Царства "РАСТЕНИЯ"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Николаева Александра Николаевна

Методическая разработка урока - конкурса.
Квест. 
Курс Ботаники начинается с наиболее сложных и важных для дальнейшего обучения тем. 

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: царство Растений, ботаника, орган, семенные растения, споровые растения; различать царства живой природы; характеризовать различных представителей царства Растения; определять предмет науки ботаники; описывать историю развития науки о растениях; характеризовать внешнее строение растений; осваивать приемы работы с определителем растений; объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход урока86.87 КБ
Файл Квест2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Тема царство «Растения»

Цель: 

Образовательная: сформировать представление о многообразии растений,  их отличительных особенностях, о делении царства растений на отделы (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Воспитательная: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие:  развивать  произвольное внимание,  познавательные интересы, умение делать выводы, работать с текстом, извлекать необходимую информацию

Планируемые результаты обучения:

предметные:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений;

-определять место представителей царства  Растения среди  эукариот;

-называть отделы растений, их отличительные признаки, значение.

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности (формулировать тему)

Коммуникативные УУД:  формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  

Тип урока: урок исследование, комбинированный

Оборудование : Пазлы растительных клеток (формат А3), видеофрагмент «Распускание цветов», мультимедиа, презентация к уроку, смайлы, пальчики  для рефлексии, карточки с заданиями для каждой команды, музыка природы.

Ход урока:

  1. Орг. Момент  - готовность учащихся к уроку, приветствие (2 мин)
  2.  Актуализация знаний – Вставить пропущенные слова «Бактерии» (5 минут)
  3. Этап целеполагания (5 минут)
  4. Открытие нового знания (20 мин)
  5. Закрепление знаний - Квест (5 минут)
  6. Подведение итогов (5 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)
  8. Запись домашнего задания (1 мин)

Действия учителя

Действия учащихся/ ответы учащихся

  1. Сегодня у Нас с вами необычный урок, урок-игра. Вам сейчас предстоит придумать название своей команды и записать на лист ответов (формат А4)
  2. Свою работу на разных этапах урока вы будите оценивать – смайлами, чем больше вы их заработаете, тем выше будет ваша оценка за работу на уроке. ( Показать рисунок смайла)

Придумывают названия

2.Актуализация знаний (5 минут)

  1. В каком царстве Мы побывали на прошлом уроке?

Задание. 

Каждой команде даны карточки с данным заданием. Вам нужно за определенное время вставить пропущенные слова в текст, а в таблицу ставим лишь цифру из предложенных. Когда закончится время, то вы должны будите обменяться с другой командой своими ответами для проверки.

1.        Оценивание результатов работы

Без ошибок –3 смайла

1 ошибка -   2

2 ошибки – 1

3 и более ошибок – нет лайка

  1. Вставьте в текст  пропущенные слова, используя предложенные термины и понятия,

ответы    внесите в таблицу:

Бактерий, живущих на корнях бобовых растений (горох, соя. бобы), называют______(А).

Такое сожительство называют______(Б).  Клубеньковые бактерии обогащают почву_____(В)

и обеспечивают им растения, а растения дают бактериям_______(Г).

А

Б

В

Г

Список терминов и понятий:

  1. Молочно – кислые
  2. Симбиоз
  3. Паразитизм
  4. Клубеньковые
  5. Кислородом
  6. Азотом
  7. Органические  вещества

Царство Бактерии

А

Б

В

Г

4

2

6

7

Подсчитывают лайки за первый этап урока

Поднимают руки (смайлы)

3.Целеполагание (5 минут)

  1. Разминочный конкурс.

На этом конкурсе за 1 правильный ответ команда получает солнышки

  • Зуб

Дуб

  • Кадр

Кедр

  • Ольга

Ольха

  • Лупа

Липа

  • Линия

Лилия

  • Машина

Малина

Отгадывают по командам

Что такое ботаника? Портрет  какого ученого на экране, какие организмы он изучал? Включение аудиозаписи «Звуки природы»

Ответы – наука о растениях , Теофраст, изучил около 500 видов растений

Значит,  в каком Царстве Мы с Вами сегодня побываем? Что Вам интересного хочется узнать об этом Царстве?

В Царстве растений. Ответы учащихся (признаки Царства, многообразие растительного мира, значение растений)

-Давайте подумаем, важны ли нам растения на планете? Почему?

А кто-то задумывался сколько живых организмов, растений на Земле?

