Конспект классного часа на конкурс «Учитель здоровья России-2020» "Урок здоровья"
классный час по биологии (9 класс)

Фатихова Фанзиля Мавлявиевна

Цель: способствовать формированию  культуры здорового питания.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Способствовать пониманию  важности правильного питания.
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний о правильном и здоровом питании.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой деятельности.
  • Развитие  самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт.
  • Формирование эстетических потребностей.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учебные задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов обучения;

  • Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
  • Формирование умения целеполагания: умение планировать пути достижения целей, выбрать наиболее эффективный способ.

Здоровьесберегающие компоненты занятия:

  • Соблюдение медико-гигиенических условий.
  • Создание благоприятного психологического климата на занятии.
  • Диалогическое  взаимодействие педагога и учеников
  • Создание условий для совместной деятельности учащихся.
  • Содержание занятия направлено на формирование ценностей здоровья и ЗОЖ

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомлинский (слайд 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа на конкурс «Учитель здоровья России-2020»

Классный час  в 9 классе на тему « Сам себе доктор?!»

Время: 15.10.2020

Цель: способствовать формированию  культуры здорового питания.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Способствовать пониманию  важности правильного питания.
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний о правильном и здоровом питании.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой деятельности.
  • Развитие  самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт.
  • Формирование эстетических потребностей.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учебные задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов обучения;

  • Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
  • Формирование умения целеполагания: умение планировать пути достижения целей, выбрать наиболее эффективный способ.

Здоровьесберегающие компоненты занятия:

  • Соблюдение медико-гигиенических условий.
  • Создание благоприятного психологического климата на занятии.
  • Диалогическое  взаимодействие педагога и учеников
  • Создание условий для совместной деятельности учащихся.
  • Содержание занятия направлено на формирование ценностей здоровья и ЗОЖ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомлинский (слайд 1)

Оборудование:

  • интернет-ресурсы
  • телевизор
  • ПК
  • Презентация
  • Калькулятор
  • Таблица для заполнения
  • Лента

                       Ход классного часа:

 Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня увлекательное путешествие в страну Здоровья!

Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. (слайд 3).

 Как вы думаете ,какие критерии позволяют оценить физическое здоровье без участия врача?

1-индекс массы тела;

 2- объем талии ;

3- наличие или отсутствие хронических болезней;

4 –артериальное давление

Ответы детей.

-Итак, какая картинка лишней оказалось?

-А почему вы так решили?

Итак ,ребята ,о чем мы будем говорить?

-О здоровье. Конкретнее?

О том, как научиться слушать и слышать себя.

 Как мы назовем тему:      Сам себе доктор! (слайд 4)

А вы знаете, как при помощи этих критериев можно о себе узнать очень много информации?!

Давайте попробуем разобраться!

Итак, первый показатель –это индекс тела. В большинстве случаев формулу ИМТ используют в медицинских целях для постановки диагноза.

 А мы с вами узнаем свой ИМТ по формуле. (слайд 5)

Своевременная терапия обеспечивает профилактику нежелательных проблем со здоровьем. Отсутствие лечения приводит к серьезным заболеваниям.

 В каждой парте таблица, которую по ходу мероприятия мы заполним и сделаем выводы.

Сравним свои значения и сделаем выводы.(слайд 6)

Как недостаток веса, так и избыток одинаково вредны для здоровья!

  2 показатель-это объем талии

Перед вами показатели. Как вы думаете какая норма ?

женщины

мужчины

  •  102       >92         >80-85  (слайд 7)

Как измерять объем талии

Объем талии следует измерять в наиболее узком месте фигуры, если смотреть спереди. У людей, чей вес находится в норме, талия, как правило, располагается на уровне пупка.

Расшифровка объема талии

Мужчины

Норма до  92 см. Объем талии 102 сантиметра и больше говорит о том, что количество жира в брюшной полости может нанести существенный вред здоровью.

Женщины

Норма  до  75-80. Отложения жира в брюшной полости говорят о риске для здоровья при объеме талии 89 сантиметров и более.

Итак, ребята, измерили и написали свои данные, сделали вывод.

 3 показатель - артериальное давление — это давление крови, которое постоянно поддерживается в кровеносной системе человека. Почему кровь постоянно давит на стенки сосудов? Ее толкает сердце – неустанный насос, сокращающийся 70 – 90 раз в минуту. Раньше считалось гипертония болезнью взрослых, а сегодня мы наблюдаем эту болезнь у молодых ребят.

