

Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс.

Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается?

Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны

Брюхоногие

Медленно, выделяется слизь

Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается

Очищает стекло

 

5

Изучить реакции моллюсков на различные раздражители:

  • мягкая кисточка
  • нитка

Одинаково, втягивает раковину

6

Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия

Втягивается

-Давайте подведем итог лабораторной работы. Что вы узнали о внешнем строении моллюска? (Тело состоит из головы, туловища, ноги. Почти у всех имеется раковина, которая состоит из трех слоев: наружный, фарфоровый, внутренний. Внутри находится мантия и мантийная полость. Перемещаются медленно. При опасности прячутся в раковину).

- Запишите вывод по проделанной работе. (Проделав данную работу я узнал о строении и жизнедеятельности моллюсков. А также сделал вывод, что у моллюсков сложное строение, снаружи они покрыты раковиной, внутри находится мантия и мантийная полость. Голова, туловища и нога - основные части моллюска. В мантийной полости расположены органы моллюска).

в) Для того, чтобы расширить наши знания по теме Тип Моллюски, предлагаю поработать с текстом в учебнике на стр. 45-46.

Читая текст, вы будите ставить специальные пометки на полях.

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

 

- Информация вам была уже известна?

- Что вы узнали нового при работе с текстом?

- Чтобы вы хотели узнать больше о моллюсках?

На слайде выводится пример заполнения таблицы

🗹

«+»

«?»

Дыхание различается у наземных моллюсков – легкие, у водных – жабры.

Есть фильтрующие моллюски

Кровеносная система незамкнутая. Есть сердце

Пищеварительная система представлена ротовой полостью с теркой (кроме двустворчатых) —глотка—пищевод—желудок—кишечник—анальное отверстие

Нервная система разбросанного типа

Органы выделения – почки

Гермофродиты и раздельнополые

Есть ли самые крупные представители данного типа?

Сколько живут моллюски?

6.Физкультминутка (на фоне звучит шум моря)

- А сейчас мы с вами отдохнём.

- Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир.

- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

- Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

- Снова открыли глаза-

- Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

Спасибо!

7. Изучение нового материала

в) Чтение сообщение о жизнедеятельности Моллюсков (опережающее обучение)

Ребята, а сейчас зачитайте нам свои сообщения «о жизнедеятельности представителей» и «интересные факты о моллюсках».

а) Моллюски обитают преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) – гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование.

б) Самый старый пойманный человеком моллюск, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.

Самыми умными принято считать осьминогов. Они поддаются дрессировке и понимают команды. Также интересен тот факт,  что кровь у моллюсков голубого цвета, а не красного, из-за того, что ту, функцию, что в нашей крови выполняет железо, у них выполняет медь.

Я также приготовила два интересные факты:

  • Шум моря в сувенирных раковинах моллюсков – это шум окружающей вас среды, которая резонирует с полостями раковины. Этого эффекта можно добиться без панциря моллюска, приложив к уху согнутую ладонь или кружку.
  • Голожаберные моллюски насчитывают около 3000 видов, красивые и ядовитые обитатели морей, характеризуются полным отсутствием панциря. Внешний вид обманчив. Голожаберные моллюски очень ядовиты, от одного прикосновения к такой прелести может сойти кожа с руки. Еще одной особенностью этих существ, является наличие половых органов на хвосте и на голове. Размером эти моллюски бывают от 6 миллиметров до 31 сантиметра. Питаются голожаберные моллюски водорослями, анемонами и даже другими моллюсками. Своей красивой окраской обязаны тому, что употребляют в пищу. Вот несколько фото этих красивых и необыкновенных существ.

- Каковы особенности жизнедеятельности типа Моллюски? (Живут в соленых и пресных водоемах, на суше, освоили разные типы питания – фильтраты, растительноядные, хищные)

-Ребята, сегодня мы изучили новый тип – тип Моллюски. Давайте попробуем сформулировать термин, использую все полученные знания на уроке (предположения детей). Сравним наше определение с учебником (один из учащихся читает термин в учебнике на стр. 45, первый абзац).

