Организация проблемного обучения на уроках биологии.
методическая разработка по биологии (6, 7, 8 класс)

Яковлева Ирина Геннадьевна

Мастер класс.Организация проблемного обучения на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проблемного обучения на уроках биологии.

Ученик – не сосуд, который надо наполнить,     

                             а  факел, который надо зажечь.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверенным в себе и автономным; начинает принимать и понимать других людей. С позиции этих требований наиболее перспективным, с моей точки зрения, в развитии этих качеств является проблемное бучение.

             Я сегодня хочу вас познакомить с методикой  проблемного обучения, которую я использую в своей работе и постараюсь научить вас применять эту методику на уроках.

  Девизом  для меня являются замечательные слова Герберта «Плохой учитель  преподносит истину, хороший учит ее находить»!

Мои педагогические принципы:  

Безусловное уважение личности школьника. Мотивация деятельности обучающихся.  Профессионализм и увлеченность своим предметом.  Обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях.     

           Эти цели, задачи и принципы я реализую в процессе своей педагогической  деятельности.

Теоретической базой опыта по технологии проблемного обучения для меня стали исследования Л.И. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина.    

           Методической основой работы по проблемной организации образовательного процесса являются  ведущие идеи трудов Е.Л. Мельниковой, Г.Д. Кирилловой. Я считаю, что данная методика  актуальна и перспективна

Всю  работу,  при  использовании   метода   проблемных   учебных   задач,  условно я делю на три этапа:

 1. этап постановки учебной задачи.

2. этап решения учебной задачи.

 3. этап решения частных задач                

 На этапе постановки проблемной задачи часто создаю конфликтную ситуацию,   которая   должна   быть   достаточно   трудной,   но   посильной   для   учеников. Необходимо  увлечь   детей,   чтоб   от   простого   любопытства   «О,   здорово!»   они перешли к любознательности «Здорово! Но как это устроено?».    Стараюсь идти к школьникам не с готовым заданием, а с вопросом. Проблемные вопросы, как правило: аналитические, синтезирующие и оценивающие.      

Аналитического вопросы:

 Основываясь   на   практических   данных,   докажите,   что   луковица   это

видоизмененный   побег.  

 Основываясь   на   опыте,   объясните,   почему   первым   при прорастании семени появляется корень? 

         «Синтезирующие   вопросы  наоборот   будут   развивать   дивергентное, оригинальное мышление, личный план, замысел».   

 Как можно по внешнему виду рыб, определить на какой глубине они живут? (биология 7класс). Что случиться со светолюбивым растением, если пересадить его в тень? (биология   6 класс).    

  «Оценивающие вопросы дают оценку достойных идей, мнений, применение стандартов».   Какие черты строения рыб позволяют им жить в воде? Какую окраску  и форму тела рыб можно считать оптимальной для больших глубин?

 (биология  7 класс). Какие особенности строения у растений наилучшие для жизни в воде или в пустынях? (биология, 6 класс).                    

     На   этапе   решения   учебных   задач   идет   работа   самих   учеников. Организовываю    групповую   работу,   где я, учитель,   выступаю   в   роли консультанта. Учащиеся перебирают, анализируют имеющиеся знания      по данному вопросу и выясняют, что их недостаточно – это «закрытый» путь решения задач. Когда действия   ребенка   направлены   на

  приобретение   различных   способов   решения   задач, тогда   наступает   «открытый»   путь».  

В   конце   данного   этапа   каждая   группа   должна представить свои результаты. 

Заслушиваются все мнения, но нужный способ решения или   правильный   ответ   ученик   находит   в   дискуссии   со   сверстниками   и   учителем. Поэтому завершается этап, после того как данную проблему обсудили и пришли к общему мнению.  докажите, что   луковица   это   видоизмененный   побег?

   вспомните: 

что такое побег, из каких частей он состоит, уметь иразличать, вспомнить какую они выполняют функцию. 

можете воспользоваться учебником. 

На следующем этапе урока дети  на практике подтверждают свои знания, разрезают луковицу и находят все части побега.

 

3.На этапе решения частных задач  идет проверка полученных данных, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение 

добытых знаний и

умений, нахождение общего способа решения задач.  Возвращаюсь к луковице:

 проблемный   вопрос   был   доказать,   что   луковица   это видоизмененный побег, то частные задачи очень похожи.    Видоизменением,   какой   части   растения   являются   клубни   картофеля,  

клубни георгина,  

луковица   тюльпана,   корневище   ландыша,   усики   винограда,   колючки боярышника?   Здесь   работу   иногда   провожу   в   парах,   либо

   индивидуально (зависит   от   наполняемости   класса).  

Позже   эти   работы   я проверяю    и выясняю: кто усвоил материал, а кто нет.         Завершается   вся   работа,   по   данному   методу,   фазой   самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности.

