Подборка материала "В помощь ученикам"
статья по биологии (5, 6, 7 класс)

Дроздова Юлия Анатольевна

Разный материал, который может пригодится в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАБОТАТЬ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ РАСТЕНИЙ

Научное название каждого вида растений состоит из наименования рода и видового эпитета, например ландыш майский – Convallaria majalis. Родственные роды объединяются в семейства. В связи с этим определение растения представляет собой обычно трехступенчатый процесс: сначала нужно установить название семейства, к которому относится определяемое растение, потом название рода, затем вида.

Все определительные таблицы - ключи, как для определения семейства, так и родов каждого семейства, построены по дихотомическому принципу, принятому в большинстве российских ботанических определителей, возьмём за пример популярный атлас-определитель дикорастущих растений. Этот принцип основан на сравнении признаков рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определительной таблицы-ключа содержит тезу  (набор определительных признаков) и антитезу (набор признаков прямо противоположного значения). Тезы имеют порядковый номер, антитезы набраны с новой строки и начинают знаком тире. Цифра в конце каждой тезы или антитезы обозначает номер ступени, к которой следует обращаться для дальнейшего определения.

Определяющий должен внимательно прочитать тезу и антитезу и решить, к тезе или антитезе подходят признаки определяемого растения. От этого зависит переход к следующей ступни, номер которой указан в конце строки. Очень важно тщательно рассмотреть и установить признаки, по которым расходятся теза и антитеза. Успех определения в значительной мере зависит именно то этого. Растения можно определять непосредственно в природной обстановке и по гербарию. Живое растение  определять легче, так как детали строение и особенно окраска цветков других органов видны лучше. Для рассмотрения  мелких деталей почти всегда приходится прибегать к помощи простейшей увеличительной оптики (различным ручным и штативным лупам). Сухие цветки иногда нужно «разваривать», т.е. размачивать в тёплой воде, пока они не расправятся.

                     Предположим, перед вами многолетнее травянистое лесное растение. У него тройчатые листья. Цветок состоит из 5 свободных чашелистиков, 5 белых лепестков, многочисленных тычинок и пестиков, расположенных на выпуклом сочном цветоложе; кроме чашечки, выражено подчашие. В первой же ступени таблицы для определения семейств выбираем не тезу («Деревья, кустарники…»), а антитезу («Травы…»). Она отсылает нас к ступени 34. Читаем ступень 34, в скобках после номера ступени стоит номер ступени, от которой сделала отсылка (в данном случае 1). Предлагается выбор: теза - «Растения споровые…» и антитеза - «Растения цветковые…». Наше растение с цветками, поэтому нам подходит антитеза. В конце антитезы стоит номер следующей ступени – 40. Точно так же, анализируя признаки определяемого растения и сравнивая показатели тезы и антитезы, идём далее по ступеням: 40-81-86-101-106-107-108-110- и  наконец,  финишируем на тезе 111: «Листья с прилистниками, очередные. Тычинки (и лепестки, если они есть) обычно прикрепляются у основания чашелистиков к верхнему краю расширенного плоского, блюдцевидного или чашеобразного гипантия на некотором расстоянии от места прикрепления пестика. Чашечка с подчашием. Цветки обычно обоеполые, реже однополые.- Семейство Розоцветные.

            Таким образом,  мы установили,  что интересующее нас растение относится к семейству розоцветных. Теперь нужно узнать название рода. В конечной ступени таблицы для определения семейств, к которой мы пришли, читаем, что описание розоцветных помещено на с. 219. Открываем книгу на указанной странице и видим, что здесь приведена некоторая информация о родовом и видовом составе семейства в мировом масштабе, важнейших морфологических особенностях растений, составляющих семейство, дан ключ  для определения родов этого семейства. Начинаем определять род растения по дихотомической таблице – ключу. Если в семействе всего один род, а таких случаев немало, или в случае резкого отличия какого – либо рода от  других, его название устанавливается сразу при определении семейства. Принцип построения таблиц для определения родов тот же, что и для определения семейств.     

