Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
материал по биологии

Киселева Светлана Алексеевна

  Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, деятельности в социуме, профильному самоопределению. ФГОС УО (ИН) ставит новые цели образования, новое содержание образования, новое целеполагание для обучающихся и учителей, новые требования к подготовке учителя, новые технологии обучения, новые средства обучения.Новые требования к подготовке учителя предполагают   потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического уровня. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_2019_vystuplenie.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

образовательным программам»

Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты.

 

   

                                                            Подготовила и выступила: Киселева С.А.,

                                                                                                     учитель биологии

                                                                                                     ноябрь 2019г

  Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, деятельности в социуме, профильному самоопределению. Слайд №2 ФГОС ставит новые цели образования, новое содержание образования, новое целеполагание для обучающихся и учителей, новые требования к подготовке учителя, новые технологии обучения, новые средства обучения. СЛАЙД №3(схема) Новые требования к подготовке учителя предполагают   потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического уровня. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

Учитель 21 века – это: слайд №4

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; это творческая личность, готовая принять новое, адекватно относящаяся к педагогическим инновациям;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; повышать уровень качества знаний, формировать социальные и жизненные компетенции;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

    Все это требует постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя. Направления совершенствования педагогического мастерства учителя диктуются требованиями ФГОС О УО (ИН). Пути формирования моих профессиональных качеств и компетенций включает в себя следующие направления деятельности: Слайд №5

-работа с нормативными документами, новинками методической литературы;

-курсы переподготовки и повышения квалификации;

- участие в работе ШМО, педсоветах;

- проведение открытых уроков, мероприятий по предмету;

- посещение открытых уроков, конференций, семинаров;

- инновационная деятельность;

- работа над темой самообразования;

    Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

         а) организация методических объединений в районе и школах,

         б) курсы повышения квалификации.

2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических  процессов и способностей)

      Прежде всего изучила основную нормативную базу : Слайд №6

-Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - от 19.12.2014г, № 1598;

-Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»- от 19.12.2014г, № 1599.  

       Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ: слайд №7

1.федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

     В структуре профессионально важных педагогических качеств личности педагога выделяю прежде всего  профессиональную компетентность, которая позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания, быть готовым к принятию нового. Считаю, что значительную помощь в ее формировании оказала мне система повышения квалификации. слайд №8 Это курсы повышения квалификации в Московском центре дистанционного образования общества с ограниченной ответственностью  «Бакалавр – Магистр» по дополнительной профессиональной программе «Психолого – педагогическое сопровождение образования детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС» (  янврь-февраль 2019г- удостоверение).  А также в  Московском государственном областном университете по программе профессиональной подготовки  «Специальное  (дефектологическое) образование по профилю  «Олигофренопедагогика»  с присвоением квалификации учитель- олигофренопедагог (февраль-декабрь 2019 года – диплом), что дает право на ведение профессиональной деятельности  в сфере специального коррекционного образования. В ходе учебы была предоставлена возможность не только познакомиться с опытом ведущих специалистов в системе коррекционного обучения, но и участвовать в международных конференциях, семинарах, апробировать современные инновационные методики участвуя в  мастер-классах.  К примеру,  мастер- класс по арттерапии, где мы обучались приемам и методам работы с детьми. Слайд№9 ( 2фото)

Наиболее эффективный способ повышения  педагогического мастерства педагога – это самообразование.

    Постоянному самосовершенствованию помогает мне  участие в тематических всероссийских, региональных областных мероприятиях:  слайд №11  Всероссийское тестирование педагогов (октябрь 2018), конференция «Профилактика профессионального выгорания»(апрель 2019г), вебинар «Гаджеты в учебном процессе: за и против?» (май 2019г), брифинг «Образование для детей с ОВЗ» (май 2019г), вебинар «Психолого-педагогический потенциал современных направлений Арт- педагогики в развитии  личности ребенка» (22 августа 2019 г). 

СЛАЙД № 12.

      Совершенствованию моего педагогического мастерства способствует  участие в обучающих семинарах на базе нашего образовательного учреждения,  в   работе ШМО. Такие формы методической работы помогают познакомиться с опытом своих коллег, расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое; содержательные методические семинары помогают  изучить современные инновационные методики и в последствии определить свой маршрут самообразования  Выступила  на ШМО: «Использование активных методов обучения на уроках биологии» (ноябрь 2018г),  «Анализ работы за I,II четверть»  (декабрь- январь 2018-2019г).

     Развитие  профессиональных компетенций и педагогического творчества, овладение самоанализом своей педагогической деятельности  осуществляется  в ходе участия  в работе педагогических советов, посещения открытых уроков у коллег: педсовет  видеоурок «Гендерное воспитание на уроках биологии»  (январь  2019г), посещено открытых уроков коллег 2018-2019уч.г-5 уроков, 2019-2020 уч.г-2 урока) .

      Участвуя  в онлайн- тестировании с целью диагностики  профессиональных компетенций  подтвердила соответствие профессионального уровня  учителя- предметника требованиям профессионального стандарта образования  педагога в области  предметной компетентности.

