Свойства, состав, строение и соединение костей.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Тема: Свойства, состав, строение и соединение костей

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умения определять типы костей;
  • продолжить формировать умение работать с текстом учебника.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию причинно следственных связей между явлениями

Задачи развития:

  • развивать у школьников умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_stroenie_i_soedinenie_kostey.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства, состав, строение и соединение костей

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать умения определять типы костей;
  • продолжить формировать умение работать с текстом учебника.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию причинно следственных связей между явлениями

Задачи развития:

  • развивать у школьников умения сравнивать, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.

Тип и вид урока:  поэлементный.

Методы, приёмы, средства

Ход урока

Письменный индивидуальный опрос

I. Проверка ЗУН

Вариант 1.

1. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

  1. опорная;
  2. двигательная;
  3. защитная.

 3. Скелет кисти подразделяется на отделы:
                      а) плюсна,                              б) пясть,
                      в) предплюсна,                      г) запястье,
                     д) фаланги пальцев                е) голень.

4.  Скелет человека состоит из отделов:

                          1. скелета головы            3. скелета конечностей

                          2. скелета туловища       4. верны все ответы

5. Что защищает от повреждений спинной мозг?

                          1. черепная коробка              3. грудная клетка

                          2. позвоночник                      4. лопатки

6. Грудной отдел позвоночника состоит из:

                          1. 8 позвонков                         3. 5 позвонков

                          2. 12 позвонков                       4. 7 позвонков

7. Скелет свободной верхней конечности образуют:

1. плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

2. лопатка и ключица;

3. бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы;

4. ребра и грудин.

8. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

а) в шейном и грудном;

б) в поясничном и крестцовом;

 в) в копчиковом и грудном;

г) в шейном и крестцовом.      

9. Скелет стопы подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.

Вариант 2

1. Скелет стопы подразделяется на отделы:
а) плюсна,
б) пясть,
в) предплюсна,
г) запястье,
д) фаланги пальцев,
е) голень.

2. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

а) в шейном и грудном;

б) в поясничном и крестцовом;

 в) в копчиковом и грудном;

г) в шейном и крестцовом.      

3. Исключите лишнее:

а) лучевая кость;

б) большая берцовая кость;

в) малая берцовая кость;

 г) бедренная кость

4. В поясничном отделе позвоночника находиться

А) 5 позвонков;    

Б) 12 позвонков;

В) 7 позвонков;  

Г) 5 сросшихся позвонков.

5. Какую работу в организме выполняет скелет?

а) является опорой тела, защищает внутренние органы;

б) передаёт сигналы к органам от головного мозга;

в) приводит в движение тело.

6. Позвонки состоят из    ____________ , __________, ____________.

7. К мозговому отделу черепа не относится кость

А. теменная

Б. лобная

В. верхнечелюстная

Г. затылочная

8.  Позвоночник человека образован:

а) 30—31 позвонком; б) 33—34 позвонками;

в) 36—37 позвонками; г) 39—40 позвонками.

9.  В состав грудной клетки не входят:

а) ключицы; б) ребра; в) грудина.

Вводная беседа

Описательный рассказ с элементами беседы.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

     Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили значение опорно -двигательного аппарата,  рассмотрели особенности строения скелета.

Сегодня мы с вами приступим к изучению свойств, состава и строения костей, которые входят в наш скелет.

Тема: Свойства, состав, строение и соединение костей

Цель: изучить химический состав, строение, свойства и рост костей, типы их соединения.

   А) И начнём мы наш урок с изучения свойств костей.  Ребята, а как вы думаете, какими свойствами могут обладать наши кости в связи с выполняемыми функциями?

  Важнейшими свойствами наших костей являются: твёрдость, прочность, эластичность.

  Твёрдость костей приближают к твёрдости стали. Не случайно наши предки использовали костный материал, полученный от животных для изготовления орудий труда, наконечников стрел и гарпунов.

   Прочность позволяет кости выдерживать огромные нагрузки.

   Не менее важно и такое свойство костей как эластичность. Именно это свойство помогает защищать организм от повреждений, вызванных повышенной нагрузкой на опорно-двигательную систему.

Б) А теперь рассмотрим химический состав костей. Кто же мне скажет, что нам с вами надо кушать, чтобы кости наши были крепкими? (кальций, фосфор, магний)

Если в организме не будет хватать этих элементов, то кости у нас будут хрупкие и смогут сломаться.

Ребята, живая кость человека состоит из воды, органических соединений и минеральных, неорганических веществ, таких как фосфор, кальций, магний. Так, например, если растворить минеральную часть кости с помощью кислоты, то кость станет мягкой и эластичной. А если кость лишить органических веществ, путём прокаливания на огне,  то она станет хрупкой. Сочетание неорганического и органического компонентов делают кости упругими и прочными.

Работа с учебником.

III. Закрепление материала.

Ребята, сейчас пользуясь учебником составьте схему «Химический состав костей». Только давайте договоримся, что работу вы будете выполнять тихо, не мешаю соседу по парте.

III.  Объяснение нового материала. 

В) А какое же строение имеет кость?! Каждая кость состоит из эпифиза (головка) и диафиза (средняя часть кости), или тела.