                  Определения нашего образца начинаем с первой ступени, предварительно ознакомившись с указанием, на то, что надо особое внимание при определении родов розоцветных. Подобные  указания предвидены для многих, преимущественно крупных семейств перед таблицами для определения родов. «Технология» определения родов та же, что и описание выше определение семейств.

                  Определитель позволяет установить для самых распространённых растений и видовые названия. Для этого следует воспользоваться  цветными изображениями, номера которых приведены справа на строке рядом с названием вида. Нужно внимательно сличить определяемое растение с имеющимися  в определителе рисунками растений, относящихся к данному роду. Установив сходство, получим точное видовое название растения.

                  Если определяемое растение отличается от изображённых в книге, придется ограничиться родовым названием.

                  Помните о том, что в определителях таблицы для определения семейств и родов составлены таким образом, чтобы не возникло необходимости срывать растение или вырывать его с корнем. Определение построено главным образом на сравнении признаков надземной части растений.

 

Источник: Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В.С.Новиков, И.А.Губанов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008; с.6 – 7.

Категория: В помощь ученикам 



Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАСТЕНИЙ

Таблица 1. Группы растений по продолжительности жизни

Группы растений

Биологические особенности

Дерево

Многолетнее растение с одревесневшими частями, с хорошо выраженным главным стволом, превышающим 2 м в высоту

Кустарник

Древесное растение без главного ствола с ветвлением у самой поверхности почвы, его высота меньше 3 м

Кустарничек

Отличается от кустарника низкорослостью, высота не больше 50-60 см

Полукустарник

Растение в нижней части деревянистое, в верхней - травянистое. Надземные органы на зиму отмирают, перезимовывают лишь одревесневшие основания надземных побегов

Многолетние травы

Растения с корневищами, луковицами, многолетними корнями. Они перезимовывают в виде луковиц, корневищ, вегетируют, цветут и плодоносят ряд лет

Двулетники

Цветут и плодоносят, чаще всего, на второй год жизни

Однолетники

Успевают пройти весь цикл развития за один вегетационный период

Эфемероиды

Многолетние травянистые растения, которые вегетируют и плодоносят за короткий, благоприятный период года

Эфемеры

Однолетние растения, проходящие весь цикл развития за короткий, влажный период года

 

Таблица 2. Жизненные формы по Раункиеру

Жизненные формы

Биологические особенности

Терофиты

Однолетние растения, не имеющие зимующих почек и перезимовывающие в виде семян

Криптофиты

Многолетние и двулетние растения, у которых почки возобновления находятся в почве

Гемикриптофиты

Многолетние травянистые растения и полукустарники, у которых почки возобновления находятся на самой поверхности почвы

Хамефиты

Кустарнички и полукустарники, у которых почки возобновления находятся низко над поверхностью почвы

Фанерофиты

Древесные и кустарниковые породы, у которых почки возобновления расположены высоко над поверхностью почвы.

 

Таблица 3.Экологические группы растений по отношению к воде

Экологические группы

Местообитание и биологические особенности

Гидрофиты

Водные растения, которые полностью или частично погружены в воду. Они плавают в воде свободно или прикреплены ко дну водоема

Гигрофиты

Растения избыточно увлаженных местообитаний (болото, сырые луга)

Мезофиты

Растения среднеувлажненных мест (лиственничные, березовые леса, луга)

Ксерофиты

Растения сухих местообитаний (степные участки, каменистые склоны и сухие сосновые леса).

Психрофиты

Растения влажных и холодных местообитаний (высокогорье и тундра)

Криофиты

Растений сухих и холодных местообитаний (высокогорье)

 

Таблица 4. Экологические группы растений по отношению к почве

Экологические группы

Местообитание

Мегатрофы

Растения плодородных черноземных почв

Мезотрофы

Растения среднеплодородных дерново-подзолистых почв

Олиготрофы

Растения бедных песчаных и супесчаных почв

Псаммофиты

Растения подвижных песков

Хасмофиты

Растения каменистых скал и склонов

Оксилофиты

Растения кислых сфагновых болот

Галофиты

Растения засоленных почв

Кальцефилы

Растения известковых отложений и щелочных почв

Нитрофилы

Растения богатых азотом мусорных мест

 

 

Материал с сайта http://festival.1september.ru/articles/537505/



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА 

«ПОСТРОЕНИЕ ФОРМУЛЫ ЦВЕТКА»

Л – лепестки;

Ч – чашечка;

Т – тычинка;

П – пестик(и);

↑ - неправильный цветок;

* - правильный цветок;

♀ - пестичные (женские) цветки;

♂ - тычиночные (мужские) цветки;

♀ - обоеполые цветки;

( ) – сросшиеся части цветка;

1, 2, 3 …… 12 – количество частей цветка;

∞ - число частей цветка больше 12-ти.