  Трудности заключаются в нахождении решаемой проблемной ситуации. 

 И так,  представьте, что вы ученики 6. 7, 8 или 9 класса.

Урок  «Паразитические черви» в 7 классе,  вопрос: Почему черви паразиты не занесены в Красную книгу? сразу  на этот вопрос ответить нельзя. В ходе урока ребята приходят к выводу, что, несмотря на упрощенный уровень организации, паразитические черви максимально приспособлены к среде обитания, а благодаря колоссальной плодовитости, способности противостоять защитным силам организма-хозяина, этим организмам не грозит вымирание.

В8 классе, тема  «Органы пищеварения», проблемный вопрос:

«Что произойдет, если человеку пересадить сердце барашка?». Правильно! Учащиеся тоже отвечают, что человек погибнет. «А если это же сердце приготовить и съесть?».  В этом случае они говорят, что он просто наестся, или просто желают ему приятного аппетита. В течение последующих уроков мы рассматриваем, что же происходит с пищей в органах пищеварения.

В 6 классе тема: «Цветение и опыление растений»,  задание на размышление: «Почему у одних растений цветки мелкие и невзрачные, а у других крупные, яркие и душистые?»  В конце урока на поставленный вопрос ребята отвечают, что это зависит от того, кем или чем опыляется растение.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Тема «Водоросли» в 6 классе, рассматриваем  строение водорослей, почему у водорослей, в отличие от других растений нет тканей и органов? Правильно,зная характеристики водной среды обитания, что в этом нет необходимости.

Изучаем тему «Строение и работа сердца. Круги кровообращения».

«Всем известно, что на Земле существует сила тяжести, поэтому все тела и вещества падают на землю. Почему же кровь вопреки закону тяготения поднимается назад к сердцу?». Правильно6 сокращение скелетных мышц, клапаны в венах.

 

Активизации мыслительной деятельности учащихся способствует и создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Изучаем  тему  «Тканевая совместимость и переливание крови»  в 8 классе, я спрашиваю у ребят:  «Первые попытки переливания крови оказались неудачными? Почему?»   Изучив текст и таблицу,  приведенную в параграфе, без труда находят ответ.

При изучении темы  «Индивидуальное развитие организмов»  в 10 классе, цитируя биогенетический закон, я прошу учеников самим найти в тексте доказательства его правоты и проследить этапы исторического развития вида Человек разумный.

При изучении темы  «Вид, его критерии и структура»  в 9 классе, я спрашиваю: «Если генетический критерий такой точный, то почему нельзя пользоваться только им одним? Почему при определении вида необходимо использовать все критерии?»

Подобные вопросы заставляют учащихся критически мыслить, развивают самостоятельность мышления и кругозор.

Усилению практической составляющей каждого урока биологии способствует предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

В  6 классе перед изучением темы «Условия прорастания семян», ребята дома проделывают опыт. Семена укладывают в три банки. В первой оставляют их сухими, во второй наливают воды так, чтобы только смочить семена, а в третьей заливают семена полностью водой. Все банки ставят в теплое место. На уроке мы делаем выводы, что для прорастания семян необходима вода, кислород и положительная температура.

Очень интересной формой, дающей хорошие результаты, по – моему мнению, является организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

Изучение темы «Внешнее строение рыб»  в 7 классе. За какое время вы пробегаете 100 метров в воде,  и за какое время рыбы проплывают ту же дистанцию? Выясняется, что скорость движения в воде в разы меньше, чем на суше. с чем это связано. Далее я привожу им примеры скорости движения некоторых рыб, например, тихоокеанского парусника и голубого тунца (более 100 км/ч). После этого я предлагаю им выявить приспособления, позволяющие этим рыбам развивать такую скорость.

В этом же классе при изучении отряда «Хищные», я спрашиваю,  почему кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть? Решение таких проблемных вопросов, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, повышают и мотивацию к обучению биологии.

Проблемное обучение должно осуществляться на уроках биологии и через решение задач.

В 9 классе при изучении «Сцепленного с полом наследования», я спрашиваю у ребят,  почему черепаховая окраска встречается только у кошек и никогда у котов? Решив задачу на данный тип наследования,  мы даем ответ на этот вопрос.

Мозговой штурм.

В 7 классе изучая тему «Общая характеристика класса «Земноводные», я предлагаю учащимся отправиться в сказку и представить, какие превращения произошли  с ними, если бы они были рыбами, а им нужно было выйти и жить на суше.

Я считаю, что за технологией проблемного обучения большое  будущее, потому что она преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо.  

    Опыт работы позволяет сделать выводы, что аспектами успешного урока биологии, при использовании проблемного обучения являются: формирование предметной компетентности, развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие творчества и мыслительных способностей.

Я думаю, что из моего мастер класса вы взяли, что то новое для своей работы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...

Организация проблемного обучения на уроках биологии.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит перед собой реальные це...