Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.  — М. : Дрофа, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_10-11_fgos_baza.doc407 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

К основной образовательной программе СОО (10-11 кл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района

Белгородской области им. Г.Т. Ильченко»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 10-11 классов

(базовый уровень)

Программу разработала:

Учитель высшей квалификационной категории

Гончар-Быш Лариса Николаевна

2020-2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                             Стр.

Титульный лист------------------------------------------------------------- 1

 Пояснительная записка----------------------------------------------      3

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета-------- 4

2. Содержание учебного предмета-----------------------------            6

3. Тематическое планирование----------------------------------------- 8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 10-11 (базовый уровень)классов разработана на основе:

Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС начального, основного общего, среднего общего образования МБОУ «Великомихайловская СОШ средняя общеобразовательная школа Новооскольского района, Белгородской области им. Г.Т. Ильченко» протокол педсовета № 12 от 11.06.2020 г., введенного в действие приказом директора МБОУ «Великомихайловская СОШ им. Г.Т. Ильченко» № 26 от 15.06.2020 г;

         Программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.  — М. : Дрофа, 2017

Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2020-2021 учебный год,

Календарного учебного графика МБОУ ««Великомихайловская СОШ» на 2020-2021 учебный год,

Статьи № 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и соци­ альных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

овладение учебно­познавательными и ценностно­смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нрав­ственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Часы из резервного времени отведены на проведение входного, промежуточного и итогового контроля. В рабочей программе запланировано 8 лабораторных работ.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: учебники

Биология. Общая биология 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. М.: «Дрофа», 2019.

Биология. Общая биология 11 класс учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. М.: «Дрофа», 2019.

Формы организации учебного процесса: Основная форма обучения - урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок изучения нового материала, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.

На уроке изучения нового материала используются такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок.

Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава.

Для текущего и промежуточного контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены: устный опрос, проведение контрольных, практических и лабораторных работ, тестирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник на базовом уровне научится:

раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе срав­ нения;

обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

объяснять причины наследственных заболеваний;

выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов;

объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник  на базовом уровне получит возможность научиться: давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя  биологическую  терминологию и символику;

устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов   и целых природных сообществ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии1. Роль био­ логии в формировании современной научной картины мира, практи­ ческое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические ве- щества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно­научной картины мира. Клетки прока­ риот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, пере­ дача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмо .генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.

Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Перечень  лабораторных работ

  1. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
  2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
  3. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
  4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
  5. Составление элементарных схем скрещивания.
  6. Решение генетических задач.
  7. Сравнение видов по морфологическому критерию.
  8. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 - 11 КЛАСС

Тема

Количество часов

10 класс

Введение: роль биологии в формировании современной картины мира, практическое значение биологических знаний

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3

1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

1

1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии. Методы биологии

2

Раздел 2. Клетка

10

2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1

2.2. Химический состав клетки

4

2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

3

2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1

2.5. Вирусы

1

Раздел 3. Организм

20

3.1. Организм — единое целое. Жизнедеятельность и регуляция функций организма

1

3.2. Обмен веществ и превращение энергии

2

3.3. Размножение

4

3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

2

3.5. Наследственность и изменчивость

7

3.6. Доместикация. Основы селекции. Биотехнология

3

Заключение

1

Итого:

34

11 класс

Раздел 1. Вид

21

1.1. История эволюционных идей

5

1.2. Современное эволюционное учение

8

1.3. Происхождение и развитие жизни на Земле

4

1.4. Происхождение человека

4

Раздел 2. Экосистемы

13

2.1. Экологические факторы

3

2.2. Структура экосистем

4

2.3. Биосфера — глобальная экосистема (2/4 ч)

2

2.4. Биосфера и человек

3

Заключение

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)

Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного  общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)

Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (базовый уровень)

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволю...

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, при...