Пример: вишня ♀ *Л5 Ч(5) ТП1 (цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок множество, пестик – 1)

 



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

  • Не откладывайте подготовку к наблюдениям в природе.
  • Не собирайте грибы без ножа, не раскапывайте мох и почву вокруг найденных грибов. Это ведёт к уничтожению грибов. Грибы следует осторожно выкручивать из почвы. При сборе грибов вы должны очень хорошо знать ядовитые и остерегаться их.
  • Не ловите и не убивайте летучих мышей, как это делают некоторые ребята. Оберегайте их.
  • Не забывайте вешать осенью домики и утеплённые дуплянки для зимовки птиц. Бездомные птицы нередко погибают от морозов.
  • Осенью, во время стаения, птиц в некоторых местах собирается особенно много. Некоторые школьники убивают скворцов, грачей и других птиц. Останавливайте их и сами никогда не убивайте птиц и зверей.
  • Не считайте пустым занятием наблюдение за нашими оседлыми птицами. Не забывайте подкармливать птиц.
  • Не уничтожайте землероек. Помните, что землеройки помогают нам бороться с вредными насекомыми, мышами и полёвками.
  • Никогда не лазайте на деревья, у которых есть дупла. В них могут быть белки или летучие мыши. Подкармливайте белок. Они с удовольствием едят сухари, подсолнухи, семена липы.
  • Не забывайте главной задачи – работ по охране природы, даже в однодневных экскурсиях. Следует повсюду искать, а найдя, подробно записывать местоположение объектов природы, нуждающихся в охране.
  • Не забывайте зимой счищать снег с кормушек, а также подсыпать на них корм. С ветвей плодовых деревьев после сильных снегопадов надо отряхивать снег, чтобы он не поломал ветвей.
  • Не пропустите момента вскрытия рек. При этом следует быть очень осторожными и не бегать по тающему льду.
  • Не упускайте ни одного свободного дня для поездок и походов в природу в любое время года. Круглогодичные наблюдения самые интересные и ценные.
  • Не подходите близко к лосям. Это мирные животные, но когда они раздражены, могут оказаться опасными, в частности в конце зимы и весной.
  • Собирая коллекции и ведя наблюдения, не забывайте узнавать названия растений, насекомых, птиц, минералов и т.д.
  • Не топчите дорожки муравьёв при наблюдениях за ними, никогда не разоряйте муравейники.
  • Не упускайте сроков посадки деревьев и кустарников на территории школы, в общественных парках и в других местах, где вы будете принимать участие в озеленении.
  • Не распугивайте птиц с пришкольного участка. Наоборот, желательно привлекать их для борьбы с вредными насекомыми и личинками.
  • Не считайте, что дятлы приносят вред деревьям, когда пьют сок у берёзы. Они выпивают сока очень мало и отверстия делают крохотные, из которых сок быстро перестаёт сочиться. Можно считать, что деревьям это не вредит.
  • Не ломайте цветущие кустарники. Для букетов достаточно срезать ножом аккуратно 1-2 веточки. Подумайте о том, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она через 2-3 дня завянет. Букет же из малого количества веток в вазе выглядит красивее.
  • Не ходите в маршруты без туристской подготовки. Необходимо предварительно познакомиться с маршрутом, выяснить особенности и трудности пути, хорошо подготовиться.
  • Не ломайте молодых деревцов даже на палаточные колышки или для шалаша. Можно собирать для палаток, шалашей, костров сухостой. Для подстилки в палатки необходимы еловые ветки; их можно безболезненно срезать у больших елей с самого низа и не более 1-2 с одного дерева, тогда это не принесёт вреда дереву.
  • Не забывайте, насколько вредны майские жуки и их личинки. Беспощадно уничтожайте их повсюду, как одних из самых злостных вредителей культурных растений и лесов.
  • Не убивайте ужей. Помните, что это безопасные, не ядовитые змеи, и, более того, они очень полезны человеку тем, что уничтожают много мышей, вредных насекомых, слизней и т.д.  Не обижайте также ящериц, лягушек и жаб. Все они полезны человеку. Не смешивайте со змеями безногую ящерицу веретенницу, не убивайте её.
  • Если ты нашёл птичье гнездо, не спугивай птицу, если она там есть. Никогда не собирайте коллекции из яиц, чтобы не мешать размножаться полезным птицам. Не трогайте дупел, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо. В некоторых дуплах могут жить пчёлы, шершни или даже змеи, от которых можно пострадать.
  • Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.
  • Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.
  • Нельзя быть неосторожными с птицами, насиживающими яйца и кормящими птенцов и кормящими птенцов. Необходимо всегда помнить, что время, проводимое в гнезде, для птиц, как для высиживающей самки, так и для птенцов, самое опасное в их жизни, т.к. в это время они особенно беззащитны.
  • Не порти ножом или топором кору деревьев. Это наносит большой вред дереву. Рассказывайте об этом своим товарищам и останавливайте их.
  • Не путайте жилые норы с заброшенными. Вы будете напрасно спугивать животное, ошибочно считая нору пустой и, наоборот, будете терять время на наблюдение за зверем, которого там нет. Обратите внимание, что нежилая нора обычно зарастает травой, не имеет тропинки из примятой травы, лаз отличается разрушенными стенками.
  • Не забывайте и не ленитесь собирать образцы горных пород и минералов для ваших школьных коллекций.
  • Не бросайте работу по охране природы. Привлекайте всё новых товарищей к этому делу. Помните, как много вы можете сделать полезного для природы.

