Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Рабочая программа учебного курса

«Биологии 6 класс» (Базовый уровень)

Составитель: Наговицына Наталья Вячеславовна учитель биологии 

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы В.В. Пасечника. Программа содержит темы всех разделов науки о биологии, имеет теоретический и практический материал.

Данная программа рассчитана на 34 ч., из расчета  1 учебный час в неделю из Федерального компонента.

Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2016.-207  с.

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_biologiya_6_klass.docx81.98 КБ

Предварительный просмотр:

E:\ннв\б6.jpeg

Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)  (приказ Минобразования России №1897  от 17.12.2010 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юндинская СОШ», реализующая ФГОС ООО на 2019-2020 учебный год.
  4. Программа разработана на основе авторской программы по биологии В.В. Пасечника 5-11 классы. (Сборник программ. Дрофа, 2012 г), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа реализована в учебнике В.В. Пасечника: Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2016.-207  с.

 Цели и задачи, решаемые при изучении биологии в 6 классе:

- формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

- систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы;

- знакомство с основными понятиями, терминами и закономерностями науки биологии;

- освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности покрытосеменных растений;

Овладение шестиклассниками умениями применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Рабочая программа опирается на УМК:

  1. Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. – М.: Дрофа, 2016.
  2. Рабочая тетрадь: Пасечник В.В. Рабочая тетрадь к учебнику  В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2016.
  3. Учебное пособие: Пасечник В.В. Диагностические работы к учебнику Пасечника В.В. Биология.  Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа, 2016. Содержание и методический компонентов УМК под редакцией В.В. Пасечника полностью соответствует требованиям Стандарта, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы.

Место предмета в учебном плане

В соответствии  с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в  6 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-  осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

- осознание потребности к самообразованию;

Знание основных принципов правил отношения к живой природе, основ здоровьесберегающих технологий;

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- формирование экологического мышления:  умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды, эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

- - умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию;

- умения структурировать учебный материал, давать определения понятий;

- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты, объяснять полученные результаты;

- умения сравнивать и классифицировать;

- умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- умения создавать схемы и таблицы с выделением существенных характеристик объектов;

- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск.

Личностные УУД:

- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

- умение применять полученные знания в практической деятельности;

- умение эстетически воспринимать объектов природы;

- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Регулятивные УУД

- умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать-определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

- умения осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;

- умение оценивать результаты работы – выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

. в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки и оценивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

- перечислять свойства живого;

- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- описывать процессы жизнедеятельности;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов;

- объяснить роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- составлять элементарные пищевые цепи;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты усложнения и упрощения строения живых организмов в природе и жизни человека;

- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; - описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

- формировать правила ТБ в  кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять  их результаты;

- пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления микропрепаратов;

2. в ценностно-ориентированной сфере:

- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ ЗОЖ;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

3. в сфере трудовой деятельности:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с приборами и инструментами;

4. В сфере физической деятельности;

- демонстрировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

5. в эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание тем учебного предмета «Биология»

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 ч.)

Вегетативные (корень и побег), генеративные (цветок и плод с семенами) органы. Корень. Виды корней. Корневая система. Стержневая и мочковатая корневая системы. Значение корней. Видоизменения корней. Побег. Почки. Строение, виды, расположение почек на стебле. Стебель. Значение стебля. Виды стеблей. Внутреннее строение стебля. Видоизменения побегов. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Функции листа. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Строение цветка. Разнообразие цветков. Формула цветка. Растения однодомные и двудомные. Соцветия: простые и сложные. Плоды. Классификация плодов. Строение плодов, распространение плодов и семян. Строение семян. Значение семян для растений. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений. Признаки (корневая система, жилкование листьев, строение цветков) однодольных и двудольных растений. Роль цветковых растений, его органов в природе и жизни человека. Органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания. Распознавание органов цветкового растения. Проведение простых биологических исследований. Определение стержневой и мочковатой корневых систем, их особенностей на живых и гербарных растениях. Определение расположения почек и листьев на стебле, простых и сложных листьев, их жилкования на растениях из гербария. Изучение внутреннего строения ветки дерева. Определение возраста дерева, сторон света по годичным кольцам спила. Изучение строения клубня и луковицы и доказательство, что клубень и луковица являются видоизмененными подземными побегами. Изучение строения цветка и составления его формулы. Определение плодов и распределение их по признакам классификации.

Глава 2. Жизнь растений  (7 ч.)

Основные процессы жизнедеятельности растений – обмен веществ, рост, развитие и размножение. Фотосинтез. Условия протекания и результат фотосинтеза. Растения  - «зеленые легкие» планеты. Дыхание растений. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза, их взаимосвязь. Испарение воды растениями. Приспособления растений к уменьшению испарения. Значение испарения в жизни растений. Листопад. Способы размножения растений. Способы вегетативного размножения растений, распространение в природе и используемые в сельском хозяйстве. Размножение комнатных растений. Половое размножение покрытосеменных растений. опыление, типы опыления. Признаки ветроопыляемых растений. Проведение простых биологических экспериментов. Выращивание культурных растений. Создание условий, необходимые для прорастания семян, роста и  развития растений. Определение всхожести семян.

Получение практических навыков по вегетативному размножению комнатных растений.

Глава 3. Классификация культурных растений (6 ч.)

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Признаки растений класса Двудольных и Однодольных. Семейства покрытосеменных  растений. Признаки растений, относящихся к разным семействам, наиболее распространенных  в нашей местности. Строение растений разных семейств. Культурные растения, их многообразие, использование человеко. Агротехнические мероприятия для получения высоких урожаев. Проведение простых биологических исследований. Распознавание растений разных семейств, наиболее распространенных в нашей местности, определение принадлежности растений к определенному классу и семейству с использованием определительных карточек.

Глава 4. Природные сообщества (2 ч.)

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Растительные сообщества, их типы. Ярусность. Взаимосвязи в растительном сообществе. Смена растительных сообществ. Влияние человека на природные сообщества, их охрана.  

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (19 часов)

1.

Строение семян

Семя- начало жизни цветкового растения. Отличие и сходство семян разных растений. Строение семени: семена и кожура, зародыш, семядоля, эндосперм. Строение семени однодольных и двудольных растений.

2.

Виды корней. ЛР «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Функции корня. Виды корней: главный, боковой, придаточный. Стержневая и мочковатая корневые системы. Окучивание растений. Пикировка. Проведение простых биологических исследований.

3.

Зоны коня. Видоизменения корней

Корневой чехлик. Корневые волоски. Зоны корня: деления, и растяжения, всасывания и проведения. Условия произрастания, глубина проникновения в почву корней растения. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные и дыхательные корни.

4.

Побег и почки

.побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативные и генеративные почки. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение. Строение почек. Рост и развитие побега.

5.

ЛР «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Проведение простых биологических исследований. Анализ, сравнение строения и расположения почек. Составление таблицы.

6.

Внутреннее строение листа

Листовая пластинка, черешок. Черешковые и  сидячие листья. Простые и сложные литья. Простые и сложные листья. Сетчатое., параллельное и дуговое жилкование. Мастерская «Лист». Групповая работа. Проект «Удивительное дерево».

7.

ЛР «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Проведение простых биологических исследований. Выделять главное. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком. Классифицировать информацию по заданным признакам. Строить логическое рассуждение и делать выводы.

8.

Клеточное строение листа

Кожица листа. Устьица. Хлоропласты. Ткани. Мякоть листа. Проводящий пучок. Сосуды. Ситовидные трубочки. Волокна их строение и функции.

9.

Видоизменения листьев

Взаимосвязь строения листьев и условий внешней среды. Световые  и теневые листья. Листья влажных и засушливых мест обитания. Видоизменения листа и их значение.

10.

Строение и разнообразие стеблей

Травянистый и деревянистый стебли. Прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебли. Чечевички. Пробка. Кора. Луб. Ситовидные трубочки.  Лубяные волокна. Камбий. Древесина. Сердцевина. Сердцевинные лучи. Рост стебля в толщину. Определение возраста деревьев.

11.

ЛР «Внутреннее строение ветки деревьев»

Проведение простых биологических исследований. Анализ, сравнение внутреннего строения ветки дерева. Определение возраста дерева и сторон света по годичным кольцам спила.

12.

Видоизменения побегов. ЛР «Строение клубня и луковицы»

Видоизмененный побег. Корневище. Клубень. Луковица. Их внешний вид. Примеры растений, имеющие видоизмененные побеги. Проведение простых биологических исследований. Доказательства, что клубень картофеля и луковица лука являются видоизмененными подземными побегами.

13.

Цветок

Пестик. Тычинка. Лепестки. Венчик. Чашелистики. Чашечка. Цветоножка. Цветоложе. Простой и двойной околоцветник. Тычиночная нить. Пыльник. Рыльце. Столбик. Завязь. Семязачаток. Однодомные и двудомные растения. Обоеполые и раздельнополые цветы.

14.

ЛР «Строение цветка»

Проведение простых биологических исследований. Изучение строения цветка на живых и гербарных экземплярах. Нахождение сходства и различий в строении цветка. Составление схемы, формулы цветка.

15.

Соцветия. ЛР «Разнообразие соцветий»

Соцветие. Простые и сложные соцветия. Кисть. Сложная кисть. Простой колос. Сложный колос. Початок. Простой зонтик. Сложный зонтик. Корзина. Головка. Изучение и определение вида соцветий. На гербарных  

16.

