Занятие "Проблема адаптации человека к окружающей сроеде"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конспект занятия содержит краткое описание процесса адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._33._adaptatsiya_cheloveka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 33. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Стресс в жизни человека и животных

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: адаптация человека, утомление, стресс;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшей взаимосвязи социальных и природных факторов. На заре человеческой цивилизации природные факторы играли решающую роль в эволюции человека. В современном мире воздействие природных факторов на человека нейтрализуется социальными факторами в значительной степени.         Однако воздействие производственных факторов может быть чрезмерным, и человек не готов к такому жесткому воздействию окружающей среды. Человек, как и другие виды живых существ, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды.

        Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических особенностей. Необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде. Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию. Но способность к адаптации имеет определенные границы. Способность к восстановлению физических сил и психических ресурсов не бесконечны и имеют свои границы.

        В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки: загрязнениями атмосферы, воды, почвы.

        Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления. Напряжение – мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки и физиологического состояния организма постепенно снижается работоспособность человека и наступает утомление. При утомлении здорового человека после отдыха работоспособность восстанавливается.

        Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Например, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, и при сменной работе возникают нарушения сна, ухудшение самочувствия, обостряются хронические заболевания. Однако некоторые люди могут быстро адаптироваться к неблагоприятным факторам среды.

        Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека. Первый из них – это так называемый «спринтер», он характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Второй адаптационный тип людей называется «стайер», он отличается высокой способностью переносить длительные нагрузки. В северных регионах страны преобладающим адаптационным типом являются «стайеры», что является результатом длительной адаптации к суровым условиям существования.

        Учитывать адаптивные способности человека важно при организации работы в суровых климатических условиях, при ночном труде, при работе на конвейере.

        Учение о стрессе и адаптивных возможностях человека было разработано канадским ученым Гансом Селье, и в конце двадцатого века оно получило широкую известность в научных кругах, что повлекло за собой множество открытий в области физиологии человека, прежде всего, в области физиологии труда. Последствием этих открытий является создание санитарно-гигиенических требований к условиям труда на производстве, в учебных заведениях, детских садах.

        В 1936 году Г. Селье опубликовал результаты своих исследований. Стресс имеет три фазы развития. Сразу же после воздействия на организм какого-либо стрессора возникает реакция тревоги, она характеризуется резким снижением уровня сопротивляемости. Однако постепенно организм начинает мобилизовывать свои ресурсы: вырабатываются гормоны, антитела, т.е. принимаются необходимые физиологические меры для нейтрализации стрессора. Такая стадия может длиться несколько часов или суток. В том случае, когда защитным силам организма удается справиться с возникающим дисбалансом, начинается фаза адаптации. Уровень сопротивляемости организма восстанавливается. Но при воздействии очень сильного стрессора в течение длительного времени может наступить необратимое истощение организма, влекущее за собой смертельный исход. Возникали вопросы: «Почему же после стадии адаптации, когда организм приспособился к изменившимся условиям, может наступить фаза истощения?»  Селье предложил объяснение: у всех живых существ имеется некий резерв адаптации – адаптационная энергия, из которого организм черпает силы для приспособления к изменениям, эти силы не беспредельны. По его мнению, запасы адаптационной энергии даются человеку от рождения и постепенно расходуются. После каждого стресса адаптационная энергия восстанавливается, но не полностью, и, таким образом, каждый стресс в большей или меньшей степени опустошает запасы жизненных сил. «Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение жизни», - полагал Г. Селье. После смерти ученого его последователи обнаружили, что не каждый стресс приводит к необратимому истощению резервов адаптации. Положительный физиологический стресс, который вызывают положительные эмоции, активные физическая и умственная нагрузки, необходим для нормального развития организма. Положительный физиологический стресс полностью восстанавливает энергетические запасы организма.

Практические выводы теории Ганса Селье о стрессе:

Селье считал очень важными для людей те практические выводы, которые следовали из его теории:

  1. Стресс может оказывать и отрицательное, и положительное воздействие.
  2. Положительный стресс, как правило, порождают положительные эмоции, регулярные физические и умственные нагрузки.
  3. Отрицательный стресс вызывают отрицательные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. «Стресс рухнувшей надежды, - говорил Ганс Селье, - со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям».
  4. Нейтрализовать отрицательный стресс помогают условия, порождающие положительный стресс, например физические нагрузки.

Положительный стресс обычно более благотворно влияет на организм, чем полный покой. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Например, если не решается задача, нужно сделать перерыв для физической нагрузки, которая вызовет положительный стресс. Он поможет восстановить силы и нейтрализовать действие отрицательного стресса. Ганс Селье указывал, что здоровье и запас жизненных сил человека во многом зависят от его увлеченности своим делом. Подневольный труд может оказать более негативное воздействие на организм, чем нелегкая, но сознательно выбранная работа, которая приносит человеку удовлетворение.

Современная медицина подтверждает, что причиной стресса могут быть большие физические и эмоциональные нагрузки. При стрессе уровень гормонов надпочечников повышается, а когда обстановка нормализуется – падает, организм расслабляется. Если стресс длится долго и повторяется часто, уровень гормонов постоянно высок.

Основные симптомы стрессовой реакции организма: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, плохой ночной сон и аппетит, ухудшение памяти, возможно возникновение психосоматических болей в области головы, спины, желудка. Стрессом могут быть вызваны такие заболевания, как гипертония, сердечные приступы, расстройства пищеварения, ожирение. Стресс ослабляет иммунную систему, делая человека безоружным перед инфекциями. Многочисленные стрессовые ситуации вызывают в организме негативные изменения физиологического состояния.

Современная медицина советует людям, страдающим от стрессов, научиться саморегуляции своего эмоционального состояния с помощью занятий аутотренингом, медитацией, йогой, физическими и дыхательными упражнениями. Если нельзя изменить события, ведущие к стрессу, необходимо изменить реакцию человека, его субъективную оценку данной ситуации.

Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Здоровье человека и окружающая среда

Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов...

элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Адаптация растений к окружающей среде

Выбранная мной тема показалась мне актуальной, так как без растений невозможно представить жизни на Земле. Они создают условия существования для всех организмов: выделяют кислород, служат источником п...

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...