Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности
статья по биологии

Классическая экология имеет ряд ключевых понятий, среди которых: взаимодействие организма со средой его обитания; функционирование экосистемы сообщества живых организмов, которые проживают на одной территории (соответственно, имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба эти понятия в качестве конкретных примеров из ближайшего окружения ребёнка младшего школьного возраста, могут быть представлены ему и выступать основой развивающего взгляда на природу и формирования отношения к ней. Важным аспектом экологии, как науки, выступает так же взаимодействие людей с природой.  Необходимо постоянно подкреплять конкретными примерами сообщаемые учащимся сведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности

Классическая экология имеет ряд ключевых понятий, среди которых: взаимодействие организма со средой его обитания; функционирование экосистемы сообщества живых организмов, которые проживают на одной территории (соответственно, имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба эти понятия в качестве конкретных примеров из ближайшего окружения ребёнка младшего школьного возраста, могут быть представлены ему и выступать основой развивающего взгляда на природу и формирования отношения к ней. Важным аспектом экологии, как науки, выступает так же взаимодействие людей с природой.  Необходимо постоянно подкреплять конкретными примерами сообщаемые учащимся сведения.

Для детей младшего школьного возраста, в качестве примеров, можно использовать факты использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей.

Таким образом, можем говорить о том, что в качестве основы экологического образования выступают адаптированные согласно возрасту ведущие идеи экологии.

В примерной рабочей программе по окружающему миру указано, что основой экологического образования выступают организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического образования младших школьников заключается в формировании начал экологической культуры, то есть привитие базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присвоить в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, обеспечивающий его жизнь и развитие.

Формирование начал экологической культуры предполагает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Экологическая культура понимается как отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это и осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первые элементарные элементы экологической культуры формируются благодаря непосредственному взаимодействию детей под руководством педагогов с предметами и объектами природного мира, окружающего их. К ним относятся растения и животные (как сообщество живых организмов), среда их обитания, предметы, изготовленные людьми из материалов природного происхождения .

Задачами экологического образования детей младшего школьного возраста выступают создание и реализация воспитательно-образовательной модели, с помощью которых создаются условия для проявления начал экологической культуры у учеников начальной школы. Так, задачи экологического образования младших школьников следующие:

  • создание атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
  • обеспечение экологическими знаниями каждого субъекта образовательного процесса;
  • стимулирование проявления творческой деятельности на основе экологических знаний, стремления защитить природу;
  • выявление уровня экологической культуры посредством анализа реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах личности учащегося при её взаимодействии с природой, предметами, людьми.

Наряду с реализацией выше отмеченных задач, важным является не только передача экологических знаний от учителя, родителя к ученику, но и их переход в бережное отношение к природе. Знания представляют собой обязательный компонент процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - его конечный продукт. Истинно экологические знания способствуют формированию осознанного характера отношений и дают начало экологическому сознанию. 

Отношение, которое построено вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может считаться стержнем экологического образования, не может выступать началом развивающегося экологического сознания, так как им игнорируются объективно существующие процессы, опора на субъективный фактор.

В содержание экологических знаний, которые согласуются с содержанием области «Экология», детей дошкольного возраста и младших школьников, входит изучение:

  • связей растительных и животных организмов со средой обитания;
  • связи со средой в процессе роста и развития;
  • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • человека как живого существа, среды его обитания, которая обеспечивает здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
  • охрана природных богатств .

Список использованных источников информации 

Горохов, Н. А. Экологическое образование в начальной школе/ Н.А. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 200 с.

Жовтун, Я. О. Интегрированный курс «Окружающий мир»: конспекты лекций / Я.О. Жовтун, С.В. Ассаулова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2016.- 236 с.

Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания окружающего мира в начальной школе: учеб. пособ./Н.М. Конышева. - М.: Ассоциация, 2017. – 200 с.

Микляева, Ю. В. Работа учителя по исследовательской деятельности в начальных классах / Ю. В. Микляева. — М.: Айри-пресс, 2016. – 246 с.

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 6-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 125 с.

Тритенко, Р. А. Сущность экологического воспитания в начальной школе / Р.А. Тритенко. – М.: Образование, 2014. – 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...