конспект урока в 8 классе "Нейрогуморальная регуляция"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Яковлева Ирина Геннадьевна

 

  • Что заставляет  все физиологические процессы в организме человека   работать согласованно

(регуляция  процессов жизнедеятельности при помощи нервной и эндокринной системы)

  • Какую систему регуляции мы уже изучили, а какую нет? (гуморальную, нервную не изучали)
  • Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые нам необходимо поставить сегодня на  первом этапе  урока?Повторить  функции и свойства гормонов

Вспомнить железы внутрренней секреции, их роль в регуляции  организма

вопросы

  1. В С какой целью это делают?   (ускорение роста и развития
  2. Для изучения принципа (йод, необходимый элемент для синтеза гормона тироксина)
  3. Физиологи часто называют эту железу  «маленьким дирижером  ? (гипофиз, в нем образуются гормоны, влияющие на работу других желез)
  4. на количество сахара. (может быть сахарный диабет, мало инсулина, нарушение функции поджелудочной железы)
  5. Отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи»  (Бронзовая болезнь является результатом атрофических изменений надпочечников) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogumoralnaya_regulyatsiya_urok.docx65.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока биологии в 8 классе

Тема урока: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная система.  Спинной мозг, строение и функции»

Цель урока: создать условия для формирования представления о строении и функциях нервной системы, о  рефлекторном характере деятельности нервной системы, а также  ознакомиться  со строением нейрона, строением рефлекторной дуги,  строением и функциями  спинного мозга.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение знаний о функционировании гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности;
  • сформировать  понятия рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, отделы нервной системы, спинной мозг;  охарактеризовать  принцип деятельности нервной системы,  сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме, связь нервной и эндокринной  системы.

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать определения понятий рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, спинной мозг,  отделы нервной системы, научится называть принцип деятельности нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме, связь нервной и эндокринной  системы.

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению строения человека; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности;  ответственное отношение к своему организму, стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения 

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие, настрой на урок.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книги, ручки и тетрадки.

  1. Целеполагание:
  • Мы уже знаем, что  системы органов  образуют единое целое – организм. Что заставляет  все физиологические процессы в организме человека   работать согласованно

(регуляция  процессов жизнедеятельности при помощи нервной и эндокринной системы)

  • Какую систему регуляции мы уже изучили, а какую нет? 

(гуморальную, нервную не изучали)

  • Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые нам необходимо поставить сегодня на  первом этапе  урока? (работа с клише)

3. «Мозговой штурм»

  1. В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?   (ускорение роста и развития)

  1. Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение   (йод, необходимый элемент для синтеза гормона тироксина)

  1. Физиологи часто называют эту железу  «маленьким дирижером  большого  оркестра». Почему появилось такое образное название у железы и что это за железа? (гипофиз, в нем образуются гормоны, влияющие на работу других желез)

  1. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в  крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина, нарушение функции поджелудочной железы)

  1. При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей  (животные становятся более спокойными, отсутствует половое влечение  и быстрее набирают вес)

  1. Отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи»

Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос”. О какой болезни идет речь в    отрывке (Бронзовая болезнь является результатом атрофических изменений надпочечников)

 Актуализация знаний:

  1. Работа в парах:

Кроссворд «Железы  внутренней секреции»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Болезнь, возникающая при избыточном  выделении ростового гормона гипофиза.
  2. Гормон щитовидной железы.                                                                    
  3. Гормон надпочечников, регулирующий  работу кровеносной системы.
  4. Парные железы внутренней секреции.
  5. Болезнь, возникающая при недостатке гормона  щитовидной железы.  
  6. Болезнь, возникающая при избытке гормона щитовидной железы.  
  7. Животный углевод, образующийся из глюкозы при действии инсулина.
  8. Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.
  9. Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.
  10. Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.
  11. Женская половая железа.

По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

Самопроверка и самооценка.

2.Работа в группе. Ребятам раздаются фотографии и репродукции  знаменитых людей и вопросы.

1. Выберите из предложенных вам фотографий и репродукций людей с признаками   гигантизма. С чем связано патологическое усиление роста человека. По каким признакам людей высокого роста можно отличить от лиц, страдающих гигантизмом?  

(Отбираются фотография Роберта Уадлоу и репродукция картины с изображением Петра Первого,картинка мультфильма «Гулливер и лилипуты»;  избыточная выработка гормона роста передней долей гипофиза, непропорциональность телосложения, преимущественное удлинение конечностей, особенно ног, голова кажется необычно маленькой).