 На поверхности кости имеются разнообразные выступы, шероховатости, гребни – это места прикрепления мышц.  На ряду с этим, в костях имеются отверстия, которые необходимы для выхода кровеносных сосудов и нервов. Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани, её по другому называют надкостница. Надкостница обеспечивает нарастание кости в толщину и способствует восстановлению после переломов; из неё в кость проникают разнообразные кровеносные сосуды.

 У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество.

Губчатое вещество состоит из множества пересекающихся тонких пластинок и многочисленных ячеек; в нём содержится красный костный мозг, который выполняет функцию кроветворения. В полостях длинных костей этот мозг заменяется жировой тканью – жёлтым костным мозгом.

 Г. А какие же бывают типы костей?! В основу классификации костей положены следующие принципы: форма (строение) и функции. Различают трубчатые (длинные и короткие), губчатые ( длинные и короткие), плоские.

   Трубчатая кость полая и состоит из тела и двух головок. Они выполняют все три функции скелета. Кто мне назовёт эти функции? (- опора, защита и движение). К ним относятся в основном кости конечностей).

   Губчатые кости построены преимущественно из губчатого вещества покрытого тонким слоем компактного вещества. К ним относятся рёбра, позвонки, грудина, кости запястья и предплюсны. Они выполняют функцию опоры и защиты.

 Плоская кость построена из двух пластинок компактного костного вещества, между которыми расположено губчатое вещество кости. К плоским костям относятся: тазовая кость, лопатка, кости мозгового черепа. Они образуют стенки полостей, которые содержат внутренние органы.

Д. Рост костей. Наши кости могут нарастать в длину и толщину. Примерно к 25 годам жизни у нас формируется скелет, и кости прекращают свой рост. За счёт чего нарастают кости в толщину? (-надкостница). Рост в длину происходит за счет деления хрящевой ткани в зонах роста, находящихся вблизи концов трубчатых костей.

Е. А как же кости могут соединяться между собой?! Ребята, а как вы думаете, для чего кости соединяются? Соединения нужны для того чтобы кости во-первых могли двигаться относительно друг другу и во – вторых для того чтобы несколько костей могли соединиться в одно образование. Поэтому-то соединения костей и бывают различными: подвижными (прерывными), полуподвижными и неподвижными (непрерывными).

Подвижными соединениями являются суставы. Они имеются в костях конечностей. Место контакта костей прикрыто прочной оболочкой из соединительной ткани – суставной сумкой, которая образует герметичную суставную полость. В суставной полости находиться особая жидкость, которая необходима для уменьшения трения в суставе.

Неподвижные соединения, или шов характерны для соединения костей мозговой части черепа, кости таза и крестца. Оно достигается путём срастания. При этом небольшие выступы одной кости заходят в выемки другой кости. При этом получается шов, который прочнее окружающих его костей.

Промежуточной формой сочленения костей является полуподвижное соединения. Оно характеризуется наличием между костями эластичного хряща.  Так, например, между позвонками имеются, как я уже говорила межпозвоночные диски, а между рёбрами и грудиной упругие хрящи, которые обладают таким свойством как эластичность и тем сам  позволяют костям немного смещаться. Их называют полуподвижными, так как они позволяют костям немного сдвигаться.

Работа с учебником.

IV. Закрепление материала.

Ребята, пользуясь учебником заполните таблицу. Только давайте договоримся, что работу вы будете выполнять тихо, не мешая своим одноклассникам.

Тип кости

Состав

Функция

Примеры

Трубчатая

Тело и две головки

Передвижение в пространстве, поднятие тяжестей

Кости конечностей

Губчатая

Тонкий слой компактного вещества, под ним – губчатое вещество

Функция опоры и защиты

Ребра, позвонки, грудина, кости запястья  и предплюсны

Плоская

Два слоя компактного вещества и между ними губчатое вещество

Образование стенок полостей, содержащих внутренние органы

Тазовая кость, лопатка, кости мозгового черепа

VI. Создание проблемной ситуации.

Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнаст сильно изгибает свой позвоночник, делая „мостик“. Спина при этом принимает форму дуги. Почему же руки и ноги человека сгибаются не в любом месте, а только в трех: руки - в плече, локтях, кисти; ноги - в бедре, колене, стопе?

О т в е т. В бедре, колене, стопе, плече, локте, кисти находятся места соединения костей (суставы). Здесь кости соединены подвижно и могут перемещаться, а в промежутках (например, между коленом и стопой) находятся цельные, прочные и несгибаемые кости.

Фронтальный опрос.

VII. Общий контроль за качеством усвоения новой темы.

Ребята, сейчас для того, чтобы закрепить пройденный материал я устрою небольшой фронтальный опрос.  

1. Назовите химический состав кости. (органические вещества, неорганические, вода).

2. Какое строение имеет кость? (головка (эпифиз) и тело (диафиз)).

3. Какие существуют типы соединения костей? (полуподвижное, неподвижное, подвижное).

4. Какие бывают типы костей? (трубчатые, губчатые, плоские).

VIII. Подведение итогов.

Ребята, на дом я задаю вам параграф 35.