Деление клетки. Митоз. 9 класс биология
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Тема урока:«Деление клетки. Митоз»

 

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели:
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить    достоверную информацию в учебнике,  анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_kletki.docx233.88 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Тема урока:«Деление клетки. Митоз»

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели:
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить    достоверную информацию в учебнике,  анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока:  учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.

Ход урока:

 1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний.Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

   Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3):

  1. Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)

3. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных? (слайд 4)

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=434

 

1) наличием клеточной стенки2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы4) отсутствием оформленного ядра

3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных)(слайд 6)

- Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

-  Ребята, сформулируйте  тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)

Деление  соматических, т.е. неполовых,  клеток называется митозом.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? 

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

–  Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника. Найти определение жизненного цикла клетки и  

                                                   митотического цикла

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу, во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8)– подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

- синтез белков ферментов,

- синтез рРНК, иРНК и тРНК,

- образование рибосом,

- синтез АТФ,

- рост клетки и другие немаловажные процессы.

Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).

Митоз, фазы митоза – слайд 9

Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу(слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации )

Фазы

Процесс, происходящий в клетке

 Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

По окончании проверки заполнения таблицы, если позволяет время, можно просмотреть видеоролик «Митоз. Анимация».

Беседа с учащимися: Биологическое значение митоза (слайд 16)

4. Этап контроля  и самоконтроля.

Выберите один верный ответ (слайды 17, 18)

1. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 02) 233) 464) 92

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3.Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток;          б) соматических клеток;                  в) а + б.

4.Единицей размножения организмов является:

1) ядро 3) клетка2) цитоплазма 4) ткань

5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток:

а)  одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке 

б) увеличеннымвдвое набором хромосом 

в) различающимсямежду собой набором хромосом

г) уменьшенным вдвое набором хромосом 

5. Этап информации о д/з

6. Этап рефлексии

Самоанализ обучающихся:

1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

2. Что для вас было наиболее интересным?

3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

4. В чем испытывали трудности?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

презентация по биологии "Деление клетки.Митоз" для учащихся 9 классов

презентация по биологии для учащихся 9 классов "Деление клетки. Митоз" знакомит учащихся с жизенным циклом клетки, процессами, предшествующими делению и фазами деления, биологическим значением митоза....

Презентация по биологии для учащихся 9 класса по теме "Деление клетки. Митоз"

Презентация к курсу биологии для учащихся 9 классов по теме "Деление клетки. Митоз"....

Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Деление клетки. Митоз»

Деятельностная цель:  - формирование  умений реализации новых способов действий: - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Деление клетки. Митоз.

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Деление клетки. Митоз.Тип: урок изучение нового материала.Цель: к концу урока у учащихся должны сформироваться знания о процессе деления клетки...

Деление клетки. Митоз. 9 класс биология

Тема урока:«Деление клетки. Митоз» Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.Цели:- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размноже...

Конспект урока по биологии в 9 классе: Деление клетки. Митоз.

План - конспект урока по биологии : Деление клетки. Митоз. Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник.Урок позволяет сформировать у ...