2.Перечислите основные заболевания щитовидной железы. Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы.  Попробуйте поставить им диагноз? Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П. Рубенса страдали эндемическим зобом?  

(Кретинизм, базедова болезнь. Отбираются Леонардо да Винчи “Джоконда”; Питер Пауль Рубенс “Портрет Сусанны Фоурмент”, “Портрет Елены Фоурмент”; Левицкий “Портрет Марии Ивановны Мюссар”, “Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника”, фотографии Н.К.Крупской в зрелые годы. Эндемический зоб. Голландия  является «страной риска» по показателю заболеваний щитовидной железы. Очевидно, недоставало йода. Этот элемент необходим для выработки гормона щитовидной железы — тироксина. Недостаток йода вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в результате чего и образуется зоб. Эти факты можно связать с экологическими условиями жизни людей.)

3.Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности половых желез. (Отбирается  Рибер “Магдалена Вентура”)

4.Внимательно рассмотрите портрет Моны Лизы. Попробуйте поставить диагноз “Джоконде”. По каким признакам вы это сделали? (Скорее всего гипотериоз; пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет – см. Признаки гипотиреоза. Одновременно наблюдается некоторая одутловатость в строении тела).

3.Работа в группе.

Представьте, что вы присутствуете на приеме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты лечения.

Задания для 1 группы.

Больная А., 45 лет, умер муж, после этого тяжело переболела гриппом. Чтобы закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (экзофтальм).

Анализ текста учащимися. Больная А., 45 лет (возраст), умер муж (стресс), после этого тяжело переболела гриппом (снижение иммунитета). Чтобы закалиться, съездила на море (провокация болезни). Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (это все признаки базедовой болезни).

Диагноз. Базедова болезнь.

Лечение. Анализ крови на гормоны щитовидной железы, в первую очередь на тироксин. Применение медикаментозных средств, нормализующих функцию щитовидной железы, уменьшающих возбудимость нервной системы. Щадящий режим: избегать больших физических и нервных нагрузок, противопоказан отдых на южных курортах летом, курение, алкоголь. Отдых при полном покое, сон не менее 7 ч в день в проветренной комнате. Пища должна быть разнообразной. Добавить в питание струмогенные вещества (продукты, блокирующие производство тироксина): белокочанную капусту, турнепс, репу, шпинат и зелень, брюссельскую капусту, соевые продукты, арахис, кедровые орехи и просо.

Больная В., 55 лет  У женщины с избыточным весом в моче обнаружен сахар. Она часто ощущает жажду, сухость во рту, поэтому употребляет большое количество воды. Какими   заболеваниями страдает эта больная? Как их избежать?

Анализ текста учащимися.  У женщины нарушен процесс углеводного обмена в организме из-за нарушения функции поджелудочной железы – одной из желез внутренней секреции. При этом заболевании железа вырабатывает недостаточное количество инсулина – гормона, регулирующего углеводный обмен. Это заболевание называется сахарным диабетом. У больной может быть и гипертония, связанная с избыточным весом из-за нерационального питания. При этом часто наблюдается склероз сосудов – на стенках сосудов образуются отложения солей кальция и холестерина, уменьшающие просвет сосудов и эластичность их стенок. При склерозе сосудов ухудшается (вплоть до полного прекращения) кровоснабжение органов и тканей, что приводит к многочисленным вредным последствиям. Одно из самых тяжелых – ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Дагноз: сахарный диабет, избыточный вес, ишемическая болезнь сердца.

Лечение: Контроль уровня сахара в крови, При заболевании сахарным диабетом необходима строгая диета: нельзя употреблять пищу, богатую легко усваеваемыми углеводами: глюкозой, сахарозой. Рацион должен включать много овощей и фруктов. Необходимо систематически заниматься физкультурой, спортом. В случае инсулин зависимого сахарного диабета придется регулярно делать инъекции этого гормона. При гипертонии надо постоянно следить за артериальным давлением крови, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью. Нельзя употреблять много жидкости, соленую и жирную пищу.

3.Больная А. с жалобами на повышенную утомляемость, нарушения памяти, вялость, сонливость, зябкость, хрупкость волос и ногтей, низкий хриплый голос, понижение температуры тела, низкое артериальное давление, запоры, нарушение менструального цикла

Диагноз: гипотиреоз или микседема, слизистый отёк.

Лечение: вводят препараты тиреоидных гормонов 

Задания для 2-ой группы:

1. Больной Г., 45 лет. Появилась тёмная окраска кожи и тёмные пятна на слизистых оболочках. Быстрая утомляемость, давление 100/60, головные боли, желудочно-кишечные расстройства (снижение аппетита, запоры), мышечная слабость, похудание.

Диагноз: Аддисонова или Бронзовая болезнь.  Причина: туберкулёз надпочечников.

Лечение: остерегаться острых инфекционных заболеваний, интоксикаций, травм, максимальный покой, противопоказана работа, связанная со значительным нервно-психическим и физическим напряжением. Пища должна быть максимально разнообразной, содержать большое количество соли.

2.Больной В. Перенёс панкреатит, эмоциональное потрясение, связанное с пожаром в доме. Жалобы на постоянную сильную жажду и обильное (до 6 литров в сутки) мочеиспускание. Появились гнойничковые заболевания кожи. Анализ мочи показал большой удельный вес и содержание в ней сахара.

Диагноз: Диабет сахарный

Лечение: соблюдение диеты с ограничением углеводов до 50-60% общей калорийности пищи: исключается сахар и легко усвояемые углеводы, их заменяют крупами, овощами, картофелем, чёрным хлебом и другими продуктами. Жиры – до 25% общей калорийности пищи, на белки- до 20%. Приём инсулина.

3.Девочка 12 лет,  начали расти волосы на лице, плечи стали широкими, голос грубым.

Диагноз: усилена выработка мужского гормона или недостаточная выработка женского гормона. Лечение: Анализы на гормоны. Принятие  препаратов, усиливающие выработку женского гормона или угнетающие выработку мужского

4.Индивидуальная работа. 

А) “Почтовая открытка ” (сдать учителю на проверку после выполнения)

1. Соотнесите железу внутренней секреции, гормон, заболевания, вызванные нарушением деятельности желез внутренней секреции.

Название железы

Название гормона

Гиперфункция,   гипофункция

Гипофиз

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

Инсулин

Тироксин

Гормон роста

Гигантизм

Кретинизм

Сахарный диабет

Базедова болезнь

Акромегалия

Гипогликемия

Карликовость

Микседема

 

2. Вставьте в текст пропущенные слова, используя цифровые обозначения.

Главной железой эндокринной системы считается_______(А), представляющий собой особый мозговой придаток и выделяющий целый ряд гормонов. Одним из них является_____(Б), влияющий на интенсивность синтеза белка, роста и деления клеток. При недостатке этого гормона развивается_____(В), а при чрезмерном выделении_____(Г). На рост и развитие организма  оказывает большое влияние _______(Д).  Для выработки ее гормонов необходим_____(Е).  В результате недостаточного функционирования этой железы у взрослых развивается заболевание_____(Ж),  при котором все окислительные процессы протекают вяло, развивается отечность тела.  В случае чрезмерного выделения гормонов повышается уровень энергетического обмена, возбудимость нервной системы - развивается_____(З).

Термины:

  1. гормон роста
  2. щитовидная железа
  3. гипофиз
  4. гигантизм
  5. карликовость
  6. рахит
  7. печень
  8. йод
  9. микседема
  10. базедова болезнь
  11. фосфор

  1. Работа с классом. Проверка терминов (термины высвечиваются на слайде)

 Гуморальная регуляция,  железы внешней секреции,  железы внутренней секреции, гормоны, гипофиз, гигантизм, карликовость, микседема, кретинизм, тироксин, адреналин, акромегалия, инсулин.

  1. Проверка работающих обучающихся по группам и в парах.

  1.  Изучение  нового материала.

        Вспомните начало урока,  вы определили цели урока, давайте выясним, какие цели мы уже достигли (повторили гуморальную регуляцию), а теперь, чтобы настроиться на  следующий этап урока, нам нужно отдохнуть.  

Физкульминутка.

        Итак, на слаженную работу всего организма  оказывают влияние гуморальная регуляция и только ли?

  • Постановка проблемы: Эта система осуществляет быстрые реакции, например сокращение скелетных мышц, скорость может достигать 100-120 м/с,  время передачи сигнала долями секунды,  действует на определенные мышцы, участвует и в регулировке функций эндокринных желез.
  • Сформулируйте тему урока.

 Тема урока на доске: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная система.  Спинной мозг, строение и функции»

  • На слайде демонстрируется эволюция нервной системы от кишечнополостных до млекопитающих.
  • Посмотрите на  слайд, что изображено на рисунке (нервные системы различных животных, эволюция нервной системы)
  • Что вы можете сказать об эволюции нервной систем,  на что это влияет (усложнение строения, на уровень организации животного)

  • Что такое нервная  регуляция? (регуляция процессов жизнедеятельности посредством нервной системы)
  • Сформулируйте   цели, которые мы ставим перед собой (работа с клише)

(изучить, что такое нейрогуморальная регуляция, осуществляется, выяснить какие отделы  образуют нервную систему,  узнать,  как работает   нервная система, узнать  как   устроен  спинной мозг и  его функции)

  • Организуется   дифференцированная самостоятельная работа в группах по изучению нового материала.

1 группа. Группе раздается глоссарий, они работают с учебником и заполняют рабочий лист.

Рабочий лист группы 1. Заполнить текст  пропущенными словами.

Нервная система  выполняет функцию_________________________________

Основу нервной системы составляют нервные клетки_________________________

Нейрон состоит из_____________ и __________________-, которые бывают ________________ и   длинные.

Короткие отростки  и тела нейронов образуют __________________вещество. Основу белого   вещества составляют________________________________________________.  Структуры, которые воспринимают раздражения и преобразуют в нервные  импульсы , называются___________________________. Нервные импульсы распространяются со скоростью___________________. Места контактов двух нервных клеток называют________________________________.

По месту расположения нервную систему делят   на __________________и ____________________. К центральной нервной   системе относят________________ и _______________мозг.   К периферической ____________, __________________ и __________________________.

 2 группа. Вопросы для обсуждения.

1.На какие отделы можно разделить нервную систему по выполняемой функции.

2.Какие функции выполняет вегетативная нервная система, а какие соматическая.

3. Что такое рефлекс, рефлекторная дуга?

4. На какие  группы разделяют нейроны  по функциям?

 3 группа.

1.Рассмотрите строение рефлекторной дуги коленного рефлекса.

2.Укажите,  из каких звеньев (компонентов)  состоит рефлекторная дуга. Назовите их.

3.Сформулируйте определение понятий  рефлекс, рефлекторная дуга.

4.В чем суть нейрогуморальной регуляции.

4 группа. Прочитать текст «Спинной мозг»

Спинной мозг человека находится в позвоночном канале. Он представляет собой тяж 43-45 см и массой около 30 г. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью, которая защищает его от толчков.

Наверху спинной мозг переходит в нижний отдел головного мозга — продолговатый мозг, а внизу заканчивается на уровне поясничных позвонков. Спинной мозг разделен на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами.

В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, образованное телами нейронов, на поперечном срезе имеющее форму бабочки (в нём различают передние, задние и боковые рога).

  • В передних рогах расположены двигательные нейроны (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться.
  • В задних рогах расположены главным образом тела вставочных нейронов. Они связывают отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передают информацию в другие отделы центральной нервной системы. 
  • В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы.

Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.

 

 

Спинной мозг подразделяется на участки — сегменты. От каждого сегмента отходят спинномозговые нервы. Всего от спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним (чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы — скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определенный участок тел

На основе текста составить рассказ о спинной мозге.

Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около ________ и длиной около______. Он начинается от ________________ и расположен внутри_________________. От спинного мозга отходят ____________пара спинномозговых нервов. На передней и задней сторонах спинного мозга есть две глубокие _______________, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _______________, проходящий по всей его длине. Он заполнен___________жидкостью. Серое вещество спинного мозга напоминает  форму _____________и образовано _______________. В сером веществе различают передние, ________ и ________ рога. Белое вещество в спинном мозге расположено вокруг _______________, оно образовано ____________нервных клеток. Спинной мозг состоит из _____________ сегмента. От каждого из них отходит пара_______________. Начинаются они двумя ________________________ передним и задним. В пределах задних проходят ____________ волокна.

5 группа. Прочитав текст учебника и  раздаточный текст,  выяснить, какую функцию  выполняет  спинной мозг, спинномозговая жидкость и что такое гипоталамо-гипофизарная  система. Привести примеры  функционирования спинного мозга.

        Несмотря на всю сложность строения этого органа, выделяют всего 2 функции спинного мозга:

  • рефлекторную;
  • проводниковую.

        Рефлекторная функция состоит в том, что в ответ на раздражения окружающей среды происходит реакция организма в зависимости от ситуации.

        Например, если нечаянно притронуться к горячему утюгу, то рефлекс организма сразу же отдернет руку назад, либо, когда человек поперхнулся чем-то, сразу возникает кашель.  

        Что касается проводниковой функции, то она передает импульсы в головной мозг и обратно к спинному. Таким образом головной мозг получает информацию о различных воздействиях окружающей среды, при этом у человека возникают приятные или, наоборот, неприятные ощущения. Поэтому функции спинного мозга выполняют одну из главных ролей в жизни человека, поскольку отвечают за чувствительность и обоняние.

        Значение спинномозговой жидкости

  • Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
  • Амортизатор.
  • Принимает участие в удалении продуктов обмена.
  • Обладает бактерицидными свойствами.  

Эндокринная система, работая совместно с нервной системой, обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды.

  • Нервная система осуществляет своё воздействие практически мгновенно (так как нервные сигналы распространяются по отросткам нервных клеток с очень большой скоростью).
  • Эндокринная же система развивает своё воздействие на организм медленнее, но продолжительность этого воздействия, в отличие от действия нервных сигналов, может быть значительной.

Гуморальная регуляция организма обеспечивает взаимосвязь между органами, поддержание постоянства внутренней среды, адаптацию к внешним условиям. Гормоны играют основную роль в гуморальной регуляции функций организма. Они влияют на рост, размножение, дифференцировку тканей.

 

Высшим центром регуляции эндокринных функций (регуляции секреции желёз внутренней секреции) является гипоталамус — отдел промежуточного мозга. Именно он объединяет нервную и гуморальную регуляцию в нейрогуморальный механизм регуляции жизнедеятельности организма.

Пример:

Примером взаимодействия нервной и гуморальной регуляции функций эндокринных желез может быть гипоталамо-гипофизарная система, которая образована частью головного мозга — гипоталамусом и железой внутренней секреции — гипофизом (с гипоталамо-гипофизарной системой связано поддержание постоянного уровня гормонов в крови человека). 

Нейросекреторные клетки гипоталамуса отвечают на приходящие к ним импульсы как обычные нервные клетки, но при возбуждении они выделяют гормоны, которые влияют на гипофиз.

Гипофиз расположен прямо под гипоталамусом и соединён с ним воронкой и ножкой, по которым и поступает нейросекрет. Гипофиз реагирует на химические вещества, поступившие из гипоталамуса, и выделяет свои гормоны (гормоны гипофиза) оказывающие регулирующее влияние на все эндокринные железы.

Гипоталамус и гипофиз работают как единый механизм. И таким образом через гипоталамус нервная система может усиливать или затормаживать секреторную активность эндокринных желёз.

  1. Закрепление:
  1. К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась,  а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного.  

(Достаточно сильное возбуждение, возникающее в любом участке нервной системы, обычно вызывает многочисленные рефлексы, которые все вместе обусловливают реакцию организма в целом. В этих рефлексах участвуют совместно и центральная и периферическая нервная системы, в частности вегетативные нервы. Такие сложные защитные реакции мобилизуют весь организм в момент опасности)

О.Генри «Последний лист»

Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист.

  • Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации?

(Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь).

  • Без какой системы невозможно существование организма, почему?

(Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека).

  • Можно назвать нервную систему   дирижером нашего организма? Почему?

(Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого) 

  • Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  • Вспомните, какие цели мы ставили перед собой на уроке и что мы узнали?

(узнали о  регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека  посредством нервной системы;  выяснили, как устроена нервная система, на какие отделы делиться; узнали, как устроен спинной мозг, его функции; углубили знания о строении рефлекторной дуги, узнали, что гуморальная система и эндокринная работают взаимосвязано)

 

  1. Рефлексия. На доске нарисована бабочка
  • Какое отношение имеет бабочка к нашему уроку (живой организм, форма серого вещества спинного мозга напоминает бабочку, щитовидная железа по форме напоминает бабочку)
  • Прикрепите к бабочке свои смайлики, которые  у вас есть (мне было скучно и не понравилось; мне было интересно, но не все понятно, мне надо доучить; мне все понравилось и я все понял)

  1. Домашнее задание: стр.54-62, термины, тест в формате ЕГЭ.

Тематический тест  по разделу «Нервная система человека»

Часть А

Выберите 1 правильный, по вашему мнению, ответ.

А 1.Как называется короткий отросток нейрона

а)аксон                                 б)дендрит

в)нерв                                   г)синапс

А 2.Как называется длинный отросток нейрона

а)аксон                                 б)дендрит

в)нерв                                   г)синапс

А 3. К периферической нервной системе относят

а) головной мозг и нервы             б) спинной мозг и нервные узлы

в) нервы и нервные узлы              г) спинной и головной мозг

А 4.К центральной нервной системе относят

а) головной мозг и нервы             б) спинной мозг и нервные узлы

в) нервы и нервные узлы              г) спинной и головной мозг

А5.Сигналы идут в центральную нервную систему по нервам

а) чувствительным                        б) исполнительным

в) мешанным                                 г) все ответы верны

А 6.Сигналы от мозга  к органам передаются по нервам

а) чувствительным                        б) исполнительным

в) смешанным                               г) все ответы верны

А7.Сколько пар нервов отходит от спинного мозга

а) 30                                                  б)31

в) 32                                                  г) 33

А8.Серое вещество мозга образованно

а) дендритами                            б) телами нейронов

в) аксонами                                 г) дендритами и телами нейронов

А 9.Белое вещество мозга образованно

  а) дендритами                            б) телами нейронов

 в) аксонами                                 г) дендритами и телами нейронов

А 10. В пределах центральной нервной системы находятся

а) рецептор                              б) вставочный нейрон

в) чувствительный нейрон    г) двигательный нейрон

А 11.К мышце или внутреннему органу нервный импульс поступает по

а) рецептор                              б) вставочный нейрон

в) чувствительный нейрон   г) двигательный нейрон

А12.Верны ли следующие суждения?

А. Рефлекс начинается с раздражения рецепторов.

Б.В рефлекторную дугу входят рецепторы, головной мозг и рабочий орган

а) верно только А                     б) верно только Б

в) верны оба суждения            г) оба суждения неверны

А13.Верны ли следующие суждения?

А. Рефлексы, приобретённые в процессе жизни ,называют безусловными.

Б. Рефлекторной дугой называют путь ,по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.

а) верно только А                     б)верно только Б

в) верны оба суждения          г)оба суждения неверны

Часть В

В1.Выберите 3 правильных ,по вашему мнению, ответа из 6 и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие особенности характерны для вегетативной нервной системы

1)управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой

2)подчиняется волевому контролю

3)не подчиняется воле человека

4)регулируется гипоталамусом

5)центром её является кора больших полушарий головного мозга

6)регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц

В2.Выберите 3 правильных ,по вашему мнению  ответа ,из 6 и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие особенности характерны для соматической нервной системы

1)управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой

2)подчиняется волевому контролю

3)не подчиняется воле человека

4)регулируется гипоталамусом

5)центром её является кора больших полушарий головного мозга

6)регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц

 В3. Установите соответствие между подотделами нервной системы и их функциями

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

Функции                                                                                            подотделы

А. активизируется в экстремальных условиях                             1. вегетативный  

Б. снижает артериальное давление                                               2.  соматический

В. повышает тонус скелетных мышц

Г. увеличивается содержание сахара в крови

Д. активизируется   работа органов пищеварения  

Е. расширяются кожные сосуды        

            Ответ:      

А

Б

В

Г

Д

Е

В 4. Установите соответствие между подотделами нервной системы и их функциями

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

Функции                                                                                                  подотделы

А. называют системой отбоя                                                                1.  симпатический

Б . повышает артериальное давление                                                 2.  парасимпатический

В. дыхание становится более ровным и глубоким

Г. уменьшается содержание сахара в крови

Д. органы пищеварения затормаживают свою деятельность

Е. сосуды кожи суживаются ,кожные покровы  бледнеют

            Ответ:      

А

Б

В

Г

Д

Е

 

Часть С.

С2. Почему парасимпатический подотдел  вегетативной нервной системы называют «системой отбоя»?

С2. Почему симпатический подотдел  вегетативной нервной системы называют «системой аварийных ситуаций»?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".

План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны"....

конспект урока Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

Конспект урока по теме "Гуморальная регуляция.Железы внутренней секреции" Урок комбинированный....

Конспект урока биологии "Рефлекторная регуляция"

Цель урока: На основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма....

конспект урока Регуляция пищеварения. Гигиена питания

Разработка урока на основе метапредметного подхода...