Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Рабочая программа учебного курса

«Биологии 5 класс» (Базовый уровень)

Составитель: Наговицына Наталья Вячеславовна учитель биологии 

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы В.В. Пасечника. Программа содержит темы всех разделов науки о биологии, имеет теоретический и практический материал.

Данная программа рассчитана на 34 ч., из расчета  1 учебный час в неделю из Федерального компонента.

Учебник: Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.-141с.

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_5_klass.docx81.66 КБ

Предварительный просмотр:

E:\ннв\б5.jpeg

Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)  (приказ Минобразования России №1897  от 17.12.2010 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юндинская СОШ», реализующая ФГОС ООО на 2019-2020 учебный год.
  4. Программа разработана на основе авторской программы по биологии В.В. Пасечника 5-11 классы. (Сборник программ. Дрофа, 2012 г), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа реализована в учебнике В.В. Пасечника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В. В. Пасечник. – М. Дрофа, 2017.

Цели и задачи, решаемые при изучении биологии в 5 классе:

- формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в и практической деятельности людей;

- систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, полученных в начальной школе;

- знакомство с основными понятиями, терминами и закономерностями  науки  биологии;

- освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

- овладение пятиклассниками умениями применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание познавательного ценностного отношения к живой природе.

Рабочая программа опирается на УМК:

  1. учебник: Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. – М., Дрофа, 2015.
  2. Шестакова С.Н. Рабочая программа по биологии. 5 класс. – М.: Вако, 2015.
  3. Пасечник В.В. Диагностические работы к учебнику. Биология. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2015г.
  4. Содержание и методический аппарат всех компонентов УМК под редакцией В.В. Пасечника полностью соответствуют требованиям Стандарта, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.

Глава 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

- осознание потребности к самообразованию;

- знание основных принципов правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды, эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию;

- умения структурировать учебный материал, давать определения понятий;

- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты, объяснять полученные результаты;

- умения сравнивать и классифицировать;

- умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- умения создавать схемы и таблицы с выделением существенных характеристик объектов;

- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск.

Личностные УУД:

- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

- умение применять полученные знания в практической деятельности;

- умение эстетически воспринимать объектов природы;

- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Регулятивные УУД

- умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать-определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

- умения осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;

- умение оценивать результаты работы – выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

2. в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки и оценивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

- перечислять свойства живого;

- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- описывать процессы жизнедеятельности;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов;

- объяснить роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- составлять элементарные пищевые цепи;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты усложнения и упрощения строения живых организмов в природе и жизни человека;

- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

            - описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

- формировать правила ТБ в  кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять  их результаты;

- пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления микропрепаратов;

2. в ценностно-ориентированной сфере:

- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ ЗОЖ;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

3. в сфере трудовой деятельности:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с приборами и инструментами;

4. В сфере физической деятельности;

- демонстрировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

5. в эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Глава 3. Содержание тем учебного предмета «Биология»

Ведение (6ч)

Биология как наука. Методы биологии.

Роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдения, описания и измерения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Техника безопасности в биологическом кабинете. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Все живые организмы (кроме вирусов) состоят из клеток, питаются, дышат, выделяют продукты жизнедеятельности, растут, развиваются, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и реагируют на них. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Глава 1. Клеточное строение организмов (6ч)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Жизненно важные  процессы, протекающие в клетке. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Все клетки живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Химические элементы образуют неорганические вещества (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Ткани. Виды тканей, их функции. Увеличительные приборы. Устройство лупы и микроскопа. Проведение простых биологических исследований. Изучение под микроскопом клеток и тканей на готовых микропрепаратах. Самостоятельное приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Изучение химического состава растительных клеток.

Глава 2. Царство Бактерий (3ч)

Бактерии – простейшие доядерные одноклеточные организмы. Строение, питание и размножение бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Глава 3. Царство Грибы. (6ч)

Грибы – одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение , питание, размножение грибов. Разнообразие грибов. Симбиоз грибов и растений. Роль грибов в природе и в жизни человека. Возбудители болезней растений, животных и человека. Меры профилактики поражения грибами – паразитами. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Проведение простых биологических исследований. Распознавание съедобных  и ядовитых грибов, распространенных в нашей местности. Изучение под микроскопом плесневых грибов на готовых микропрепаратах.

Глава 4. Царство  Растения. (13 ч)

Отделы растений. Низшие растения – водоросли. Многообразие, строение, размножение водорослей. Роль водорослей в природе и в жизни человека. Лишайники и их многообразие, распространение, строение, питание, размножение и значение. Высшие споровые растения – мхи, хвощи, плауны, папоротники. Их разнообразие, строение, размножение, значение в природе и в жизни человека. Голосеменные и покрытосеменные высшие семенные растения. Распространенные в нашей местности голосеменные  растения – хвойные. Их отличительные особенности, размножение, значение в природе и жизни человека. Высокоорганизованная, многочисленная, господствующая группа растений – покрытосеменные (цветковые). Многообразие покрытосеменных. Их роль в природе и в жизни человека. Усложнения растений процессе эволюции. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений. Красная книга Удмуртии. Проведение простых биологических исследований. Распознавание растений разных отделов. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Изучение строения мхов, спороносящего хвоща и папоротника, хвои и шишек хвойных.

   

Раздел 4. Поурочное планирование

№  п/п

Тема урока

Содержание урока

ВВЕДЕНИЕ (6 часов)

1

Биология – наука о живой природе

Биология – наука о жизни. Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологии в практической деятельности людей. Разделы биологии: микробиология, ботаника, зоология, анатомия, физиология, эмбриология, цитология, экология и т.д. атмосфера, гидросфера, литосфера. Биосфера – область распространения жизни. Границы биосферы.

2

Методы исследования в биологии. ПР «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.»

Фенология. Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерения, описание. Научный факт. Приборы и инструменты. Правила ТБ. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охране.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

Организм –единое целое. Многообразие организмов. Четыре царства живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Отличительные признаки живой природы. Признаки живых организмов. Сходство живого и не живого. Отличие живого от неживого. Обмен веществ и превращение энергии – организмов. Цепи питания.

4

Среды обитания организмов

Среда источник веществ и энергии. Четыре основные среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела живых организмов. Условия жизни в данных средах. Приспособления организмов к среде обитания.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Условия среды – экологические факторы. Три основные группы абиотические, биотические, и антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы.

6

КР по теме: «Биология –наука о живой  природе»

Промежуточное тематическое тестирование. Набор заданий разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам по биологии.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)

7

Устройство увеличительных приборов. ЛР «знакомство с увеличительными приборами»

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Устройство ручной лупы и светового микроскопа, их увеличение. Порядок работы с микроскопом.

8

Строение клетки. ЛР «Приготовление и рассмотрение кожицы чешуи лука под микроскопом»

Развитие знаний о клетке. Роберт ГУК. 1665 гож. Клетка. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки: хлоропласты, лейкопласты. Зеленый  пигмент хлорофилл. Проведение простых биологических исследований. Изучение клеток на готовых и самостоятельно приготовленных микропрепаратах, описание клеток. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

9

Химический состав клетки. ЛР «Химический состав клеток растений»

Химический состав клетки. Взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основе химического состава. Элементный состав. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, их содержание и значение. Органические вещества: углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты. Роль органических и неорганических веществ в клетке и организме человека.

10

Жизнедеятельность клетки ее деление и рост

Признаки живых организмов – жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Перемещение в клетках питательных веществ и воздуха. Взаимодействие соседних клеток . Межклетники. Межклеточное вещество. Рост клетки. Деление клетки-основа размножения, роста и развития организмов. Хромосомы. Число хромосом. Деление клетки в 1858 году открыл Р. Вихров.

11

Ткани. ЛР «Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных тканей»

Ткани. Их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Определение «ткань». Виды растительных тканей, их местонахождение и функции. Изучение растительных тканей на готовых микропрепаратах. Их сравнение и описание.

12

КР по теме «Клеточное строение организмов»

Все живые организмы (за исключением вирусов) имеют клеточное строение. Жизнедеятельность и химический состав клеток. Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Ткань. Виды тканей и их функции. Промежуточное тестирование по главе «Клеточное строение организмов».

13

Строение и жизнедеятельность бактерий

Царство Бактерий. Одноклеточные организмы. Доядерные организмы. Сравнение бактериальной и растительной клеток. Форма бактерий, строение, распространение, питание, размножение. Образование спор. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы и паразиты.

14

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе и жизни человека. Положительное и отрицательное значение бактерий. Бактерии разложения и гниения, их значение. Почвенные бактерии, их значение. Клубеньковые бактерии, их значение. Симбиоз. Молочнокислые бактерии и их значение. Болезнетворные бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Пути заражения человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

ГЛАВА 3. ЦАРСТВО ГРИБОВ (6 часов)

15

Общая характеристика грибов

Царство Грибы. Среда обитания грибов. Строение, питание, размножение грибов. Особенности грибов в отличаи от растений и животных.

