Внеурочная деятельность по биологии в школе (5-9 классах)
статья по биологии

Головачева Вероника Анатольевна

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего"я".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_biologii_v_shkole.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по биологии в школе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».

Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается,  как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организована внеурочная работа.

Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться?  Для этого необходимо начинать работ у с учащимися как можно раньше, внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса. Поэтому в нашей школе внеурочная деятельность проводится с первого класса.

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место.

Большое значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов. В биологии  применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных
технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов. В своей практике использую несколько видов проектов:

1- информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ
информации, подготовку и защиту выступления.  

2- исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

3- продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.

4-  практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение  реальных проблем.

Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология, химия и медицина. В основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Проект обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний. Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных
отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства.

Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои  лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции.

Исследовательская деятельность- приоритет более старших детей, т.е. от исследовательских проектов переходим к научно-исследовательским работам, а потом выступаем на городских региональных конкурсах, а также на олимпиадах по биологии и экологии.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные от ношения и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.

Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...

Программы внеурочной деятельности по физике для основной школы. 5-6 классы.

Пропедевтика — введение в науку, в переводе с гречес¬кого языка (ргораideuо) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс включает пояснительную записку,  учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой  орган...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс включает пояснительную записку,  учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой  орган...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс включает пояснительную записку,  учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой  орган...

«Апробация учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс».

1. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №344 от 31.03.2014г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации УМК «Внеурочная деятельность в школе. Н...

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...