Когда вы измеряете артериальное давление, то всегда получаете две цифры. Одна из них больше — говорят, что она обозначает «верхнее» артериальное давление. Вторая – «нижнее». Среди врачей они называются систолическим и диастолическим.

 Давайте,  подумаем

Оптимальное

нормальное

повышенное

- 120/80 мм рт.столба   -    130/85 мм рт.столба   -  130-139/80-85 мм рт.столба  

 (слайд 9)

Также можно произвести расчет индивидуального значения артериального давления при помощи следующих формул: (слайд 11)

 верхнее АД = 109 + (0,5 * количество полных лет) + (0,1 * вес в кг);

 нижнее АД = 74 + (0,1 * количество полных лет) + (0,15 * вес в кг).

 верхнее АД = 102 + (0,7 * количество полных лет) + 0,15 * вес в кг);

нижнее АД = 74 + (0,2 * количество полных лет) + (0,1 * вес в кг).

Симптомы гипертонии: головная боль, учащение сердцебиения, черные точки перед глазами (мушки), апатия, раздражительность, сонливость, нечеткое зрение.(слайд 11)

С целью профилактики рекомендуется нормализовать режим труда и отдыха. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов в сутки. Немаловажным является соблюдение правильного рациона. Он должен быть полноценным и включать в себя такие продукты, как рыба, мясо без жира, крупы, овощи и фрукты.

Сделаем выводы по первой части. Если все в порядке, то и напишите -Я здоров! Если есть проблемы - будем искать выход!

Продолжаем свое путешествие по стране здоровья. (слайд 13)

Рациональное питание.

 Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах.

  Представим, что мы оказались на строительной площадке.(слайд 14)

 Чтоб дом был крепким- нужен хороший фундамент. Фундамент - это наша наследственность, то, что мы получили от наших предков. Здесь нам надо задуматься о том, что мы передадим своим детям. Нельзя потреблять вредные вещества, которые могут вызвать мутационные изменения в организме.

 В стройке - что главное? Конечно, строительный материал. На стройке - это кирпичи, а в нашем организме это БЕЛКИ. Белки -  это полимер, мономером которого служат аминокислоты. Аминокислоты бывают заменимые и незаменимые. Если заменимые могут вырабатываться в нашем организме, то незаменимые должны поступать только с пищей. Некоторые из них в нашем организме живут только несколько часов.

Цементом служат жиры и углеводы. (слайд 15) Они- универсальные источники энергии.

Рабочими на нашей стройке служат витамины. Профессии у них могут быть разные, а могут пересекаться.(слайд 16)

Вспомните, пожалуйста, какие бывают витамины?

Водорастворимые

Жирорастворимые

В,С

А,Д,Е,К

Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти.

Вспомним некоторые болезни ,которые вызывает нехватка некоторых витаминов.

ВИТАМИН А – «куриная слепота»  отвечает за зрение и помогает в формировании скелета. Чтобы получать его, необходимо в свой рацион добавлять морковку, свёклу, тыкву, перец(красный), абрикос, кукурузу.

ВИТАМИН С – при нехватке этого витамина появляется болезнь «цинга». Этот витамин помогает бороться с вирусными заболеваниями. Особенно сейчас этот витамин актуален. Ведь уже наблюдения показали ,что ковид  отступает перед крепким иммунитетом.

 Продукты, в которых содержится витамин С: земляника, чёрная смородина, зелень, перец сладкий, шиповник, цитрусовые, яблоки, капуста, картофель.

ВИТАМИН Е – («витамин молодости», токоферол) – контролирует работу половых желёз и отвечает за выполнение функций мышечной системы.

Продукты: яичный желток, масло растительное, шиповник, шпинат, петрушка, укроп, щавель.

Коферментная  группа, куда входят витамины группы В и витамин Д, а также минералы:  медь, йод, цинк, железо, марганец-это универсальные ключи ко всем процессам, происходящим на стройке. Без них ничто не будет работать, они буквально крутят маховик обмена веществ.

