Решение генетических задач 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Паульс Людмила Анатольевна

Используется игровая технология. В помощь молодым учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reshenie_geneticheskih_zadach_pauls.docx90.05 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Биология                                                        Учитель: Паульс Л.А.

Дата 11.10.2021                       Класс-9                                Урок №20

Тема: Решение генетических задач

 Цели:  Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний, оперировать   генетической символикой, решать генетические задачи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, уметь решать генетические задачи.

Метапредметные:  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; развивать умение работать в соответствии с поставленной задачей, умению анализировать разные источники, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации.

Личностные:  совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей.

Оборудование: учебник, тетради, «портреты» Василия, Софии, Анны

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие.

В нашем городе открылась частная генетическая консультация, объявлен набор сотрудников. Есть вакансии генетиков. Для получения работы нужно пройти собеседование, показать свою компетентность в решении заданий.

2. Проверка домашнего задания

Повторение генетической символики .5мин

Работа с карточками.

3. Работа по теме урока

Формулирование цели .

Какую науку мы изучаем?

Что изучает генетика?

Мы с вами повторили генетическую символику, где она применяется?

Записываем тему « Решение генетических задач»

Давайте попробуем по теме сформулировать цель урока

Решение задач на определение пола.

К нам в  генетическую консультацию  пришло электронное письмо.

За консультацией обратилась женщина с просьбой помочь.

Здравствуйте! У меня есть сын Василий. Красавец писаный: голубоглазый брюнет, высокий, но очень застенчивый. Создает компьютерные программы. Вот его портрет. Задумал Василий жениться, но познакомиться не может сам. Я выбрала для него двух девушек – они хороши и характером, и внешностью! София-адвокат, Анна-врач. Мне главное, чтобы девушка любила моего сына да родила мне внученьку.

(На доске прикрепляются «фотографии» девушек.)

Скажите, а на какой из этих девушек должен Василий жениться, чтобы у них родилась девочка?

 Ну а как думаете вы, уважаемые коллеги?

Может ли вообще быть у Василия девочка? А для этого на ком ему нужно жениться? Какова вероятность рождения дочки?  Свою версию мы должны подтвердить расчетами.

Сколько хромосом у человека?

Как обозначаются половые хромосомы?

Решение задачи:

Какими знаками обозначается пол женщины и мужчины, почему именно так?

http://www.aboutvenus.ru/images/resources/2011/07/10/m_169.jpg

Историческая справка:       Зеркало Венеры

Зеркало Венеры — символ планеты Венера, издревле связанной с образом богини любви и красоты,   в настоящее   время   широко   используется для обозначения женского пола, а так же химического элемента медь. Представляет собой изображение окружности с примыкающим снизу небольшим крестом, напоминает ручное зеркало (окружность — зеркало, крест — ручка).

"Мужской",        означает он "копье Марса" - обозначение планеты Марс. Марс - бог войны, мужского занятия.

На доске:

Дано:        Решение:

ХХ        Р

ХУ


          

G

F1        ХХ                        ХУ

Вероятность рождения девочки        – 50%, мальчика – 50% (все ученики                       работают в тетрадях).

 Кто даст нашему  клиенту ответ?

Ученик: Вероятность рождения девочки в браке с любой девушкой 50%. Пол ребенка полностью зависит от мужчины.

Решение задач на моногибридное скрещивание.

Читаем письмо дальше

 Знаю, часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с  дедушкой и поэтому я собрала информацию о родителях девушек.

София - кареглазая, похожа на всех своих родственников.

Анна - голубоглазая. Ее родители оба кареглазые.

На ком же жениться Васеньке, чтобы внучка у меня была голубоглазая?

Работа у доски. Коллеги, давайте определим:

  1. Доминантные и рецессивные признаки

(А – карие глаза,  а – голубые глаза

Определим генотип молодых людей:

 Вася - аа  

София - АА

Анна - аа  

  1. Определим вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Анной

Решение задач у доски и в тетрадях.

        

  1. Запишем схему брака

Р ♀ аа  Анна  X    ♂ а а  Василий

G        а                       а

F1             аа  100% голубые

  1. Запишем схему брака

Р ♀ АА София X♂ аа Василий

G    А                      а

F1                Аа     100% карие

 Даем исчерпывающий ответ. Вероятность рождения голубоглазых детей в  браке с Анной –100%, с Софией-0%

Физкультминутка. Если правильное утверждение ( да ) машем головой вверх- вниз,

нет- вправо-влево

1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости – генетика

2. Совокупность всех генов организма – фенотип

3. Элементарная единица наследственности – клетка

4.Совокупность всех признаков организма – фенотип

5. Подавляемый признак у гибридов – доминантный

6. Основоположник генетики – Мендель

7. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения – доминантный

Кто правильно ответил, нарисуйте носом в воздухе себе оценку.

Электронное письмо №2

Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько типов гамет образуется у женщины, мужчины?
  2. Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
  3. Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

2. Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – человек

Исследуемый признак – длина ресниц:

Ген А – длинные

Ген а – короткие

Найти: Количество образуемых гамет у ♀, ♂; Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; G (F1), Ph (F1)

  1. Решение. Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.
  2. Запишем схему брака

Р ♀ Аа X♂ аа

Г А а        а

F1  Аа;      аа

Фенотип: длинные    и  короткие

  1. Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными
    ресницами, а другая (50%) — с короткими.

4.Закрепление материала

 Решить задачу и объяснить полученный результат:

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?

 5. Рефлексия

Самооценка учащегося

- что было для меня достаточно простым?

- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?

- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?

6.Подведение итогов.Оценивание

 Какую мы ставили цель? Удалось ли нам ее достичь?

7.Домашнее задание: составить кроссворд по основным понятиям генетики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"

Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...

Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»

Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса  «Решение генетических задач»  разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса  "Решение генетических задач", автор...

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...