16

Шляпочные грибы

Шляпочные грибы. Строение шляпочных грибов. Симбиоз грибов и растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Распознавание съедобных и ядовитых грибов своей местности. Выращивание грибов в искусственных условиях. Трубчатые и пластинчатые грибы. Определение принадлежности грибов к определенной группе с использованием справочников и определений.

17

ЛР «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

18

Плесневые грибы и дрожжи

Грибы-плесени. Мукор. Пеницилл. Сравнение грибницы мукора и пеницилла. Значение мукора и пеницилла. Использование пеницилла в медицине. Пеницилл-антибиотик, убивающий некоторые болезнетворные бактерии. Дрожжи, строение, размножение, значение.

19

Грибы - паразиты

Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

20

КР по теме «Царство Бактерий. Царство «Грибы»

Царство Бактерий. Царство Грибы. Нахождение, питание, размножение, строение, многообразие бактерий и грибов.

ГЛАВА 4 ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ (13 часов)

21

Многообразие, распространение, значение растений

Ботаника. Низшие и высшие растения. Слоевище или таллом. Органы высших растений. Дикорастущие и культурные растения. Среда обитания растений. Роль растений в природе и в жизни человека. Красная книга.

22

Водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли

Водоросли – низшие растения. Одноклеточные зеленые водоросли: хламидомонада и хлорелла. «Цветение» воды. Строение клетки. Хроматофор. Многоклеточные зеленые водоросли: улотрикс, спирогира, ульва, нителла. Ризоиды. Бурые водоросли. Красные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека.

23

Многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека

24

Лишайники

Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. Распространение лишайников. Лишайники – пионеры растительности. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Многообразие лишайников. Строение лишайников. Питание лишайников. Размножение и значение лишайников.

25

Мхи

Высшие споровые растения. Печеночные мхи. Мхи – листостебельные растения. Мох кукушкин лен, сфагнум. Строение листа: мертвые водоносные клетки, живые хлорофиллоносные клетки. Поглощение мхами воды. Мужские растения: сперматозоиды. Женские растения: яйцеклетки.

26

ЛР «Изучение особенностей строения мха . Поглощение мхом воды»

27

Плауны, хвощи, папоротники

Высшие споровые растения. Плауны, хвощи, папоротники. Весенние и летние побеги хвоща. Гаметофит. Спорофит. Роль папоротникообразных в природе и жизни человека. Проведение простых биологических исследований. Наблюдение сравнение. Составление таблицы.

28

ЛР «Строение спороносящего хвоща и папоротника»

29

Голосеменные растения

Высшие семенные растения. Отел Голосеменные. Семейство хвойные, представители хвойных. Характеристика сосны, ели, лиственницы и можжевельника. Мужские и женские шишки. Фитонциды. Изучение особенностей хвои и шишек.

30

ЛР «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных»

31

Покрытосеменные или Цветковые

Покрытосеменные растения. Орган семенного растения – цветок. Наличие плода. Органы цветковых растений. Распознавание покрытосеменных растений, наиболее распространенных в своей местности. Определение принадлежности растений к отделу Покрытосеменные.

32

Многообразие покрытосеменных

Составление сравнительной таблицы по отделам растений. Жизненные формы растений. Многообразие покрытосеменных по продолжительности жизни. Дикорастущие и культурные растения. Многообразие культурных растений. Отношение растений к свету, теплу, влажности. Среда обитания покрытосеменных растений. Роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Палеонтология. Палеоботаника. Усложнение растений в процессе эволюции. Биологическое разнообразие растений в природе и жизни человека.

34

Итоговая контрольная работа

Биология-наука о живой природе. Клеточное строение организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Отделы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

\

Контрольно-измерительные материалы

Источник: Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2015. – 92 с.

Проверочная работа № 1 «Введение». Вариант 1 – стр. 7; Вариант 2 – стр. 14.

Проверочная работа № 2 «Клеточное строение организмов». Вариант 1 – стр. 20; Вариант 2 – стр. 24.

Проверочная работа № 3 «Царства Бактерии и Грибы». Вариант 1 – стр. 29; Вариант 2 – стр. 33.

Проверочная работа № 4 «Царство Растения». Вариант 1 – стр. 37; Вариант 2 – стр. 41.

Проверочная работа № 5 «Обобщение по курсу» (итоговая). Вариант 1 – стр. 45; Вариант 2 – стр. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...