Рабочая программа по биологии. 5 класс.
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)

Цепилова Наталья Александровна

Данный материал будет интересен учителям биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_lineynyy_kurs.docx22.01 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc88.5 КБ
Файл 7.odt34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

 Рабочая программа по биологии  для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
  6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. N613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413»
  8. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  9. ПриказаМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  10. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  11. Примерная программа по предмету: Биология 5- 9  В. В. Пасечник. В. В. Латюшин.  Г. Г. Швецов.

УМК: « Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника (линейный курс)»

        

        

Федеральный базисный план отводит  35  часов для образовательного изучения  в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.

В рабочей программе 15% составляет НРЭОСО (национальные региональные этнокультурные особенности содержательного образования).

Цели:  осознание  единства       и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости      на основе      достижений науки для формирования   осознанного отношения к  сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачи:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре   биологической   науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни    и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Содержание курса направлено     на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

                 Содержание программы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (35 часов, 1 час в неделю)

                                                                                      Введение в биологию (7 часов)

Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента.

Лабораторные и практические работы

 Лабораторная работа№ 1.  «Измерение объектов».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—о многообразии живой природы

—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

—отличать живые организмы от неживых;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—составлять план текста;

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

                                                        Глава 1.  Строение и многообразие живых организмов (14 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм  — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы.

Демонстрации 

Микропрепараты различных клеток.

Лабораторные  работы

Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов»

Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение клетки

—основные процессы жизнедеятельности клетки;

—характерные признаки различных клеток

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

—работать с лупой и микроскопом;

—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать объекты под микроскопом;

—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

Глава 2 Организм и среда обитания (14 часов

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в  природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и  др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие  — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.

Экскурсия «Сезонные изменения в жизни организмов.»

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-перечислять среды жизни организмов;

-называть особенности условий каждой из сред жизни;

-приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;

-различать приспособления животных к различным условиям среды;

-перечислять основные природные зоны Земли;

-называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;

-описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;

-называть основные экологические проблемы современности;

-описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;

-приводить примеры видов, уничтоженных человеком;

-приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;

-описывать значение биоразнообразия.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь

- использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;  

Тематическое планирование 5 класс

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Введение в биологию

7

2

Строение и многообразие живых организмов

14

3

Организм и среда

14

Итого:

35

Поурочно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение в биологию (7ч)

1

Введение в биологию.

1

2

Живая и неживая природа - единое целое

1

3

Биология-система наук о живой природе

1

4

Методы исследования в биологии

1

5

Измерения в биологических исследованиях.

Лабораторная работа№ 1.  «Измерение объектов».

1

6

Описание результатов исследований

1

7

Эксперимент в биологии

1

Строение и многообразие живых организмов(14ч.)

8-9

Увеличительные приборы 

Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов»

2

10

Клетка - основная структурная и функциональная единица  живого организма. Строение клетки

1

11

Разнообразие клеток и их жизнедеятельность

.Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов»

1

12

Организм – единое целое

1

13

Жизнедеятельность организмов

1

14

Разнообразие организмов

1

15

Царство Бактерии: многообразие и значение

1

16-17

Царство Грибы: многообразие и значение      

2

18

Царство Растения. Характерные признаки растений

1

19

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений  НРЭОСО

1

20

Царство Животные: многообразие и значение

1

21

Охрана животного мира

1

Организм и среда(14ч.)

22

Среды обитания организмов

1

23

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

24

Экскурсия «Сезонные изменения в жизни организмов.»

НРЭОСО

1

25

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе НРЭОСО

1

26

Природные сообщества

1

27

Взаимосвязи организмов в сообществе

1

28

Сообщества, создаваемые человеком

1

29

Экосистемы природных зон Земли.

1

30

Природные зоны России

1

31

Хозяйственная деятельность человека в природе

1

32

Охрана природы.  Особо охраняемые природные территории. НРЭОСО

1

33

Планета Земля - наш общий дом.

1

34

 Летние задания.

1

35

 Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс».