 ВИТАМИН ГРУППЫ В:        

  • В1(тиамин)- в ответе за ЦНС и обменные процессы.
  •  Продукты: хлеб и мучные изделия, крупы, а именно: рис, греча, овсянка; мясо(особенно свинина и говядина); бобовые культуры; орехи; яичный желток; дрожжи;
  • В2 (рибофлавин, иначе «витамин роста») – берёт участие в образовании гемоглобина, помогает скорее затянуть раны.
  •  Продукты: злаковые культуры, молочные продукты, рыба, яйца, свежие овощи.

ВИТАМИН D – («витамин солнца», кальциферол)- контролирует усвоение кальция в организме человека.

Продукты: рыбий жир, красная рыба, икра, масло сливочное, печень, сметана, молоко.(слайд 16)

Антиоксидантная группа. Они являются защитниками  губительных воздействий окружающей среды, повреждения клеточных мембран свободными радикалами.Очень большое значение имеет цвет овощей и фруктов.(слайд 17)

Подходящие погодные условия создают регуляторы кислотно-щелочного баланса: натрий, магний, калий, хлор, фосфор, кальций.(слайд 18)

Мы зародились в воде и она нас сопровождает везде и всегда.Она в нашем организме выполняет самые разнообразные функции: переваривания, всасывания, транспорта пищевых веществ в ЖКТ и кровеносной системе; растворяет и выводит продукты обмена, шлаки, регулирует температуру тела, передает электрические сигналы.

(слайд 19)

 В год благоустройства населенных пунктов в РБ давайте мы тоже подумаем, какими полезными продуктами можем восполнить наш дом-организм.(слайд 20)

Перед вами продукты- внимательно посмотрите и скажите, какие можем мы назвать полезными, а какие вредными и почему?

Учащиеся берут продукт и читают о его значении.

Наша Родина в этом году отметила 75- летие Великой Победы. Единственный ветеран   Краснокамского района ,Гайсин Гасим Гасимович, наш односельчанин, встретил этот праздник, ему было 95 лет. Он всю жизнь занимался пчеловодством и в этом видел секрет своего долголетия.(слайд 21)

На самом деле продукты питания наших предков ,такие, как мед, корт, кумыс, шиповник, капуста приносят больше пользы, чем заморские продукты.(слайд 22)

Рефлексия:

Какой вывод сделаем из сегодняшнего мероприятия?

Понравилось ли вам мероприятие?

Итог занятия:

- Наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что вы теперь знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. “Быть здоровым, молодым и красивым – это талант! И он есть у каждого, кто понял, что сохранение здоровья – дело рук самого человека”.

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие». (С. Я. Маршак)

Будьте самыми лучшими докторами для себя!

Слушайте, слышьте, познавайте себя! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

Литература:

  • Арустамов Э.А., Воронин В.А., Зенченко А.Д., Смирнов С.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2005
  • Алексеев С.В., Э.В. Гущина, С.А. Шаров Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии. С-Пб 2008
  • Гаппаров М.М. Да будет пища твоя…// Экология и жизнь.- 2007.- №7.- С.64
  • Учительская газета №38,№42 2007 г.
  • Классный руководитель №4 М 2008

Классные часы . 5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы. С.А.Брагина, Л.В. Авдощенко Волгоград : Учитель,2009

Источник: https://bolitsosud.ru/davlenie/zdorove-chto-takoe-arterialnoe-davlenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа Тема: "Здоровому все здорово" 6 класс

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у н...

Классные часы на конкурс "Учитель года"

В основе содержания классных часов содержится материал, который использовали многие мои коллеги в своей работе. Коллегами я считаю всех учителей, делящихся своим опытом через интернет. Материал я корр...

Классные часы на конкурс "Учитель года"

В основе содержания классных часов содержится материал, который использовали многие мои коллеги в своей работе. Коллегами я считаю всех учителей, делящихся своим опытом через интернет. Материал я корр...

Конспект классного часа на тему «За здоровый образ жизни!».

Цель классного часа: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1.     Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2.     Закрепить и систематизир...

Конспект классного часа в 5 классе «Здоровый образ жизни»

Конспект классного часав 5 классе«Здоровый образ жизни»...

План-конспект классного часа "Путешествие в страну "Здоровье"

ЗОЖ - здоровый образ жизни - это один из основных элементов жизни. Как надо заботиться о своём здоровье ребята узнают во время путешествия по стране "Здоровье"....

Презентация на тему: "Здоровье путь к успеху" для классного часа к конкурсу "Учитель года-2014"

Презентация на тему: "Здоровье путь к успеху" для классного часа к конкурсу "Учитель года-2014"...