Теоретические практико-ориентационные задания по биологии для обучающихся 8-го класса
методическая разработка по биологии (8 класс)

Завьялова Екатерина Викторовна

Развитию способностей школьника, его креативного потенциала, критического мышления способствуют практико-ориентированные творческие задания, стимулирующие развитие экологического сознания, конструктивного и деятельностного отношения к анализу и решению экологических проблем.  Эффективным является применение методики ситуативного анализа - кейс-стади. При составлении таких заданий можно использовать широкий спектр познавательных наглядных средств: наблюдения научные и художественные тексты, культурно-исторические экскурсы и реальные экскурсии, результаты деятельности специалистов в области экологии, охраны природы. 

Предмет биологии занимает одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию познавательной активности. Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у учащихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной деятельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с привлечением внимания к логической стройности биологических теорий, экспериментальным доказательством выдвинутых идей, с показом прогнозирующей роли научных, в том числе, биологических задач важного практического содержания, с использованием литературы и других художественных произведений. Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися биологических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; проведение домашних биологических опытов; изучение первоисточников и их анализ; организация эстафет и путешествий; уроков-конференций, семинаров и диспутов; КВН. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные задания для 8-го класса

1. Какое биологическое объяснение можно дать тому, что человек, несущий очень горячий чай в дорогой чашке, терпит боль?

Причина заключается в условном торможении болевого рефлекса.

2. Почему наиболее важно общение и физические упражнения для ребенка в возрасте от 1 до 3 лет?

Именно в это время происходит психофизическое развитие ребенка, формируются речь, мышление, кора головного мозга, согласованность и точность движений, мышцы, изгибы позвоночника. Кроме того, именно в этот период ребенок начинает осознавать себя как личность и у него начинает формироваться социальное сознание. Если в этот период ребенка лишить человеческого общества и физической активности, произойдет отставание психофизического развития. Пример: дети-маугли.

3. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

Увеличится количество эритроцитов, поставляющих клеткам кислород, ведь на высоте мало кислорода.

4. Почему человек в своем доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

В привычной обстановке условный рефлекс постоянно поддерживает, а в непривычной угасает.

5. Что такое половое созревание у человека?

Половое созревание — это период, который происходит у мальчике девочек в подростковом возрасте. Он сопровождается сложными nepecтройками в организме и подготовкой к репродуктивной функции.

Увеличивается рост человека, его масса, формируются вторичные половые признаки. У мальчиков созревают сперматозоиды. У девочек начинаются менструации. Повышается уровень половых гормонов в крови.

6. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов?

Элементы ответа:

1) За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки.

2) При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только папочки.

7. Что такое пищеварение?

Процесс механической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переносится кровью и лимфой и усваиваться организмом как пластический и энергетический материал.

8. Сколько зубов и какие зубы имеет взрослый человек?

У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней и нижней челюсти 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба.

9. Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с патогенными микроорганизмами?

1) соблюдение правил личной гигиены;

2) вакцинация населения;

3) дезинфекция предметов;

4) стерилизация или пастеризация воды и продуктов питания.

10. Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с патогенными микроорганизмами?

1) соблюдение правил личной гигиены;

2) вакцинация населения;

3) дезинфекция предметов;

4) стерилизация или пастеризация воды и продуктов питания.

11. Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?

Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организмах животных и человека, они должны поступать с растительной пищей и не могут быть заменены другими питательными веществами.

12. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки?

Элементы ответа:

I) при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);

2) при  прививке  организм  сам  вырабатывает защитные антитела; 3) лечебная сыворотка содержит готовые антитела.

 

13. Почему у спортсменов жизненная емкость легких выше, чем у не тренированных людей?

Жизненная емкость легких — это наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Механизм вдоха и глубокого выдоха осуществляется при участии скелетных мышц и диафрагмы. Чем лучше развиты скелетные мышцы, тем больше они могут увеличить объем грудной клетки, а значит и легких на вдохе, и тем сильнее они могут сжать грудную клетку при глубоком выдохе.

14. Чем опасно для человека отравление угарным газом?

Железо, содержащееся в гемоглобине, способно при прохождении эритроцита через капилляры легких образовать с молекулами кислорода нестойкое соединение — оксигемоглобин. При прохождении через ткани оксигемоглобин освобождает кислород, при этом вновь превращается в гемоглобин, который присоединяет к себе углекислый газ. Соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких освобождается от углекислого газа. При отравлениях угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом — карбоксигемоглобин, оно блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена. Вот почему отравления угарным газом являются смертельно опасными.