 

(по материалам книги «Календарь по охране природы» / Г.В.Арманд-Ткаченко; М.: «Просвещение», 1964г.)

Категория: В помощь ученикам 



Предварительный просмотр:

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии  - по  2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и  лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению  практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику,  выполняются задания по контролю знаний   учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных  и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии  регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

  • указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);
  • класс
  • номер и название школы;
  • указывать фамилию и имя;

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и  номера  лабораторных и практических работ;

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки. 

Рекомендации  по ведению  рабочих тетрадей и  оформлению лабораторных  (опытов) и практических работ по биологии и химии.

Рекомендации по  ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов).  В конспект урока входят  все определения новых понятий, терминов, изучаемых  на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает  на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.  Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии. 

Приложение 1.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной  работы по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам –  внизу. 
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
  • В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод  по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».

Рекомендации  к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

  • Отчеты по выполнению практических  работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.  Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Данный материал взят из сети Интернет и размещен по ссылке http://sawina-lubow.narod.ru/index/0-8

Категория: В помощь ученикам 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материала для школьной олимпиады.

Материал - задачи по 7 основным темам химии для подготовки к олимпиаде....

Элективный курс "Save Our Planet" (подборка материала)

Подборка данного материала по теме "Спасите нашу планету" является  удачным  дополнением в подготовке к урокам по теме "Экология" и "защита окружающей среды". Занимательные упражнения вызыва...

Подборка материала по теме "Инновации в образовании. Современные педагогические технологии"

В подборке предлагается информация по материалам статей известных педагогических  деятелей, которая может быть использована для проведения педагогических советов, научно-методических семинаров, и...

Картинный материал в помощь педагогам по лексическим темам "Фрукты", "Овощи" (интернет-подборка)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5298557","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]Наглядность- один из важных способов развития детской памяти. Я...

Подборка информации в помощь классному руководителю

В материале представлены примерные нормативные документы для работы классного руководителя...

Презентация и подборка материала для классного часа "Памятники матерям"

В подборку входит песня С. Копыловой "Баллада о матери" и стихотворение в исполнении автора "41-й"....

Подборка материала для самостоятельной работы учеников по русскому языку

Тренировочные и контрольные упражнения для 5-11 классов...