1

ИТОГО

Л/Р-3, П/Р-1, Э/К -1

35

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:

  1. способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
  2. предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

  1. повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  2. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

  1. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  2. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету

 Система оценивания тестовых заданий:

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100 %

Оценка метапредметных результатов

  1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  2. способность к сотрудничеству и коммуникации;
  3. способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  4. способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  5. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Защита итогового проекта.



Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

 Рабочая программа по биологии  для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
  6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. N613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413»
  8. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  9. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  10. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  11. Примерная программа по предмету: Биология 5-9. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин,Г.Г. Швецов.

УМК:« Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечник, В.В. Латюшин»

        

        

Федеральный базисный план отводит  35  часов для образовательного изучения  в 6 классе из расчёта 1 час в неделю.

В рабочей программе 15 % составляет НРЭОСО (национальные региональные этнокультурные особенности содержательного образования).

Цели:  осознание  единства       и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости      на основе      достижений науки для формирования   осознанного отношения к  сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачи:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре   биологической   науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

  • углубление знаний об условиях жизни    и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Содержание учебного предмета

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной)и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными  видами соцветий. Сухие и сочные плоды.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

—различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные процессы жизнедеятельности растений;

—особенности минерального и воздушного питания растений;

—виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

—объяснять роль различных видов размножения у растений;

—определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

---под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

—характерные признаки однодольных и двудольных растений;

—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

—делать морфологическую характеристику растений;

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

—работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—различать объем и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.

Природные сообщества ( 4часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—взаимосвязь растений с другими организмами;

—растительные сообщества и их типы;

—закономерности развития и смены растительных сообществ;

—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

—определять растительные сообщества и их типы;

—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

—испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

—соблюдать правила поведения в природе;

—понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

—уметь реализовывать теоретические познания на практике;

—осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

—признавать право каждого на собственное мнение;

—проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—уметь отстаивать свою точку зрения;

—критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

—понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—уметь слушать и слышать другое мнение;

 уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

1.

СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

14

2.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

12

3.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

5

4

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

4

Итого:

35

                                                                       Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

           Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

Строение семян двудольных растений. Л/Р №1  «Изучение строения семян двудольных растений».

2

Строение семян однодольных растений. Л/р№2 «Изучение строения семян однодольных растений».

1

3

Виды корней и типы корневых систем. Л/р№3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

1

4

Строение корня.

1

5

Видоизменение корней

1

6

Побег и почки. Л/р№4

«Строение почек. Расположение почек на стебле».

1

7

Строение листа. Л/р№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1

8

Видоизменение листьев.

1

9

Внутреннее строение стебля. Л/р№ 6 «Внутреннее строение ветки дерева»

1

10

Видоизмененные побеги. Л/р№7 «Изучение видоизменённых    побегов (корневище, клубень, луковица)».

1

11

Строение цветка. Л/р№8 «Изучение строения цветка».

1

12

Соцветия.

1

13

Плоды и их классификация

1

14

Распространение плодов и семян

1

                        Жизнь растений(12 часов)

15

Минеральное питание растений

1

16

Фотосинтез

1

17

Дыхание растений

1

18

Испарение воды

1

19

Передвижение  веществ по стеблю

1

20

Прорастание семян

1

21

Зимние явления в жизни растений Э/к№1

1

22

Способы размножения растений

1

23

Размножение споровых растений

1

24

Размножение голосеменных растений

1

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений   Л/р№9 «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

26

Половое размножение покрытосеменных растений Способы опыления покрытосеменных

1

                      Классификация растений(5 часов)

27

Основы классификации растений

1

28

Семейство Крестоцветные и Розоцветные НРЭОСО

1

29

Семейство Пасленовые,Бобовые и Сложноцветные НРЭОСО

1

30

Семейство Лилейные и Злаки    НРЭОСО

1

31

Важнейшие культурные растения     НРЭОСО

1

                      Природные сообщества (4 часа)

32

Растительные сообщества        

1

33

Взаимосвязи в растительных сообществах. Развитие и смена в растительных сообществах

1

34

Природное сообщество и влияние на него деятельности человека

НРЭОСО

1

35

Заключительный урок. Летние задания.