15. Почему повреждение продолговатого мозга опасно для жизни?

1) В продолговатом мозге сосредоточены центры, регулирующие жизненно-важные функции организма (дыхание, сердечно-сосудистую деятельность и др.)

2) Прекращение деятельности этих центров ведет к смерти человека

16. Почему нельзя управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения?

1) Алкоголь в первую очередь действует на мозжечок.

2) Поражение мозжечка приводит к потере способности совершать точные и координированные движения.

17. Что приводит к нарушению осанки?

1) Неправильное положение тела при стоянии и сидении

2) Недостаточное развитие мышц спины

18. Какое значение для переваривания пищи имеет большая длина тонкого кишечника?

1) Большая длина тонкого кишечника позволяет завершить превращение органических веществ пищи в растворимые соединения

2) Большая длина тонкого кишечника способствует всасыванию питательных веществ

19. Какие особенности внутренней поверхности тонкой кишки обеспечивают интенсивное всасывание питательных веществ в ней?

1) Интенсивное всасывание питательных веществ обеспечивается большой площадью всасывающей поверхности, которая во много раз превышает поверхность тела человека. 2) Площадь всасывающей поверхности увеличивается благодаря наличию на внутренней стороне тонкой кишки большого числа ворсинок и микроворсинок, покрытых эпителиальной тканью.

20. Почему в рацион человека должна включаться пища животного происхождения?

1) Растительные белки, в отличие от животных, содержат не все аминокислоты, необходимые для образования белков, специфических для организма человека

2) Жиры животных по составу ближе к жирам человека, чем растительные

21. Каким образом у человека осуществляется выделительная функция кожи?

I) В коже имеются потовые железы

2) Потовые железы вырабатывают пот, в котором содержатся мочевина, мочевая кислота, аммиак и другие продукты обмена

22. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

1) Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий

2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий

 23. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

Наркотические вещества обладают мутагенными свойствами, то есть они способны вызывать изменения в генах и хромосомах. Чаще всего такие мутации вредны для человека.

 

24. Какие вещества выводятся из тела человека различными органами, выполняющими выделительную функцию?

Выделительную функцию в организме человека выполняют: почки, кожа, легкие.

1)через легкие из организма человека выводится углекислый газ, пары воды;

2)через потовые железы кожи удаляются вода, небольшое количество мочевины, солей;

3)через почки происходит удаление конечных продуктов азотного обмена, солей, воды.

 25. Чем объясняются изменения в органах пищеварения, составе крови, деятельности нервной системы, вызванные у человека бычьим цепнем?

Бычий цепень выделяет ядовитые вещества в кишечник человека, они всасываются в кровь и отравляют его организм.

26. Что надо делать, чтобы не заразиться бычьим цепнем, широким лентецом?

Чтобы не заразиться бычьим цепнем надо хорошо проваривать мясо, а лучше использовать мясо, прошедшее ветеринарный осмотр. Ведь заражённое мясо (финнами -  пузырьками с головкой бычьего цепня) не допускают для реализации, продаже на рынках.

Чтобы не заразиться широким лентецом, надо хорошо проваривать, прожаривать рыбу не менее 20 минут. Нельзя употреблять засоленную, засушенную в домашних условиях рыбу, а также сырую рыбу.

27. В чём отличие прививки от лечебной сыворотки?

1)при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);

2)при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела;

3)лечебная сыворотка содержит готовые антитела.

28. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

1) при взлете или посадке самолета быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2) глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

29. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей;

2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

30. К  каким  последствиям  может привести  нарушение деятельности почек у человека?

1)изменится химический состава внутренней среды (повысится концентрация солей ит.д.);,

2)отравлению организма продуктами белкового обмена.

31. Почему нельзя брать в рот травинки на сырых лугах?

На стеблях и листьях растений могут быть личинки печеночного сосальщика.

32. Почему нельзя употреблять в пищу сырую, плохо проваренную или плохо прожаренную говядину?

В мясе могут содержаться финны бычьего цепня.

33. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.

1)по венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек;

2)из правого желудочка по сосудам малого круга в левое предсердие;

3)из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга к головному мозгу.

34. По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика.

1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление крови в них.

2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, на их стенках могут откладываться вредные и ядовитые вещества.

3) Происходит взаимодействие угарного газа с эритроцитами, в результате чего резко снижается способность эритроцитов присоединять кислород.

35. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины. Чем это объясняется?

1) Витамины необходимы для нормального обмена веществ.

