Занятие "Концепция устойчивого развития"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конспект занятия содержит описание развития концепции устойчивого развития человечества в единстве с окружающей природной средой ради сохранения биосферы Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 29.  Концепция устойчивого развития

 

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

1) ознакомление обучающихся со следующими понятиями: концепция устойчивого развития мирового сообщества, условия устойчивого развития, учение о ноосфере;

2) формирование аналитического мышления при работе с информацией;

3) воспитание интереса к охране природы родного края, своей страны, планеты.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. дополнительная литература по теме занятия.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

        Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

        Концепция «устойчивого» развития (самоподдерживающегося) была впервые предложена в 1987 году в Докладе Международной комиссии ООН, подготовленной представителями более 200 государств. В 1992 году Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, утвердила данную концепцию как руководство к действию для всех стран нашей планеты на ХХI век.

        Устойчивое развитие в глобальной системе «общество-природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Как известно, компонентами социоэкосистем являются общество (социальные системы) и природная среда (эко- и геосистемы). Для непрерывного развития социосистем должны сохраняться не только вещественно-энергетический и информационный обмен системы со средой, но и внешние условия, обеспечивающие данный обмен. При ограниченных ресурсных возможностях нашей планеты для выполнения этого условия необходимо, чтобы со стороны общества поддерживалось существование и развитие природной среды.         Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами.

        В Рио-де-Жанейро представители всех государств приняли декларацию по окружающей среде и развитию, которая включает следующие идеи:

        Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

        Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам нынешнего и будущих поколений.

        Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

        Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения.

        Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития.

        Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

        Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.

        Государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

        Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение.

        Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем.

        Для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин. Необходимы также творческие силы и идеалы молодежи.

        Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов.

        Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Таким образом, конференция в Рио-де-Жанейро подчеркнула, что устойчивое развитие социоэкосистем определяет возможность устойчивого общества, т.е. такого общества, которое может существовать в течение жизни многих поколений.

        В социальном отношении в устойчивом обществе численность населения, запасы капитала и технологии должны обеспечивать гарантированный уровень жизни для всех. В экономическом отношении в устойчивом обществе потребление ресурсов и энергии будет осуществляться в соответствии со следующими условиями:

- темпы потребления возобновимых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;

- темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпов разработки их возобновимой замены;

- интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их.

        В устойчивом обществе не может иметь место несправедливое распределение. Нищета недопустима. Во-первых, нищета не может символизировать устойчивость развития общества. Во-вторых, общество при наличии нищеты лишается возможности стабилизировать численность населения. Устойчивое общество должно обеспечить материальный достаток для всех.

        Устойчивый мир не означает однообразный, застывший мир. Наоборот, разнообразие – причина и следствие устойчивости в природе. В человеческом обществе культурное разнообразие и местная автономия расширяются, а не подавляются. Нет причин, чтобы устойчивое общество было скучным или недемократичным.

        Для обеспечения устойчивого будущего человечества потребуется изменить мировую экономику, политику, во многом отказаться от привычного образа жизни. Такие изменения в жизни людей часто называют экологической революцией. Экологическая революция может встать в один ряд с промышленной и аграрной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.

        В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции – восстановление равновесия между численностью населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием.

        Обе предыдущие революции происходили в результате совершенствования технологий: появление земледелия привело к аграрной революции, а изобретение парового двигателя – к промышленной. Основной движущей силой экологической революции станут преобразования в технике и экономике. Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тысяч лет назад, а промышленная – чуть более двух сот лет назад, то для экологической революции у человечества имеется в резерве лишь несколько десятилетий. Революция в области сельского хозяйства измерялась исключительно ростом объема производства продуктов, избыток их позволил земледельцам кормить горожан. Промышленная революция привела к увеличению объема производства сырья и промышленных товаров. Успех экологической революции проявится в устойчивом развитии общества, в улучшении условий существования людей.

        Выводы. Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические и другие социальные процессы. Концепция основывается на возможности регулирования роста народонаселения, формирования разумных потребностей у людей, экологической культуры и этики.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие"

Интегрированный урок к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" (интеграция с предметом "Литература"), раздел "Москва - мой древний и любимый город", тема "Восприятие города"...

Устойчивое развитие Китая

Конспект урока географии в 10-м классе по теме "Устойчивое развитие Китая"...

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»...

Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"

Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...