Изучила диагностические материалы  и провела мониторинговое тестирование обучающихся 4в класса по ФГОС.

Проанализировала требования учебных программ по биологии по ФГОС, содержание новых учебников( 6 класс природоведение), методических комплексов по курсам биологии.

     

        Новые требования к подготовке учителя в связи с переходом на ФГОС предполагают владение им инновационных подходов  в организации процесса обучения. В рамках инновационной деятельности использую проектные формы работы с обучающимися во внеурочной деятельности. В ходе работа над проектом «Эковолонтеры»  совместно с учителем географии Галкиной В.Н. проведены: стартфорум «Экологические чтения», круглый стол «Глобальные экологические катастрофы мира», «Мы в ответе за тех, кого приручили» с развешиванием кормушек для птиц. СЛАЙД № 13.

     Конечно же сегодня учитель не может быть профессионалом  без владения предметной компетентности, без знания методики преподавания предмета.            Это прежде всего владение современными активными и интерактивными методами обучения. Для системной работы в данном направлении работаю согласно плана по самообразованию. Работа над проблемой «Технология обучения биологии детей с нарушением интеллекта» побудила меня к поиску разнообразных технологий обучения биологии, которые оптимально обеспечат результаты ФГОС: технологию дифференцированного обучения, ИКТ технологию, здоровьесберегающие, проектные технологии. С использованием элементов здоровьесберегающих технологий  провела открытый урок  по теме «Кожа и ее роль в жизни человека».  СЛАЙД № 14

    Использованию ИКТ технологии на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету способствует  целенаправленная самообразовательная работа, а также созданная образовательная  цифровая среда в кабинете биологии: приобретен компьютер с проектной установкой, что позволяет получать и обрабатывать информацию из различных источников. Очень нужное приобретение- электронные микроскопы - дают возможность решать задачи формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, приобщать обучающихся  к творческой и исследовательской деятельности.  СЛАЙД № 15, № 16. То есть  реализовать деятельностный подход в организации обучения, поставить обучающихся в условия исследователей, развивать креативное мышление.. Демонстрация результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран при проведении опыта или изучении объекта позволяет всем обучающимся  класса одновременно наблюдать результат опыта.   Слайд № 17. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности, а также проводить коррекционную работу, направленную на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук.  С использованием ИКТ технологии мною проведено ряд уроков   СЛАЙД №18 : в 5 классе при изучении темы «Неживая природа», 7 классе при изучении строения органов цветкового растения, в 9 классе – открытый урок «Кожа и ее роль в жизни человека» (март 2020), «Пищеварительная система. Питательные вещества»- видеоурок (2019год), презентации «Вредные продукты», «Питательные вещества», «Лекарственные растения» (2019год), презентации  «Игры для тигры»- компьютерная логопедическая программа для коррекции общего недоразвития речи ( в рамках мастер-класса при прохождении переподготовки). При  проведении предметной недели стартовали мероприятия с интерактивными методами проведения «Турнир знатоков биологии»,  биологическая интерактивная викторина «Мир вокруг нас» (октябрь 2018, октябрь 2019 год).   Практически к каждому уроку создаю мультимедийный учебный материал, презентации; готовлю дидактические материалы, тесты, виртуальные экскурсии; использую на уроках фрагменты обучающих фильмов. СЛАЙД №19,20.

   Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной  отсталостью выдвигает требования к организации образовательного процесса и ориентирует на проведение уроков практической направленности Слайд№21, 22. Поэтому на уроках  биологии стараюсь давать не отвлеченные от жизни знания, а необходимые для подготовки к жизни, ее узнавание. Обучающиеся ориентированы на поиск полезной информации, на умение применять ее к реальной жизни.

   Нужно, что бы дети , по возможности, учились самостоятельно, а учитель лишь руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Поэтому работаю над методическим переоснащением учебного кабинета, использую учебные таблицы, готовлю к урокам иллюстративный и раздаточный материал.  СЛАЙД №23  

      В связи с переходом нашего образовательного учреждения на многопрофильное обучение, появилась возможность в рамках дополнительного образования и уроков биологии начать работу по реализации агропромышленного профиля, с последующей ориентацией на получение профессии «Агро-промышленного комплекса Слайд №24 Этому способствует приобретенное оборудование и установленная на территории школы теплица. Работа в этом направлении начата в прошедшем учебном году при организации проектно-исследовательской деятельности. При подготовке и реализации проекта «Цветочная рассада-наш подарок школе» была организована практическая деятельность обучающихся по озеленению территории школы: выращена рассада цветочных культур и высажена на цветочных клумбах  СЛАЙД №25. В ходе организованной деятельности  у обучающихся были сформированы не только знания, умения и навыки практической работы,  приемы  выращивания рассады цветов,  но и увидеть социальную значимость своей работы.  Полученные знания помогут  в будущем использовать их  в решении жизненных проблем, дальнейшей их социализации. СЛАЙД № 26.

В современных условиях требования к педагогическому мастерству учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача- «оказаться во времени». В этом плане хочется напомнить слова Ч.Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ

Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...

"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"

quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает  учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...