2) В организме человека витамины практически не образуются (некоторые витамины образуются в незначительном количестве). Поэтому необходимо их поступление извне (основным источником витаминов являются растения, микроорганизмы).

36. Чем опасна наркомания?

Вредным воздействием на кору головного мозга и, следовательно, серьезными расстройствами нервной системы. Нарушения в коре мозга ведёт к асоциальному поведению людей, они становятся опасны для общества, а не только вредят своему здоровью.

37. Чем опасно курение?

Табак содержит никотин и смолы, которые являются вредными факторами, влияющими на нервную систему, а также на организм в целом. В смолах содержатся канцерогены, приводящие к онкологическим заболеваниям. Курение беременной женщины может повлиять на состояние будущего ребенка, а курение в подростковом возрасте снижает умственную активность и повышает утомляемость.

Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной регуляции внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

38. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?

1)донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются;

2)ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.

39. Мальчик заметил, что у него понизилась острота зрения при слабом освещении. Что могло стать причиной ухудшения зрения?

1)острота зрения при слабом освещении зависит от функционирования палочек;

2)палочки содержат пигмент, который образуется в организме человека из витамина А;

3)причиной ослабления зрения может быть недостаточность витамина А в питании, это заболевание носит название «куриная слепота».

40. Чем полезно свертывание крови?

Это защитный механизм, предохраняющий организм от кровопотерь.

41. Как узнать по кровотечению, какой кровеносный сосуд поврежден?

Если кровотечение характеризуется выделением крови по всей поверхности ткани, — это капиллярное кровотечение, поврежденные сосуды — капилляры.

Если кровотечение характеризуется равномерным непрерывным выделением крови не пульсирующей струей и цвет крови темно-красный, - это венозное кровотечение, повреждена вена.

Если кровотечение характеризуется вытеканием крови фонтанообразной пульсирующей струей и кровь алого цвета, — это артериальное кровотечение, повреждена артерия.

42. Почему появляются болезненные ощущения в мышцах после их работы?

Болезненные ощущения в мышцах появляются после работы, потому что происходит накопление нерасщепленной молочной кислоты.

43. При длительном пребывании на солнце кожа человека приобретает коричневый оттенок. С чем это связано и какое это имеет биологическое значение?

1) потемнение кожи под действием солнечных лучей вызвано усилением накопления в клетках нижних слоев эпителия пигмента меланина;

2)меланин поглощает ультрафиолетовые лучи и защищает организм человека от их вредного воздействия.

44. Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?

1) Болезнетворные микроорганизмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу

2) Размножение болезнетворных микроорганизмов в среднем ухе может привести к воспалительному процессу.

45. Почему нельзя читать лёжа или в движущемся транспорте?

1) при чтении лёжа и в движущемся транспорте невозможно удерживать постоянное расстояние между глазами и книгой.

2) при этом происходит нарушение преломляющей способности глаза, нарушается эластичность хрусталика.

46. Почему при сильных, резких звуках нельзя держать рот закрытым? (почему при взрывах надо открывать рот?)

1) в среднем ухе находится слуховая труба (евстахиева), которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой

2) когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны.

47. Почему, когда мы грызём твёрдый сухарь, то слышим оглушительный шум?

1) кости черепа, как и все твёрдые и упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается

2) поэтому треск сухаря, дошедший до уха через воздух, воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа.

48. Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при растяжении или разрыве связок?

1) покой или тугое бинтование сустава

2) холод на повреждённое место и доставить в лечебное учреждение.

49. Каким образом, используя магнит, можно очистить семена культурных растений (например, льна, клевера, люцерны) от семян сорняков?

1) сорняки имеют ворсистые семена, цепляющиеся за шерсть животных

2) засоренные семена обсыпают железным порошком (крупинки железа облепляют семена сорняков), а затем с помощью магнита их разделяют на чистые семена и сорную примесь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса

Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...

Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса

Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...

Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида

Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....

Теоретическое тестирование по предмету: "физическая культура" для обучающихся 10-11 классов.

Тесты составлены  для проверки теоретических знаний у обучающихся 10-11 класса  на основе учебного материала   по предмету  "физическая культура"   в соотв...

Теоретические практико-ориентационные задания по биологии для обучающихся 8-го класса

Развитию способностей школьника, его креативного потенциала, критического мышления способствуют практико-ориентированные творческие задания, стимулирующие развитие экологического сознания, конструктив...

Олимпиадные задания по биологии для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Олимпиадные задания по биологии  для обучающихся 8 класса (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии» для обучающихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии для обучающихся 6-7 классов...