Статья по теме "Использование интерактивных методик при обучении биологии".
статья по биологии

Паничкина Антонина Геннадиевна

Использование интерактивных методик при обучении биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья732.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методик при обучении биологии

Метод “Мозговой штурм”.

Опираясь на жизненный опыт и знания, все участники обсуждения свободно излагают свою мысль. Мозговой штурм заставляет учеников проявлять творчество, развивает умение быстро анализировать ситуацию.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

-         Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

-        Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

-         Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Например, при изучении темы “Нарушение зрения. Гигиена зрения” (биология человека, 9 класс), рассматриваем такой вопрос: много людей имеют проблемы со зрением, каковы причины нарушения зрения Вы можете назвать?  Учащиеся предлагают ответы: чтение в постели; если у родителей плохое зрение, то и у детей тоже; чтение в транспорте; нерациональное питание; плохо осветленное рабочее место; мелкий шрифт; просмотр телепередач близко к экрану; из-за большого количества сочинений, которые задают домой; небольшое расстояние учебника от глаз.

Например, изучая тему “Осанка и профилактика ее нарушения” (биология человека, 9 класс) работаем над проблемой: что является причиной искривления позвоночника при нарушение ходьбы у некоторых людей? Учащиеся предлагают свои варианты решения: Тяжёлые сумки на плечах, мягкая постель, низкие порты, неполноценное питание, искривленная поза во время выполнения письменных заданий, переполненный автобус, высокие каблуки, узкая обувь.

Метод “Микрофон”.

Метод “Микрофон” дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, отвечая по очереди. Перед классом ставятся вопросы ученику даётся “микрофон”, который ученики передают друг другу. Если нет ответа, ученик передает слово другому. Например, во время изучения темы “Внутренняя среда организма” (биология, 8 класс), можно предложить вопросы: Какой состав крови? (для выполнения нужно перечислить только компоненты); что собой представляют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Изучая тему “Сообщества и экосистемы” (биология, 11 класс) предлагаю такие вопросы:

1. Что такое сообщество?

2. Что такое экологическая пирамида?

3. Почему типы пирамид для одного сообщества могут значительно отличаться?

Метод “Карусель”.

В работу включается весь класс. Потому, что происходит активная беседа, обсуждается проблема между учащимися класса. Этот метод используют для: сбора информации о любой теме; интенсивной проверки и глубины знаний; развитию умения аргументировать свою позицию.

 Класс объединяется в несколько групп. Каждая выбирает ведущего, который отвечает за сбор информации. Группы получают задания, обсуждают их и записывает на листе бумаги (3 минуты), после передают информацию другой группе и так далее. Когда Карусель делает 1 оборот группа обобщает материалы делает вывод по определенной проблеме.

Например, “Строение скелета” (биология человека, 8 класс), после ознакомления с информацией по этой теме ученикам предлагает вспомнить интерактивное упражнение “Карусель”. Участников инструктируют, указывая цели и правила упражнения. Каждая группа получает пакет заданий, который распределяются между парами.

Задания:

●        строение черепа,

●         строение позвоночника,

●         строение грудной клетки,

●         строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности,

●         строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Время выполнения упражнения -  10 минут. Задания, которые получили пары, должны иметь конкретный ответ и не быть объемными.

Прием “Корзина идей”.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “Диаграмма Венна”.

Прием "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом "Кольца Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Опорные конспекты.

Опорные конспекты- это конструкция, которая заменяет систему фактов, понятий и идёт как взаимосвязь элементов блока изучаемого материала. Опорный конспект использую во время изучения курса природоведения и других разделов биологии и раздела Основы экологии.

Например, (экология, 11 класс), при изучении темы “Структура современной экологии и ее место в системе наук” использую опорный конспект:

 

Биологические загадки, развлечения.

Этот метод выполняет 2  миссии -  дает глубокие знания и делает уроки интересными.

1.ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».
◘ ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)
◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)
◘ _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)
◘ ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)
◘ ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)
◘ П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)
◘ _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)
◘ Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)
◘ БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)
◘ ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)
◘ _ _ _ _ МАНИЕ   (познавание, постижение)
◘ _ _ _ _ _ ЧА    (наблюдательная пожарная  вышка)
◘ ГЛЮ _ _ _ _    (виноградный сахар в плодах,  мёде)
◘ ПО _ _ _ _ _    (окраска поверхностей мелом или известью)

(Сбежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка.)

2.БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
(Робот - хобот)

С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
(Страус - Штраус)

C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)

С «Л» - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)

Игра - как интерактивный метод обучения.

Обучающие игры имеют четкую структуру, элементами которых являются игровая цель, правила игры, игровые действия, дидактические задания. Правильная организация игр позволяет достичь определенных дидактических и развивающих целей.  

Игра, наука, фантазия -  источник детского мышления, благородных чувствах и достижений.

Например, игра “Кто  больше и быстрее”. В течении нескольких минут каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов.

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

◘ У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

◘ У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?(Четыре)

◘ Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  (Малина - калина)

◘ Какое животное ходит только буквой «Г»?(Конь, если это шахматная фигура.)

◘ На каком базаре самый большой шум?   (На птичьем базаре.)

◘ Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

◘ Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  (Помидор)

◘ Какой злак может расти ... на человеке?(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

◘ Назовите животных-альпинистов.(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

◘ «Экономическая порода» собак - это...(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

◘ Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

◘ Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

(Анютины глазки - цветы.)

◘ Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.(Кипарис)

◘ Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  (Осы - осиная талия.)

◘ Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  

(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

◘ Какая водоплавающая птица написала известные книги?

(Гоголь)

“Сенкан”.

Сенкан (или сенкен) — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Во время составления сенканов необходимо придерживаться таких правил:

1. Первая строка должна содержать слово, которое обозначает тему (обычно это существительное).

2. Вторая строка — это описание темы, который состоит из двух слов (два прилагательных).

3. Третья строка называет действие, связанное с темой, и состоит из трех слов (обычно это глаголы).

4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из четырех слов и выражает отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого.

5. Последняя строка состоит из одного слова — синонима к первому слову, в нем выражается сущность темы, будто подводится итог.

Например: Составить сенкан на тему «Биология».

(одно существительное) биология

(два прилагательных) интересная, современная

(три глагола) развивается, изучает, исследует

(фраза из четырех слов) наука о живой природе

(синоним к существительному) жизнь.

Интересные экологические задачи.

Экологические задачи - способ, который обеспечивает творческий уровень усвоения экологических знаний, способствует воспитанию учащихся творческих способностей, развития памяти, логического мышления. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

Ответ. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

Задача 3. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?

Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».

Задача 5. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление.

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

Задача 6. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Задача 8. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?

Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.

Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....

Статья "Интерактивные методики преподавания английского языка"

В данной статье рассмотрены интерактивные методики преподавания английского языка в школе....

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

Статья на тему: "Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка".

Статья на тему:" Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка"....

Статья Интерактивные методики преподавания английского языка в школе

Описание интерактивных методик в преподаваниии английского языка...

Методика дистанционного обучения биологии

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основано на том, что сегодня решающее значение приобретает интеллектуальный потенциал и творческое начало в человеке. Важную роль в ...