Основы систематики растений
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Для использования при дистанционном обучении по ботанике для средних специальных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematika_rasteniy.docx616.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Понятие о систематике растений.

Цель урока: 

     формирование знаний о систематике, классификации растений, изучение основных систематических групп растений-таксонов.

    дать определение понятий: систематика, классификация, таксон, бинарная номенклатура.

Задание:

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на контрольные вопросы и тестовые задания, вышлите на эл. почту преподавателя   galla49@mail.ru

              Уже известно более 350 тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы легче было разобраться во всём многообразии растений, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика. Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

            Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется   систематикой, а место того или иного организма в системе – классификацией.

           Основателем систематики является К. Линней. Все растения относятся к одному царству. Царство растений делится на 2 подцарства: низшие и высшие растения.

          К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют корней, стеблей и листьев. Водоросли — сборная группа растений, в которую входит несколько отделов: зеленые, бурые, красные и др.

           К высшим растениям относятся отделы: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные.

            Отдел — самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важнейшие общие признаки в строении. Все многообразие растений принято делить на 15—18 отделов.

Признаки высших растений. Большинство высших растений имеют ткани и органы. Вегетативные органы – корни, стебли и листья – выполняют функции питания и взаимодействия с окружающей средой. Генеративные органы (цветки) служат для полового размножения. Моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные растения размножаются спорами. Голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. Семена покрыты плотной оболочкой и содержат запасы питательных веществ и многоклеточный зародыш. Хотя растения и разделяются па высшие и низшие, все они относятся к царству растений. Клетки низших и высших растений схожи по строению и жизнедеятельности. Все они способны к фотосинтезу при наличии хлорофилла.

Систематика растений. При изучении растений сходные друг с другом виды объединяют в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, порядки – в классы, классы – в отделы, отделы – в царство (рис.1,2):

систематика-растений

Рис.1 Основные систематические категории растений ( таксоны)

систематика голосеменных растений

            Таким образом, систематика – это наука о степени родства организмов. Принадлежащие к определенной группе растения произошли от общих предков. У родов один общий вид – предок. Эти группы образовывались постепенно, в течение длительного времени, в результате приспособления к различным внешним условиям.

              Вид – наименьшая единица в систематике, он объединяет растения, схожие по 4 признакам: 1) общее строение; 2) сходные экологические условия и общая территория обитания (ареал); 3) схожесть жизненных процессов, например скорость роста; 4) скрещиваемость и способность давать потомство.

Растения, относящиеся к разным видам, не скрещиваются между собой.

            Сорт — это группа растений одного вида( популяция), созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.
Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Боровинка, Белый налив, Апорт и другие. Но все они относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная), и, в отличие от растений разных видов, 
сорта могут скрещиваться между собой.

             К самой распространенной на земле группе растений относятся покрытосеменные, или цветковые. По строению семян, стеблей и листьев они подразделяются на два классаоднодольные и двудольные. Например, всем известный картофель (паслен клубненосный) относится к роду паслен, семейству пасленовых, порядку норичниковых, классу двудольных, отделу покрытосеменных. Вид лук репчатый относится к роду лук, семейству луковых, порядку лилейных, классу однодольных, отделу покрытосеменных растений.

          Основоположником систематики по праву считается шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778). Он написал книгу «Система природы», где дал классификацию растений, животных и даже минералов. Кроме того, ученый описал большое количество растений и животных, которые были ему известны, т. е. он описал их внешний вид, особенности, отличия этих растений и животных от других. Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря нему каждое растение получило не только имя, но и «фамилию».

          Если мы заглянем в любой биологический справочник, то увидим, что названия всех растений состоят из двух слов. Например, радиола розовая, фиалка собачья, лапчатка прямостоячая, герань лесная и т. д. Это так называемая бинарная номенклатура (т. е. двойное название), которая была введена Карлом Линнеем в 1753 г. в книге «Виды растений».

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1519482853ab.jpg

Все двойные названия являются наименованиями различных видов растений.  Вид — совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать плодовитое жизнеспособное потомство.

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объединяют в роды.

Если мы более подробно разберем двойные названия растений, сможем обнаружить очень много интересного. Например, названия видов: лютик едкий, лютик ядовитый, лютик золотистый, лютик ползучий — имеют общее слово лютик. Это родовое название.

               В нашей стране известно около 170 видов ив: ива ломкая, ива белая, ива козья и др.

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по-разному. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.

Пример:

тополь белый по-латыни  Populus alba L., 1753;

тополь пирамидальный—( Populus pyramidalis) Populus nigra var. italica Münchh., 1770 

тополь дрожащий (осина) —  Populus tremula L., 1753

Буква  в конце названия например L. –первая буква в фамилии автора, давшего название растению-Линней. Дальше указан год описания растения-1753

Контрольные вопросы и тестовые задания.

  1. Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется ,,,,,,,
  2. Основателем систематики является……..
  3. Названия видов всех растений состоят из двух слов, как мы называем такую номенклатуру?
  4. Почему К. Линней предложил давать названия на латинском языке?
  5. Что означает первое слово в названии вида?
  6. Что означает второе слово в названии вида?
  7. Самая крупная систематическая единица в царстве растений?
  8. Наименьшая единица в систематике?
  9. К низшим растениям относятся ……
  10. К высшим растениям относятся……

 Тестовые задания.

1.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы.

1) род Сосна

2) отдел Голосеменные

3) порядок Сосновые

4) класс Хвойные

5) вид Сосна обыкновенная

6) царство Растения

2. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей. 

1) Редька

2) Крестоцветные

3) Двудольные

4) Редька дикая

5) Покрытосеменные

3.Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отдел Цветковые

2) царство Растения

3) порядок Злаковые

4) семейство Злаки

5) класс Однодольные

6) род Рожь

4.Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...

Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс

Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К  ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...

Модуль 1. Основы систематики растений.

Цель: изучить понятие классификация, познакомиться с основными систематическими группами растений, научиться распознавать растения классов двудольные и однодольные....

Основы систематики растений

Проверочная работа по систематике растений в 6 классе...

Технологическая карта урока "Основы систематики растений"

Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений...