План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Воронченкова Вера Павловна

План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_anatomii.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 556 (ГБОУ ЦО № 556)


               Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы


117570, Москва, ул. Днепропетровская,  д.33-А                тел./факс 313-74-10                              E-mail: sch556@sinergi.ru

П Л А Н  - К О Н С П Е К Т

урока биологии в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова и Р.Д.Маш «Биология. Человек».  Вентана-Граф, 2005 г.    2 часа в неделю.

Порядковый № урока - 12, в разделе «Регуляция процессов жизнедеятельности» - урок № 7.

Тема урока : « Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны».

ТРИЕДИНАЯ  ЦЕЛЬ  УРОКА :

Познавательный аспект.

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
  2. Осуществить выполнение главных требований к овладению знаниями : полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, практичность, прочность.
  3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают выполнение деятельности.
  5. Формировать знания, умения, навыки или способы учебной деятельности, т.е. то, что учащийся должен познать, чему  научиться  в результате работы на уроке.

Развивающий аспект

  1. Развитие речи.
  2. Развитие мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
  3. Развитие сенсорной сферы.
  4. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  1. Использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника.
  2. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, людям с ограниченными возможностями.
  3. Здоровьесберегающая направленность урока :

А)  учет особенностей  аудитории

Б)  создание благоприятного психологического фона на уроке

В)  использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к  

      учебному материалу

Г)  создание условий для самовыражения учащихся

Д)  инициация разнообразных видов деятельности

Е)  предупреждение гиподинамии

Для реализации здоровьеразвивающего образовательного процесса на уроке важно помнить :

  1. Необходимо идентифицировать проблему на уроке
  2. Совместными усилиями добраться до ее сути в ходе урока
  3. Рассмотреть разные варианты решения
  4. Поработать над предложенными вариантами самостоятельно
  5. Сделать логические выводы, связав полученные знания с ранее изученным материалом.

Программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений  (из выступления президента РФ  Д.А. Медведева) :

  1. Создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования.
  2. С внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
  3. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. (2010 год в России объявлен Годом учителя).
  4. Должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию». Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.
  5. Решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников.

При планировании и проведении занятий  учитель должен иметь в виду все цели и аспекты современного урока.

ЗАДАЧИ   УРОКА :

  1. Организационный этап.

-  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке

-  психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

-  постановка целей и задач урока.

2. Этап проверки домашнего задания.

-  проверить правильность, полноту и осознанность выполнения задания всем классом

-  выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками и наметить путь    

   индивидуальной работы с ними

-  устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках, умениях, что

   позволит перейти к изучению нового материала.

3.Этап всесторонней проверки знаний.

-  глубокая и всесторонняя проверка знаний уч-ся

-  выявление пробелов в знаниях и умениях

-  закрепление, уточнение и систематизация знаний уч-ся

-  организация в ходе опроса отдельных учеников коллективной познавательной  

    деятельности уч-ся всего класса

-  развитие речи и мышления отвечающих учеников

-  формирование у уч-ся правильного воспроизведения своих знаний и умений

-  развитие аналитичности и критичности мышления уч-ся

-  воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих

   товарищей

-  мотивация и мобилизация сил и способностей учеников

-  стимуляция школьников к успеху, настойчивости в достижении цели

-  развитие дисциплинированности и организованности.

  1. Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.

-  организовать и целенаправить познавательную деятельность уч-ся

-  подготовить их к усвоению нового материала, используя современные технические

    средства обучения

-  научить школьников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее

    достижения.

  1. Этап усвоения новых знаний.

-  дать уч-ся конкретное представление об изучаемом материале

-  добиться усвоения уч-ся метода воспроизведения изучаемого материала

-  на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения

-  формировать нравственное отношение уч-ся к своему «Я» (самому себе), другим

   людям, классному коллективу, родителям

-  осуществлять этап на основе принципов развивающего, познавательного,

    воспитательного обучения.

  1. Этап закрепления новых знаний (рефлексия).

-  закрепить в памяти уч-ся те знания и умения, которые необходимы им для

   самостоятельной работы по новому материалу

-  добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала,

   глубины его понимания

-  выработать соответствующие умения и навыки, способы самостоятельной работы

   над материалом.

  1. Этап информации уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-  сообщить д / з

-  разъяснить методику его выполнения

-  мотивировать его необходимость и обязательность

-  объявить оценки за урок

-  подвести итоги урока

-  пригласить слабоуспевающих, а также мотивированных учеников на    

   консультативные занятия для индивидуальной работы с ними.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ   ОБОРУДОВАНИЕ   НА   УРОКЕ :

  1. АРМ учителя ( уроки биологии Кирилла и Мефодия.«Человек и его здоровье»).
  2. ПК ученика ( тесты и тренажер виртуальной школы Кирилла и Мефодия. 8 класс).
  3. Таблицы (головной мозг, вегетативная нервная система, железы секреции).
  4. Модели желез внутренней секреции, головного мозга
  5. Муляжи желез внутренней секреции
  6. Рабочие тетради «Биология. Человек», 2 часть. Панфилова Л.А.
  7. Классные тетради
  8. Сборник тестов МИОО «Биология. Человек и его здоровье». Резникова В.З.
  9. Тесты. «Человек и его здоровье». Юнусбаев Б.К.
  10. Учебник «Биология. Человек». 2 часть. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

П Л А Н   С   У К А З А Н И Е М   О С Н О В Н Ы Х   Э Т А П О В   У Р О К А

№ п/п

Этап урока

Число

Уч-ся

Время

1

Орг. момент :

- подготовка учебников, кл. и раб. тетр., дневников, письменных принадлежностей к уроку

- объявление темы урока : «Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны»»

-постановка целей и задач : повторить строение и функции головного и спинного мозга, проверить д / з по вегетат. нервн. системе, обобщить материал по способам регуляции функций в организме, познакомиться с железами внутренней секреции, их роли в организме,  расширить представление о гормонах и их действии в организме.

- продолжить индивидуальную, групповую, общеклассную работу с источниками, по развитию речи, аналитических, письменных и графических навыков, освоению персонального компьютера, тестированию.

- будут использоваться методы обучения : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый

- контроль на уроке будет проходить в форме опроса, проверки д/з, задач и упражнений, взаимо- и самоконтроля, тестирования, использования ПК ученика и АРМ учителя.

Весь

класс

1 мин.

2

Проверка д / з :

- тренажер на ПК ученика (урок 6, кадр 15 вирт. школы Кирилла и Мефодия – «Отделы головного мозга»)

В течение 2-го этапа урока последовательно приглашаются слабые уч-ся (ответы занимают 1-2 минуты)

- тест по строению и функциям головного мозга (К. и М., урок 6, кадр 17. Вопросов – 6) по компьютеру учителя.

Опрашиваются слабые и средние по успеваемости ученики

(на каждого по 1-2 минуте)

- троечники и хорошисты приглашаются попарно на первые или последние свободные парты с книжками тестов и листочками учителя «Человек и его здоровье» Юнусбаева Б.К. ( тест № 2 по теме: «Нервная система»). 1-й вариант выполняет задания нечетных  № 1 – 19, а 2-й – четных  № 2-20. На задание отводится 3-5 минут. Вопросы данного теста рассматривались устно на предыдущем уроке.

- ответы на вопросы уч-ся по дом. заданиям в раб тетр. Панфиловой Л.А. «Биология. Человек», часть 2, № 10-14.

(учитель проходит по рядам и выявляет невыполнивших д/з, отмечая в дневниках время индивид. консультации для каждого из них). На оценку проверяется вопрос 1, 3 работы 10 (отделы головного мозга, его внутреннее строение), вопрос 2, 3 работы 14 (зоны, доли, старая и новая кора больших полушарий головного мозга). Остальные ученики могут дополнить ответ одноклассника, получив за каждый правильный ответ карточку ( тугрик или бонус). При накапливании 10 штук ученик получает оценку «5» в журнал. Такая форма поощрения повышает не только учебную мотивацию, но и придает уроку соревновательный момент, тем более, что ученики часто сами подходят к столу учителя за наградой, таким образом  во время урока предупреждается гиподинамия и психологически снимается страх перед неверным ответом.  Каждый ребенок прикладывает определенные усилия, чтобы первым ответить правильно. Бывает, что отдельные уч-ся получают 10 бонусов за один урок, а другие накапливают их в течение некоторого времени и имеют стимул получить отличную оценку на любой другой теме. Карточки сдаются в конце урока, излишки переписываются в тетрадь учеников до следующих занятий.

Такая игровая форма дисциплинирует, повышает интерес к предмету, выявляет безучастных к происходящему на уроке школьников и помогает учителю другими педагогическими приемами вовлечь их в учебный процесс.

5 челов.

5 челов.

6 челов.

1 уч-к

5-6 минут

3

Этап всесторонней проверки знаний :

- Устный ответ у доски сильного ученика по дом. * 47 «Автономный отдел нервной системы».

Охарактеризовать вегетативную нервную систему, ее особенности строения, значении в жизни человека, сравнить механизм ее действия с работой ЦНС.

На экране кадр 4, 5, 6, 7, 8, 9 урока 7 вирт. школы К. и М. «Вегетативная нервная система», используется мультимедийная установка АРМ учителя.

После ответа ученика выслушиваются желающие одноклассники с дополнениями, исправлениями; дается оценка ответу совместно с учителем.

- Используя АРМ учителя ответить на вопросы теста урока 7

вирт. шк. К. и М. (ученик отвечает устно, вопросы на экране для всех)

- Взаимопроверка тестовых заданий (6 человек обмениваются работами и проверяют их совместно с классом). Книжки тестов Юнусбаева Б.К., а также сборники тестов Резниковой В.З. у каждого на парте.

По команде учителя все уч-ся открывают тесты № 2 Юнусбаева «Нервная система» и один из них устно отвечает на вопросы № 1-19, а затем еще один ученик – на № 2-20. Таким образом оценки получают двое за устный ответ и 6 оценок у тех, кто получил это задание на 1-м этапе и сейчас производит взаимо- и самопроверку. При этом ребята смогли разобрать новый для себя вариант, проверить свои знания и ликвидировать пробелы. Листочки они сдают учителю, который выставит оценки в дневник и журнал.

Как обычно остальные могут зарабатывать себе баллы при устном ответе другого.

На этом этапе закрепляются, уточняются, систематизируются знания, организуется в ходе опроса отдельных учеников коллективная познавательная деятельность уч-ся всего класса, воспитывается чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. Формируется правильное воспроизведение своих знаний и умений, выявляются пробелы, осуществляется всесторонняя проверка знаний уч-ся, так как при устной проверке тестовых заданий требуется обосновать выбор своего ответа.

Проведенная работа мотивирует, мобилизует силы и способности учеников, стимулирует их к сознательному усвоению нового материала.

1 челов.

1 челов.

2 челов.

2-3 мин.

1-2 мин.

3-4 мин.

4

Этап подготовки к активному усвоению нового материала :

- фронтальная работа с классом по ранее пройденному :

(используется АРМ учителя, урок 8 вирт. шк. К. и М., кадр 3, 4 – «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции»).

А) Какие способы регуляции функций в организме нам известны?

Б) Сравнить их действие в организме человека.

В) Привести конкретные примеры нервной и гуморальной регуляции функций в организме человека.

Г) Используя * 6 «Нервная и гуморальная регуляция»,  *48 «Нейрогормональная регуляция» учебника и № № 28, 29 в раб. тетради, выполненные к ур. 6, назвать железы нашего организма.

Это экзокринные или железы внешней секреции (потовые, сальные, слезные, слюнные, печень, железы желудка, кишечника), эндокринные или внутренней секреции (щитовидная, вилочковая, гипофиз, эпифиз, надпочечники) и смешанной секреции (половые и поджелудочная).

Охарактеризовать их . (повторение материала позволяет изучать новую тему системно, целостно, научно).

Таким образом, используя современные технические средства обучения, знания детей по ранее изученному материалу, учитель подготовит уч-ся к усвоению нового материала, организует и целенаправит познавательную деятельность, научит школьников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Весь класс

3-4 мин.

5

Этап усвоения новых знаний :

- Дать конкретное представление о эндокринной системе, железах внутренней секреции, гормонах, их роли в обмене веществ

- Добиться усвоения уч-ся воспроизведения изучаемого материала

А) определение эндокринной системы

Б) свойства и функции гормонов

В) органы-мишени

Г) гуморальная регуляция

Г)Щитовидная железа, надпочечники, гипофиз, поджелудочная железа и др. железы внутренней секреции

Д) Какая регуляторная система важнее и древнее ?

- на основе приобретенных знаний , согласно принципов развивающего, познавательного, воспитательного обучения научить уч-ся использовать полученные знания в жизни, для профилактики заболеваний, санитарного просвещения, формирования нравственного отношения к самому себе, родителям, другим людям.

Конкретный биологический материал представлен в развернутом конспекте урока.

- При объяснении нового материала используется АРМ учителя ( кадр 5 – 19 урока 9 К. и М.), муляжи и модели желез внутренней и смешанной секреции, рельефные таблицы.

- Материал соответствует программе, излагается системно, доступно, научно, последовательно, наглядно.

- Стиль работы учителя демократичный, присутствует уважение ученика как личности. Можно достичь не только репродуктивного, но и продуктивного, а для отдельных уч-ся творческого уровня познавательной активности.

- Применяемые технологии соответствуют целям и задачам урока, помогают в освоении нового материала и дальнейшем его закреплении.

- По ходу объяснения ведутся записи в кл. тетради, что включает в процесс  запоминания и освоения нового не только зрительную, слуховую, образную, эмоциональную логическую, но и словесную и двигательную память.

- На данном этапе урока у уч-ся самая высокая работоспособность. Необходимо чередовать виды деятельности : устный рассказ, наглядность (АРМ учителя), записи в тетради, обобщение, логические выводы, ответы на возникающие вопросы по ходу объяснения.

- При объяснении можно воспользоваться дедуктивным подходом (от общего к частному), а можно – индуктивным (от частного к общему).

Весь класс

15 мин.

6

Рефлексия (этап закрепления новых знаний) :

- закрепление в памяти уч-ся полученных знаний, которые им нужны для самост. работы по новому материалу

- работать над повышением уровня осмысления нового материала

- составить кластеры (опорные схемы в тетради и на доске)

для обобщения и закрепления материала. Можно воспользоваться собственным конспектом урока.

В это время, используя АРМ учителя, один из учеников по

желанию на оценку правильно расставляет  названия эндокринных желез, описание которых появляется в окне тренажера ( кадр 19 урока 9 К. и М.).

- Выводы урока (кадр 20 урока 9 К. и М.) – устно.

Весь класс

2-3 челов.

1 челов.

3-4 мин.

7

Инструктаж по д / з :

- сообщить д/з - * 44,45 учебника (устно), №№ 30-32 в раб. тетр., часть 2 (пис.), выучить записи в тетради.

- разъяснить методику и последовательность выполнения

- мотивировать его необходимость и обязательность

-подвести итоги урока, объявить оценки, выставив их в журнал и дневники

-пригласить отдельных учеников на дополнительные консультативные занятия

-сообщить, что на следующем уроке будет тест для всех учеников по теме : «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма человека» по сборнику тестов «Человек и его здоровье» Резниковой В.З.

- опрос по виртуальному тесту № 21 урока 9 К. и М. (ПК ученика и учителя)

- проверка пис. заданий в раб. тетр.

- устный рассказ о железах секреции, гормонах, их роли в обмене веществ, росте и развитии организма.

- следующий урок № 8 обобщающий по теме : «Регуляция процессов жизнедеятельности».

Если осталось время от урока, то можно начать работу по тесту № 2 Резниковой В.З. (устно) или по №№ в раб. тетр.

№№ 30-32.

Со звонком поблагодарить всех за внимание и отличную работу, поздравить уч-ся с хорошими и отличными оценками, сориентировать остальных на исправление неудовлетворительных баллов, выразить надежду на их скорейшее исправление.

Весь класс

1-2 мин.

Время этапов урока : 35 – 40 минут.

   Число опрошенных уч-ся на всех этапах урока : 25 ( это число можно увеличить и, таким образом, опросить всех уч-ся класса, а также поставить по 2-3 оценки за урок отдельным творческим и заинтересованным личностям).

   Количество учеников, получивших «отлично» за бонусы, на каждом уроке колеблется от 2 до 8 человек.

   Подобная методика работает при проведении всех типов урока : комбинированного, закрепления, контроля, обобщения, систематизации и сообщения новых знаний.

Также ее можно применять с современными технологиями урока, например, дебаты, проекты, РКМЧП, мастерские, социоигровые, исследования.

   Готовность учеников к уроку не требует  затрат времени, т. к. совместная работа начинается с первых минут занятия. Урок проходит в быстром темпе, сменяются виды деятельности, предоставляются условия для реализации своих возможностей. Каждый работает в собственном ритме, прилагая определенные усилия. Со стороны учителя нет насилия, доброжелательный микроклимат, создаются условия для индивидуального и дифференцированного подхода, развития личности каждого школьника. Эффективно используется время урока, применяется наглядность, эксперимент, современные ТСО, дидактический и раздаточный материал. Вопрос о дисциплине перед учителем не стоит, т.к. организация урока предполагает спокойный, размеренный, последовательный ход действий каждого. За плохую оценку ученик не обижается на учителя, не прячет дневник от родителей и классного руководителя, т.к. у каждого есть шанс получить несколько оценок на уроке за разные виды деятельности, а также отработать материал на консультативных занятиях, в том числе используя персональный компьютер ученика в кабинете биологии. Важно, чтобы ребенок научился отвечать за свои дела и не боялся ошибаться. Взрослые люди должны терпеливо «учить их учиться»,  с любовью помогать им трудиться,  искать пути исправления совершенных ошибок, а также поддерживать их благие желания хорошо учиться и многое знать.

   Со стороны родителей не возникает вопросов о полученных неудовлетворительных оценках их детьми, т.к. вся информация присутствует в дневнике и они знакомы с методикой работы учителя. Им остается проконтролировать ликвидацию пробелов своим ребенком по предмету.

   Для многих детей самоорганизация на уроках определяет их выбор предпрофильной, а затем профильной подготовки по предмету. Навыки учебного труда помогают им в дальнейшей учебе по всем предметам.

   Доступность материала, его наглядность помогают усвоить полученные знания слабоуспевающим уч-ся, а разнообразные способы получения новых знаний и их реализация на уроке позволяет проводить индивидуальную работу с мотивированными по предмету школьниками.

У Ч Е Б Н Ы Е    П О С О Б И Я   :

  1. Учебник биологии «Биология. Человек». 1-2 части. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Вентана-Граф, 2005 г.

  1. Учебник «Биология. Человек». Батуев А.С. Дрофа, 1997 г.
  2. Учебник «Человек и его здоровье». Цузмер А.М.  Просвещение, 1994 г.
  3. Дидакт. материалы к разделу «Человек».  Пименов А.В. Изд. НЦ ЭНАС, 2002 г.
  4. Темат. тестов. задания. «Человек и его здоровье».  Рохлов В.С. Шк. пресса, 2005 г.
  5. Хрестоматия по биологии. «Человек.»  Панфилова Л.А.  Лицей, 2005 г.
  6. «Биология человека в таблицах, рисунках, схемах.» Резанова Е.А.
  7. «Анатомия и физиология человека.» Сидоров Е.П.  1993 г.
  8. Рабочие тетради «Бология. Человек.» в 2-х частях.  Панфилова Л.А.  ицей, 2006 г.
  9. Тесты «Человек и его здоровье».  Юнусбаев Б.Х.  М., 2001
  10. МИОО. Сборник тестов «Человек и его здоровье».  Интеллект-Центр, 2005 г.
  11. Лекции Федоровой М.З. и Ворониной Г.А. по теме : «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» на курсах повышения квалификации в 2009 / 2010 уч. году Педагогического университета «Первое сентября».
  12. Лекции преподавателей Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений г.Москвы  Московского гуманитарного педагогогического института в 2009 / 2010 уч. г. по теме : «Молодой учитель в современной школе : аспекты профессиональной деятельности». Сиротина О.В., Попова Т.П.

14. Петров Ю.Н. «Технология РКМЧП как технология адекватная компетентностно-    

     ориентированному подходу к образованию»  

  1. Петров Ю.Н. «Образовательная технология «Портфель», основные виды  

      портфелей  учителя и ученика. Способы их оценки и самооценки.»

  1. Левина С.И. «Действующие лица и правила игры технологии «Дебаты».
  2. Громская Ж.В. «Искусство общения. Три стороны общения : коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Транссктный анализ Э. Берна. Стили общения».
  3. Громская Ж.В. «Использование тренинга для формирования навыка саморефлексии и коммуникативных умений».
  4. Осечкина Л.И. «Проблема конфликта в психоогии. Общая теория педагогических конфликтов».
  5. Осечкина Л.И. «Психологические аспекты служебных конфликтов в педагогическом коллективе»
  6. Круглова И.В. «Как организовать наставничество в образовательном учреждении». М., 2009 г.
  7. Круглова И.В. «Азбука молодого учителя».  М., 2009 г.
  8. Галева Н.Л. «Сам себе учитель». Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М., 2006 г.

     

Февраль, 2010 год

Учитель биологии ГБОУ ЦО  556

                                                                                 Воронченкова Вера Павловна

Урок посетили:

Зам. директора по УВР ГБОУ ЦО 556                                                          Корягина М.В.                                      

 

Методист по биологии ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ                                       Щеголькова Е.Ю.

К О Н С П Е К Т    У Р О К А

  На предыдущих уроках мы узнали, что за регуляцию состояния внутренней среды организма (гомеостазом) отвечает не только нервная система. В организме существует и химический способ управления многими функциями организма. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются МЕТАБОЛИТЫ (промежуточные или конечные продукты обмена веществ).

Примерами регуляции функций с помощью метаболитов у человека является действие таких веществ, как углекислый газ, молочная кислота, которые активно выделяясь в работающих мышцах, расширяют кровеносные сосуды.

  Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм (обмен веществ), репродукцию, рост, развитие, поведение, является эндокринная система, или система желез внутренней секреции.

  Они выделяют в кровь и разносят по всему организму химические вещества белковой природы – ГОРМОНЫ, которые в ничтожно малых количествах оказывают мощное воздействие на организм. Химический способ регуляции – эволюционно более древний, чем нервный и в ходе исторического развития органического мира сформировался специальный аппарат гуморальной регуляции – эндокринная система.

  Слово «гуморальная» произошло от латинского «гумор» - жидкость, т. к. гормоны распространяются через жидкие среды организма : кровь, тканевую жидкость и лимфу.

СРАВНЕНИЕ  НЕРВНОЙ  И  ГУМОРАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ

Признак

Нервная

Эндокринная

1. Включается

быстро

медленно

2. Действует

коротко

долго

3. Сигнал

нервный импульс

гормон

4. Передача сигнала

электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс)

химическая (через жидкие среды организма)

5. Распространение сигнала

по нервным структурам рефлекторной дуги

по сосудам с током крови

6. Ответ

четко локализован (определенный орган)

генерализован (весь организм)

Вывод : нервная и эндокринная (гуморальная) системы осуществляют совместную регуляцию функций организма и поддерживают гомеостаз.

ГОМЕОСТАЗ – постоянство состава и свойств внутренней среды ; состояние внутреннего равновесия и согласованности, которое обеспечивает нормальное функционирование организма.

ЖЕЛЕЗЫ  НАШЕГО  ОРГАНИЗМА

  1. Экзокринные (железы внешней секреции) – имеют выводные протоки и выделяют свои секреты на поверхность тела или в полость тела.

А) на поверхность тела – потовые, сальные, слезные

Б) выводные протоки открываются в полость тела или органов – слюнные, печень, железы желудка, кишечника

2. Эндокринные (железы внутренней секреции) – не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими вещества непосредственно в кровь, лимфу или тканевую жидкость.

Пример : щитовидная железа выделяет гормон тироксин, надпочечники – адреналин.

Также можно назвать гипофиз, эпифиз, вилочковая железа или тимус.

  1. Железы смешанной секреции выполняют как внешне- так и внутрисекреторную функции– половые, поджелудочная.

Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и некоторыми гормонами.

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА – совокупность основных желез внутренней секреции, согласованная деятельность которых обеспечивает совместно с нервной системой регуляцию всех жизненно важных функций организма.

  Выделяют классическую и диффузную эндокринную систему.

  К органам КЛАССИЧЕСКОЙ эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз, щитовидную и паращитовидную железы, надпочечники, островки Лангерганса поджелудочной железы, половые железы (яичники и семенники).

  ДИФФУЗНАЯ эндокринная система – это совокупность отдельных клеток, продуцирующих гормоны, рассыпанных одиночно или мелкими скоплениями в слизистой преимущественно пищеварительной и дыхательной систем. Эти гормоны часто называют местными или тканевыми.

  Регуляцию активности многих эндокринных желез осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизмов обратной связи. Синтез некоторых гормонов (адреналин, норадреналин и др.) непосредственно не зависит от регулирующего влияния гипофиза и контролируется симпатической нервной системой.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА  АКТИВНОСТЬ  ЭНДОКРИННЫХ  ЖЕЛЕЗ

Факторы

На что действуют

Результат

1. Нервная регуляция

Действует на мозговой слой надпочечников

Выделяется адреналин или норадреналин

2. Гормональное воздействие

Гормоны гипофиза стимулируют деятельность

Щитовидной железы, коры надпочечников, половых желез

3. Водно-солевой состав крови

Содержание ионов кальция, натрия, калия в плазме крови

Стимулирует деятельность почек, коры надпочечников, паращитовидных желез

4. Механическое и химическое воздействие

Присутствие пищи в желудке и 12-перстной кишке

Стимулирует деятельность желез желудка и 12-перстной кишки, выделяются  пищ. ферменты

5. Беременность

Развивающийся плод

Стимулирует деятельность желтого тела и плаценты

ГОРМОНЫ  имеют различное хим. строение и вырабатываются специальными клетками, которые либо образуют компактные органы – железы, либо разбросаны внутри органов, предназначенных для выработки гормонов. Некоторые из этих веществ быстро разрушаются, действуя только на соседние клетки. Действие же других более продолжительно.

СВОЙСТВА  ГОРМОНОВ :

  1. Орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы
  2. Они действуют только на живые клетки
  3. Их действие строго специфично ; некоторые воздействуют только на определенные органы-мишени, другие влияют на строго определенный тип обменных процессов
  4. Они обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

ФУНКЦИИ  ГОРМОНОВ :

  1. Обеспечивают рост и развитие организма
  2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
  3. Поддерживают гомеостаз
  4. Контролируют процессы обмена веществ.

  Каждый гормон влияет на уровень функционирования специфических систем органов-мишеней. Другие гормоны воздействуют системно на весь организм. Например, при повышении содержания в крови гормона надпочечников адреналина усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, поднимается температура тела и уровень глюкозы в крови.

  Гормоны – сильнодействующие агенты, поэтому для получения специфического эффекта достаточно ничтожного их количества. Например, всего 1 г гормона инсулина понижает уровень сахара в крови 125 000 кроликов.

  Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях, поэтому для поддержания достаточного их количества в крови и обеспечения более длительного и непрерывного действия необходимо постоянное их выделение соответствующей железой.

  В крови множество веществ, в том числе и гормонов Каким же образом ОРГАНЫ – МИШЕНИ отличают гормон, предназначенный именно для них ?

  Дело в том, что гормоны служат химическими носителями информации. Восприимчивые к гормонам клетки снабжены специальными молекулами – РЕЦЕПТОРАМИ, которые позволяют считывать информацию, закодированную в гормоне. После взаимодействия гормона и рецептора происходит ряд изменений в обмене веществ  клетки. Главное условие для всех эндокринных функций – это присутствие в клетках-мишенях специфических рецепторов. Рецепторами соответствующего гормона обладают только клетки органа-мишени, способные благодаря этому «понимать» химически закодированную информацию. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем». Но этот сигнал доходит до адресата лишь при наличии приемника, точно настроенного на волну данной станции. Подобно этому и в организме гормон хоть и достигает с током крови всех органов и тканей, но действует при этом только на те, у которых есть специальные клетки, «узнающие» именно этот гормон.

  Гуморальная регуляция, в отличие от нервной, направлена прежде всего на медленно протекающие реакции в организме. Поэтому гормонам принадлежит важная роль в регуляции медленно развивающихся формообразовательных процессов – таких, как рост, размножение, регуляция концентрации некоторых веществ в крови и так далее.

  Рассмотрим действие некоторых гормонов подробнее.

Г И П О Ф И З

Некоторые участки ЦНС вырабатывают гормоны и выделяют их в кровь. Поэтому их относят и к нервной, и к эндокринной системе. Гипофиз – одна из таких структур. Это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В нем выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли, которые функционируют как независимые эндокринные железы и вырабатывают несколько гормонов.

  1. Передняя доля (аденогипофиз) – вырабатывает гормон роста или СОМАТОТРОПИН. Он влияет на биосинтез и транспорт нуклеиновых кислот, синтез белка, тем самым ускоряя рост и деление клеток. У детей при недостатке этого гормона резко замедляется рост, человек на всю жизнь остается карликом – ростом около 120 см. Карлики имеют сниженную половую функцию. При избыточной продукции гормона роста в детском возрасте развивается гигантизм. Рост  взрослого человека – гиганта может достигать 240-250 см. Другие гормоны аденогипофиза при избыточной функции приводят к акромегалии, при которой происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках, ногах и плоских костях, включая кости черепа, носа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы, например, язык, печень, почки, также увеличиваются в размерах. Особенно надо отметить гормон передней доли гипофиза – ПРОЛАКТИН, он оказывает выраженное влияние на функции нервной системы, обеспечивая проявление реакций, относящихся к группе родительских инстинктов. Все рефлексы, связанные с заботой о потомстве (строительство гнезд и нор, выкармливание и защита детенышей и др.), проявляются тоько при достаточном количестве этого гормона в организме.

  1. Средняя доля гипофиза у человека развита слабо. Здесь вырабатывается меланотропный гормон, под действием которого образуется пигмент меланин, придающий окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже человека. Под влиянием солнечного света проявляется эффект загара.

  1. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз). Здесь хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов промежуточного мозга – гипоталамусе : вазопрессин (антидиуретический гормон – АДГ) и окситоцин. Мишенью для АДГ служат почки. Под действием АДГ повышается обратное всасывание воды из мочи, что препятствует потере жидкости. При недостаточном образовании АДГ развивается несахарный диабет, когда количество выделяющийся из организма мочи может достигать 20 л. В больших концентрациях АДГ вызывает повышение кровяного давления. Окситоцин у женщин регулирует маточную активностьи участвует в процессе образования молока. Выброс этого гормона в конце беременности обеспечивает роды. У новорожденных детей окситоцин, как и АДГ, оказывает антидиуретическое действие.

Гормональная система гипофиза находится под контролем гипоталамуса. Эта структура мозга выделяет особые вещества – «высвободители» и «ограничители». С током крови, а также по отросткам специальных клеток они поступают в переднюю долю гипофиза и регулируют активность его клеток. «Высвободители» усиливают, а «ограничители» замедляют выработку соответствующих гормонов.

Щ И Т О В И Д Н А Я   Ж Е Л Е З А

  Самая крупная железа внутренней секреции, прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет размер примерно 5 х 5 см и массу 30-40 г. Она вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров, углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сердечных сокращений, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умственного развития.

  На ранних стадиях развития (последний триместр беременности) они регулируют дифференцировку нервных клеток. При недостатке гормонов в этот период развивается заболевание КРЕТИНИЗМ, сопровождающееся задержкой роста, нарушением физического и умственного развития. Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляется вялость, сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется МИКСЕДЕМА ( в переводе с греческого – слизистый отек).  

  При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона, при этом ткань железы разрастается, возникает эндемический (т.е. приуроченный к определенной местности) ЗОБ. Для профилактики этого заболевания некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.

  При гиперфункции щитовидной железы развивается БАЗЕДОВА  БОЛЕЗНЬ (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаки болезни : зоб, повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение сердцебиений, повышенная нервная возбудимость. В подростковом возрасте может наблюдаться временное увеличение активности щитовидки. У таких подростков снижается работоспособность, они быстро утомляются, становятся раздражительными, капризными. Эти нарушения часто проходят после полового созревания.

  В медицинской практике используется понятие «ТИРЕОИДНЫЙ  СТАТУС», который определяет эндокринную функцию щитовидной железы.

ЭУТИРЕОЗ – отсутствие отклонений в функции железы; ГИПОТИРЕОЗ – сниженная функциональная активность; ГИПЕРТИРЕОЗ – повышенная функциональная активность щитовидной железы.

О К О Л О Щ И Т О В И Д Н Ы Е   Ж Е Л Е З Ы   (паращитовидные)

    На задней поверхности и под капсулой щитовидной железы располагаются 4 небольшие (4 х 6 мм) околощитовидные железы. Их гормоны вместе с витамином Д регулирует обмен кальция в организме. Под их влиянием ионы кальция всасываются в кишечнике из пищи, а также освобождаются из минерального вещества костей  и поступают в кровь. При недостатке данных гормонов возникают вялость, потеря аппетита, рвота, разрозненные сокращения отдельных мышц, судороги. В тяжелых случаях происходит спазм гортани, паралич дыхательных мышц, остановка сердца, заканчивающиеся смертью.

  Как избыток, так и недостаток гормонов щитовидной железы в той или иной степени влияет практически на все клетки организма. Неудивительно, что при таких отклонениях нарушаются многие функции, не связанные непосредственно с действием этих гормонов.

 

НАРУШЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЩИТОВИДНОЙ  ЖЕЛЕЗЫ

Недостаточное действие

Избыточное действие

Кретинизм

(в молодом  возрасте)

Микседема

Базедова болезнь

Нарушение пропорций тела

Понижение обмена веществ

Повышение обмена веществ

Задержка роста

Понижение возбудимости нервной системы

Повышение возбудимости нервной системы

Задержка полового и психического развития

Отечность

Развитие зоба

     

П О Д Ж Е Л У Д О Ч Н А Я   Ж Е Л Е З А

  Располагается в изгибе 12-перстной кишки, относится к железам смешанной секреции. Одни ее клетки вырабатывают вещества, необходимые для пищеварения, а другие выделяют в кровь гормон ИНСУЛИН, который поддерживает постоянный уровень сахара в крови. Этот гормон регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под его действием происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот  активный транспорт аминокислот в клетки, способствует образованию высших жирных кислот из продуктов углеводного обмена, а также тормозит использование жира, запасенного в жировой ткани.

  При гипофункции развивается заболевание САХАРНЫЙ  ДИАБЕТ. У таких больных высокое содержание сахара в крови, а клеткам организма его не хватает. Из-за недостатка инсулина глюкоза не может перейти из крови в ткани. При некоторых формах сахарного диабета больным помогают уколы инсулина. С 1930-х г.г. в медицинской практике  применяли инсулины свиней и коров, которые отличаются от человеческого инсулина на 1-3 аминокислотных остатка. В настоящее время инсулин получают методами генной инженерии.

  Глюкоза используется клетками в качестве источника энергии, поэтому важно не только поддерживать постоянный уровень этого вещества в крови, но и регулировать процессы его усвоения клетками организма.

  При сильном увеличении количества глюкозы в крови может наступить потеря сознания – ДИАБЕТИЧЕСКАЯ  КОМА.  При избытке инсулина количество глюкозы в крови катастрофически уменьшается и наступает ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИЙ  ШОК. Эти состояния очень опасны и могут привести к смерти.

Н А Д П О Ч Е Ч Н И К И

  Это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г, располагаются на верхних полюсах почек. Окружены плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. Выделяют два слоя : корковый и мозговой. Удаление мозговой части железы в эксперименте на животных приводит к смерти.

  В корковом сое вырабатываются гормоны, относящиеся к стероидам. Предшественником всех стероидов является холестерин. Глюкокортикоиды регулируют обмен органических веществ, участвуют в развитии стресс-реакции, являются антагонистами иммунной системы. В высоких дозах они выступают как иммунодепрессанты и применяются для предупреждения отторжения трансплантированных органов. Минералокортикоиды регулируют обмен воды и минеральных веществ. Половые гормоны коркового слоя играют важную роль в детском  старческом возрасте, когда половые железы не функционируют.

  Гормонами мозгового слоя надпочечников являются адреналин и норадреналин. Их образование усиливается при возбуждении симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, увеличивает просвет бронхов, ускоряет обмен веществ, замедляет процессы пищеварения. В связи с тем, что адреналин, как и симпатический отдел ВНС, обеспечивает реакции организма в экстремальных условиях, его называют гормоном борьбы и бегства, или аварийным гормоном.

ИЗМЕНЕНИЯ  В  ОРГАНИЗМЕ  В  ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ  СИТУАЦИИ

Органы

Результат воздействия гормонов надпочечников

ЦНС

Увеличение кровотока и потребления глюкозы.

Сердце и сосуды

Рост частоты и силы сердечных сокращений. Сужение артериол во внутренних органах (исключая мозг, сердце и скелетные мышцы). Повышение артериального давления.

Система дыхания

Расширение средних и мелких бронхов. Увеличение глубины и частоты дыхания.

Мышечная система

Увеличение кровотока. Повышение использования гликогена. Повышение сократимости.

Желудочно-кишечный тракт

Уменьшение кровотока, секреции, синтеза белков.

Печень

Стимуляция образования глюкозы из гликогена.

Жировая ткань

Ускорение расщепления жиров, увеличение уровня жирных кислот и глицерина в плазме.

Почки

Снижение кровотока, уменьшение скорости образования мочи.

Э П И Ф И З

  Шишковидная железа – небольшое образование конусовидной формы массой 100 – 200 мг. Расположен в полости черепа над средним мозгом. В процессе эволюции претерпевал существенные изменения.

Организм

Функция эпифиза

1. Предки позвоночных

Орган зрения

2. Круглоротые

Строение, близкое к строению глаза

3. Гаттерии и некоторые ящерицы

Теменной (3-й) светочувствительный глаз

4. Другие позвоночные

Железа внутренней секреции

5. Птицы

Компасная ориентация при полете

6. Человек

Приспособления организма к суточным ритмам, т.е. смене дня и ночи.

Эпифиз получает информацию о времени суток через зрительный анализатор и, увеличивая или снижая уровень гормонов, изменяет активность физиологических и психических процессов. Таким образом, эпифиз играет роль «биологических часов» в организме человека.

  Кроме того, эпифиз регулирует процессы полового созревания человека. Его гормоны тормозят функции половых желез в детском возрасте. В период полового созревания активность эпифиза снижается и начинается ускоренное развитие половых желез. При гипофункции происходит преждевременное половое и физическое созревание, при гиперфункции – недоразвитие половых желез, признаков пола  ожирение.

П О Л О В Ы Е   Ж Е Л Е З Ы

  Семенники у мужчин и яичники у женщин относят к железам смешанной секреции. В этих железах образуются половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция) и половые гормоны, которые непосредственно поступают в кровь. Формирование половых желез определяет половое развитие и созревание, которое происходит у человека в возрасте 11-16 лет. Оно характеризуется полным развитием первичных и появлением вторичных признаков пола. К первичным половым признакам относят наличие половых желез и органов, которые определяют возможность полового акта и деторождения. Вторичными половыми признаками у мужчин являются растительность на лице, волосяной покров на теле, низкий тембр голоса ;  у женщин – молочные железы, особенности телосложения.

  Мужские половые гормоны называются АНДРОГЕНАМИ, женские – ЭСТРОГЕНАМИ. Нужно помнить, что оба вида гормонов вырабатываюся как у мужчин, так и у женщин, но в разных пропорциях.

  Половые гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие половых органов, появление вторичных признаков пола, влияют на функции нервной системы. Например, андрогены стимулируют снтез белков, поэтому в мужском организме больше мышечная масса, более высокое содержание гемоглобина в эритроцитах, меньше жира. После полового созревания останавливается рост человека, т.к. половые гормоны подавляют активность точек роста длинных трубчатых костей.

  Повышение мужских гормонов в женском организме приводит к МАСКУЛИНИЗАЦИИ, а женских гормонов в мужском организме к – ФЕМИНИЗАЦИИ.

П О Ч К И

Относятся к органам диффузной эндокринной системы, их клетки синтезируют значительное количество веществ с гормональным эффектом. Эти вещества регулируют кровяное давление в сосудах почек, образование эритроцитов в красном костном мозге, вызывают гипертонию почечного происхождения.

Ж Е Л У Д О К   И   К И Ш Е Ч Н И К

Также относятся к диффузной эндокринной системе. Их гормоны регулируют секрецию соляной кислоты клетками слизистой оболочки желудка, соков поджелудочной железы, желчи печени. А также усиливает колебательные движения ворсинок тонкого кишечника, способствуя процессу всасывания.

Р Е Г У Л Я Ц И Я   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   Э Н Д О К Р И Н Н О Й   С И С Т Е М Ы

  Известно, что недостаток, а также избыток гормонов в организме человека приводит к сдвигам во внутренней среде организма. В результате чего возникают те или иные нарушения развития или заболевания.

  Регуляция функций эндокринных желез осуществляется несколькими способами. Один из них – прямое влияние на клетки железы концентрации в крови того вещества, уровень которого регулирует данный гормон. Согласованность работы желез внутренней секреции достигается стимулированием или угнетением гормонам одной железы работы другой железы, а также взаимодействием с центральной нервной системой.

  Головной мозг принимает непосредственное участие в регуляции деятельности эндокринной системы. Одна из структур промежуточного мозга – гипоталамус -

Принимает участие в регуляции деятельности гипофиза – одной из центральных желез эндокринной системы. Он посылает свои гормоны другим железам. Каждый гормон активирует определенные эндокринные структуры. Соотношение этих гормонов в каждый момент времени определяет состояние всего организма.

  Нервная и эндокринная системы тесно связаны между собой, и поддержание постоянства внутренней среды организма обеспечивается их совместной работой. Такой способ регуляции называется НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫМ.

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций организма ( схема )

Вегетативная                          Головной мозг           Информация о          Внешняя среда

нервная система                     Гипоталамус              внешней среде

                                                 Гипофиз                                                         Информация о

                                                                                                                         внутренней

                                                 Эндокринные железы                                   среде                          

                                                                                                                         организма

                                                 Органы и ткани

В Ы В О Д Ы :

1. Биологически активные вещества – гормоны – вырабатываются эндокринными железами, отдельным клетками или их скоплениями в некоторых других органах.

2. Гормоны – сильнодействующие агенты, поэтому для получения специфического эффекта достаточно ничтожного их количества.

3. Гормоны, выделяемые эндокринными железами, могут действовать на органы, расположенные далеко от них.

4. Гормональная регуляция, в отличие от нервной, направлена прежде всего на медленно протекающие реакции в организме.

5. Как недостаток, так и избыток гормонов в организме человека приводит к более или менее резким сдвигам во внутренней среде ораганизма. В результате этого возникают нарушения развития или заболевания.

6. Нервная и эндокринная системы тесно связаны между собой. Поддержание гомеостаза организма обеспечивается совместной работой этих систем. Такая регуляция функций называется нейрогуморальной.

ЭНДОКРИННЫЕ  ЖЕЛЕЗЫ,  И   ИХ  ГОРМОНЫ  

Железы

Гормоны

Функции

Гипоталамус

Либерины,

Статины

Регуляция секреции гипофизарных ормонов

Гипофиз

Тропные гормоны

Регуляция деятельности щитовидной, половых желез, надпочечников.

Гормон роста

Регуляция роста организма, стимуляция белкового синтеза.

Вазопрессин

(антидиурети-

ческий гормон)

Влияет на интенсивность мочевыделения, регулируя кол-во выделяемой организмом воды.

Щитовидная железа

Тироксин и др. йодсодержащие гормоны

Повышают интенсивность энергетического обмена и роста организма; стимуляция рефлексов.

Кальцитонин

Контролирует обмен кальция в организме, сберегая его в костях.

Паращитовидная железа

Паратгормон

Регулирует концентрацию в крови кальция и фосфатов.

Поджелудочная железа (островки Лангерганса)

Инсулин

Снижение уровня глюкозы в крови, стимуляция печени на превращение глюкозы в гликоген для запасания; ускорение транспорта глюкозы в клетки (кроме нервных клеток).

Глюкагон

Повышение уровня глюкозы в крови; стимулирует быстрое расщепение гликогена до глюкозы в печени и превращение белков и жиров в глюкозу.

Надпочечники

Мозговой слой:

Адреналин,

норадреналин

Повышение уровня глюкозы в крови (поступление из печени для покрытия энергетических затрат); стимуляция сердцебиения, ускорение дыхания и повышение кровяного давления.

Корковый слой:

Глюкокортикоиды

Одновременное повышение глюкозы в крови и синтеза гликогена в печени. Вияет на жировой и белковый обмен (расщепление белков). Устойчивость к стрессу; противовоспалительное действие.

Альдостерон

Увеличение натрия в крови, задержка жидкости в организме, увелчение кровяного давления.

Половые железы

Эстрогены и андрогены

Обеспечивают половую функцию организма, развитие вторичных поовых признаков.

Н А Р У Ш Е Н И Я   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   Э Н Д О К Р И Н Н Ы Х    Ж Е Л Е З

Железы

Гормоны

Гиперфункция

Гипофункция

Гипофиз

Гормон роста

Гигантизм – в молодом возрасте усиленный рост тела.

Акромегалия – у взрослых (усиленный рост костей лицевого отдела черепа, кистей, стоп.

Карликовость – задержка роста при нормальном умственном развитии.

Щитовидная железа

Тироксин

Базедова болезнь – повышение обмена веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба.

Микседема – понижение обмена веществ, возбудимости нервной системы, отечности.

Кретинизм – в молодом возрасте нарушение пропорций тела, задержка роста, полового и психического развития.

Поджелудочная железа

Инсулин

Гипогликемия – при резком понижении сахара в крови возникает инсулиновый шок – острое нарушение деятельности мозга с судорогами и потерей сознания.

Сахарный диабет – увеличение сахара (глюкозы) в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии : может наступить потеря сознания – диабетическая кома, угрожающая жизни.

Учитель биологии ГОУ ЦО № 556                 ВОРОНЧЕНКОВА  ВЕРА  ПАВЛОВНА

                                                     Январь, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...