Плоды. Строение и классификация плодов.

Околоплодник. Простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные плоды. Ягода. Костянка. Орех. Зерновка. Семянка. Боб. Стручок. Коробочка. Соплодие.

17.

ЛР «Классификация плодов»

Нахождение существенных признаков и отличий плодов различных растений. Сравнение плодов по количеству семян и характером околоплодника. Построение логических построений и на их основе составление таблицы и схемы.

18.

Распространение плодов и семян

 Распространение с помощью ветра, животных и человека, водой и саморазбрасыванием. Особенности строения и приспособленность семян и плодов к распространению различными способами.

19.

КР по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Задания на установление соответствия или последовательности; задания с выбором одного варианта из четырех; задания с выбором трех вариантов и шести; задания, требующие краткого ответа в виде числа или одного слова; задания, предполагающие развернутый ответ или решение задачи.

ГЛАВА 2. Жизнь растений (7 часов)

20.

Фотосинтез

Минеральное питание растений. Корневое давление. Хлоропласты. Хлорофилл. Фотосинтез. Особенности процесса и его результат. Растения и свет.

21.

Дыхание растений. Испарение воды растениями

Особенности процесса дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Их отличие. Заполните таблицы «Сравнение дыхания и фотосинтеза». Испарение воды растениями. Его значение в жизни растений. Листопад.

22.

Прорастание семян

Условия, необходимые для прорастания семян. Глубина заделки семян. Необходимая температура для прорастания семян. Рост и питание проростка. Работа с пословицами. Проведение исследований, постановка опыта.

23.

Способы размножения растений

Объяснительное свойство живого организма – размножение. Половое, бесполое, вегетативное размножение. Размножение споровых растений: водоросли, мхи, папоротники. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

24.

Половое размножение покрытосеменных растений

Опыление цветка: самоопыление, перекрестное (насекомыми, ветром) искусственное. Пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, зародышевой мешок, яйцеклетка, спермий (гамета), зигота, центральная клетка. Двойное оплодотворение.

25.

ПР «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»

Размножение комнатных растений черенками, делениями куста, луковицами и др. способами. Проведение наблюдений за ростом и развитием черенков. Заполнение таблицы. Анализ полученных результатов.

26.

КР по теме «Жизнь растений»

Задания на установление соответствия или последовательности; задания с выбором одного варианта из четырех; задания с выбором трех вариантов из шести; задания, требующие краткого ответа в виде числа или одного слова; задания, предполагающие развернутый ответ или решение задачи.

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (6 часов)

27.

Основы систематики растений

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность . царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Классы покрытосеменных: Двудольные и Однодольные. Семейство. Род. Вид.

28.

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Признаки растений класса Двудольных. Семейства покрытосеменных растений из класса Двудольных. Семейство Крестоцветные (Капустные), его характерные признаки: форма цветка, тип таблицы. Семейство Розоцветные и его характеристика.

29.

Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные

Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые), Сложноцветные (Астровые), их характеристика. Типы цветков у сложноцветных растений: язычковые, трубчатые, воронковидные. Продолжение составления таблицы.

30.

Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

Признаки растений семейства Однодольных. Семейства Лилейных и Злаки. Их характеристика. Стебель соломина, цветковые  и колосковые чешуи. Вставочный  рост.

31.

Культурные растения

Культурные растения: овощные, зерновые, плодово-ягодные, технические, бобовые, кормовые, декоративные. Характеристика наиболее распространенных  в нашей местности растений. Их значение и использование человеком.

32.

ЛР «Определение растений». КР по теме «Классификация растений»

Проведение простых биологических исследований. Определение растений разных семейств с использованием определителей. Задания на определения соответствия или последовательности; задания с выбором одного варианта из четырех; задания с выбором трех вариантов и шести; задания, требующие краткого ответа в виде  числа или одного слова; задания, предполагающие развернутый ответ или решение задачи.

ГЛАВА 4. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 часа)

33.

Растительные сообщества

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи. Причины устойчивости и смены экосистем. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

34.

Влияние человека на растительный мир. Охрана растений.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной  среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Проведение биологических исследований: изменений в экосистемах своей местности.

Контрольно-измерительные материалы

Источник: Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2017. – 78 с.

  1. Проверочная работа № 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений». Вариант 1 – стр. 6; Вариант 2 – стр. 12.
  2. Проверочная работа № 2 «Жизнь растений». Вариант 1 – стр. 18; Вариант 2 – стр. 23.
  3. Проверочная работа № 3 «Классификация растений. Природные сообщества».  Вариант 1 – стр. 28; Вариант 2 – стр. 33.
  4. Проверочная работа № 4 (итоговая) «Обобщение по курсу». Вариант 1 – стр. 38; Вариант 2 – стр. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...