8. Закрепление

Выберите «Верно утверждение или неверно»

  1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше (+)
  2. У моллюсков различают головогрудь, ногу (-)
  3. Тело покрыто раковиной (+)
  4. Мантийная полость – пространство, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства (+)
  5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела (-)
  6. Кровеносная система замкнутая (-)
  7. Органами выделения являются почки (+)
  8. Нервная система разбросанного типа (+)
  9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (+)
  10.  Все моллюски – раздельнополые (-)

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка

9.Рефлексия 

Возвращаемся к нашей таблице, с которой вы работами в течение урока. Давайте сделаем вывод, что же нового вы узнали сегодня на уроке. (Учащиеся зачитывают информацию)

Знал

Хочу знать

Узнал

раковина, живут в воде и на земле, скользкие

1.изучить особенности внешнего строения моллюсков

2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков

2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа

тело состоит из головы (кроме двустворчатых), туловища и ноги. Тело имеет мантию. раковина состоит из 3 слоев: внешнего, фарфорового и внутреннего. Нервная система разбросанно-узлового типа. кровеносная система незамкнутая. органы дыхания – жабры у водных, легкие – у наземных видов. выделительная система- почки. гермафродиты и раздельнополые

9. Итог урока. Домашнее задание

Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

§ 11. Творческое задание(на выбор): 1) подготовить кроссворд по изученной теме; 2) изготовить наглядное пособие внешнего строения моллюска с обозначением частей тела

Вы сегодня замечательно работали на уроке! Хочу отметить вашу активность, ваши ответы.. За ваши ответы на уроке я хотела бы оценить учащихся следующими оценками… Благодарю вас за вашу работу!

Наш урок закончен, спасибо за внимание…


Приложение к открытому уроку на тему «Тип Моллюски. Общая характеристика»

Приложение 1. Таблица «Внутреннее строение кольчецов»

Пищеварительная система

Органы дыхания

Кровеносная система

Нервная система

Выделительная система

Органы чувств

Размножение

Пищеварительная система

Органы дыхания

Кровеносная система

Нервная система

Выделительная система

Органы чувств

Размножение

Приложение 2. Таблица ЗХУ

Знал

Хочу знать

Узнал

Лабораторная работа №4

"Особенности строения и жизни моллюсков"

№ п/п

Ход работы

Отметки

1

Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые

Тело моллюсков состоит из:

Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога

2

У брюхоногих отметить:

  • наличие или отсутствие симметрии
  • Различаются ли по форме, окраске, строению

Ассиметрия

Различаются

3

У двустворчатых отметить:

  • сколько слоев имеет раковина
  • перечислите слои раковин
  • посчитать число годичных колец

Три

Наружный, фарфоровый слой, внутренний

4

Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс.

Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается?

Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны

Брюхоногие

Медленно, выделяется слизь

Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается

Очищает стекло

 

5

Изучить реакции моллюсков на различные раздражители:

  • мягкая кисточка
  • нитка

Одинаково, втягивает раковину

6

Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия

Втягивается


Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно

  1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
  2. У моллюсков различают головогрудь, ногу
  3. Тело покрыто раковиной
  4. Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
  5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
  6. Кровеносная система замкнутая
  7. Органами выделения являются почки
  8. Нервная система разбросанного типа
  9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
  10.  Все моллюски – раздельнополые

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка

Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно

  1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
  2. У моллюсков различают головогрудь, ногу
  3. Тело покрыто раковиной
  4. Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
  5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
  6. Кровеносная система замкнутая
  7. Органами выделения являются почки
  8. Нервная система разбросанного типа
  9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
  10.  Все моллюски – раздельнополые

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему:Тип моллюски. Общая характеристика типа

Особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски.·       Рассматривается их многообразие, изучается классификацию типа на примере конкр...

Конспект урока по географии: Германия. Общая характеристика государства.

Тема: Общая характеристика государства .Германия Цель урока: Формирование целостного представления о географии и экономике страны. Задачи урока:ü познакомить учащихся с важнейшими чертами ГП...

План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"

План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Презентация к уроку по теме "Тип Моллюски: общая характеристика"

дополнительный материал к уроку в 7 классе "Тип Моллюски: общая характеристика"...

Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...