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:

  • способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
  • предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету

Система оценивания тестовых заданий:

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100 %

Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Защита итогового проекта.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
  6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»
  8. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  9. ПриказаМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  10. ;
  11. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  12. Примерная программа по предмету :  Биология 5-9.  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин,Г.Г. Швецов.

УМК:(« Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечник, В.В. Латюшин»)

        

        

Федеральный базисный план отводит 70 часов для образовательного изучения биологии в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В рабочей программе 15% составляет НРЭОСО (национальные региональные этнокультурные особеннсти содержательного образования).

Цели:

 формирование у учащихся представлений о многообразии живых организмов и принципах их классификации, установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле.

Задачи: 

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности живых организмов;
  • овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и  работы с различными источниками информации;
  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
  • использовать  приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

Содержание программы  курса биологии

Животные 7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение ( 2 часа)

    История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных

(38 часов)

    Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

    Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

    Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

    Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

    Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

    Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

    Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

     Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

    Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

     Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

•  Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

    Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

    Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

    Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

        Экскурсия

Изучение многообразия птиц.

    Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения и функций органов и их систем

(14 часов)

     Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

РАЗДЕЛ 3

Развитие закономерности размещения животных на Земле

(4 часа)

    Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

    Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

РАЗДЕЛ 4

Биоценозы

(6 часов)

    Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

РАЗДЕЛ 5

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(8 часов)

      Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

     Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

     Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

 Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• эстетического отношения к живым объектам;

• освоение социальных норм и правил поведения;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.

проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

1.

Многообразие животных

38

2

2.

Эволюция строения и функций органов и их систем

14

1

3.

Развитие закономерности размещения животных на Земле

4

1

4

Биоценозы

6

5

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

8

Итого:

70

4

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

                               Многообразие животных (38 часов)

1

История развития зоологии

1

2

Современная зоология

1

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Л/Р№1

«Многообразие водных простейших» .

1

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

1

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

1

8

Тип Круглые черви

1

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.  

1

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л/Р  №2

«Внешнее строение дождевого червя» .

1

11

Тип Моллюски Л/Р  №3 «Особенности строения и жизни моллюсков».

1

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

1

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Л/Р №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных».      

1

15

Класс Насекомые 

1

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

1

17

Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1

18

Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

19

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

1

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

1

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные Л/Р №5

«Внешнее строение и передвижение рыб».

1

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

1

24

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.   НРЭОСО

1

25

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. НРЭОСО               

1

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.   НРЭОСО                                                 

1

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы

1

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины Л/р №6

«Изучение внешнего строения птиц»

1

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.            

1

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.            

1

32

Изучение многообразия птиц      НРЭОСО     

1

33

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

1

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.  НРЭОСО

1

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

1

37

Отряд млекопитающих Приматы

1

38

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»

1

Эволюция строения и функций органов и их систем (14часов)

39

Покровы тела

1

40

Опорно-двигательная система

1

41

Способы передвижения животных. Полости тела

1

42

Органы дыхания и газообмен

1

43

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

1

44

Кровеносная система. Кровь

1

45

Органы выделения

1

46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

1

47

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

1

48

Продление рода. Органы размножения

1

49

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

50

Развитие животных с превращением и без превращения Л/Р№7

«Определение возраста животных».

1

51

Периодизация и продолжительность жизни животных

1

52

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем».

1

Развитие закономерностей размещения животных на Земле (4 часа)

53

Доказательства эволюции животных

1

54

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

1

55

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

1

56

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1

  Биоценозы (6 часов)

57

Естественные и искусственные биоценозы

1

58

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

59

Цепи питания. Поток энергии

1

60

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

1

61

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» НРЭОСО  

1

62

Контрольно-обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

1

     Животный мир и хозяйственная деятельность человека (8 часов)

63

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.   НРЭОСО

1

64

Одомашнивание животных

1

65-66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.   НРЭОСО

2

67

Охрана и рациональное использование животного мира.   НРЭОСО

1

68-69

Сельскохозяйственные и домашние животные . НРЭОСО

1

70

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс».

2

Итого 70 ч, Л/Р-7

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:

  • способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
  • предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету

Система оценивания тестовых заданий:

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100 %

Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Защита итогового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...