Ответы учащихся

2,5 млн. видов живых организмов

350 тыс. видов - растения

4.Новая тема (20 минут)

Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину  Рембранта  Ван Рейна  Флора (1634г.)  

На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий,  атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.

-Что это за богиня? Как ее зовут?

Флора

Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.

Запись в тетрадь - Флора

Какие общие признаки объединяют организмы в это царство? – РАБОТА С Учебником

  1. Строение клетки. Все живые организмы состоят из клеток. (Клетка ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ)

Сравните клетки растений и животных, что отличает растительную клетку от животной? (Собрать пазл на партах)

  1. Наличие хлоропластов с хлорофиллом, вакуолей.
  2. Автотрофное питание (сами создают органические вещества из неорганических, пример - фотосинтез)
  3. Неограниченный рост (являются открытыми ростовыми системами, т.е могут расти в течении всей жизни, пример Секвоя)
  4. Ограниченное движение (практически все растения не подвижны – нет органов для перемещения в пространстве)

Беседа. Поиск информации в учебниках

Все Царство делится на 2 типа:

Чтобы изучить отличие 2 типов возьмем 2 отдела и попробуем их сравнить (отдел Водоросли и отдел Моховидные).

По командам распределяются таблицы. Посреди кабинете разложены фото разных отделов и их характеристики, Вам нужно выбрать только для своего отдела фото представителей, нужные слова для характеристики.

План:

-Представители отдела

-Признаки растений данного отдела

-Значение растений отдела.

За правильное распределение слов и представителей дается по 3 смайла, если 1 ошибка – 2 смайла, если 2 ошибки – 1 смайл, 3 ошибки – не дается смайлов.

Работа в командах с текстами, описание признаков разных отделов растений, заполнение предложенной таблицы. Каждая команда заполняет выбранный отдел.

1 группа – Отделы Зеленые, красные, бурые водоросли:

  • Одноклеточные и многоклеточные
  • Низшие растения
  • Тело – слоевище или таллом

Ламинария в пищу, содержит йод, водорослями питаются животные

2 группа Моховидные:

  • Высшие растения
  • Настоящие органы – побеги
  • Размножение спорами

Сфагнум – торф –топливо , органическое удобрение, сырье для хим. промышленности

Подведение итогов заполнения таблицы, выводы.

Защита результатов работы группами по плану, учащиеся других групп заносят результаты работы других групп в таблицу.

Вывод учащихся:

Царство растений делится на отделы по наличию настоящих органов. Растения играют большую роль в природе и жизни человека. Оценивают результаты работы (подсчитывают смайлы)

5.Закрепление (5 минут)

1.Выполнение Квеста (ответить на ряд вопросов по командам). За правильное прохождение назначается 2 смайла, за 1 ошибку – 1 смайл

За компьютерами каждая команда проходит квест

2.Конкурс «Перевертыши»

В каждой паре слов необходимо так переставить буквы, чтобы получились названия овощей. По командам по очереди отвечаем. За один правильный ответ 1 солнышко (4 солнышек – 1 смайл)

  • ТУР + ПЕШКА =

ПЕТРУШКА

  • РЕКА + ЧИН =

ЧЕРНИКА

  • РОТ + КАФЕЛЬ =

КАРТОФЕЛЬ

  • УСТА + КАП =

КАПУСТА

  • ЛАК + СЕВ =

СВЕКЛА

  • АР + ЗУБ =

АРБУЗ

  • КЛАН + ЖАБА =

БАКЛАЖАН

  • КВА + ТЫ =

ТЫКВА

  • ЛЮК + КВА =

КЛЮКВА

Ответы учащихся. Подсчет солнышек

Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия (7 минут)

Давайте подумаем и перенесемся к началу урока. Что мы хотели интересного узнать от этого Царства? Удалось ли узнать?

Сегодня, ребята, на уроке вы  получили определенные  знания о Царстве Растений. Своей эффективной и качественной работой на каждом  этапе  урока, каждая команда заработала  определенное количество смайлов. Давайте подсчитаем их:

Оценка, «5» - 8 и более смайлов

               «4»-  6-7

              «3»-  3-5

              «2» - 0-2

 И сейчас, давайте немножко отдохнем и перенесемся в уголок живой природы.  (Просмотр видеофрагмента «Распускание цветов»)

Ответы – Мы хотели узнать признаки Царства, многообразие растительного мира, значение растений. Нам удалось это все узнать.

Подсчитывают смайлы и смотрят видеофрагмент.

Рефлексия.

У каждого есть Удивительные ладошки с разноцветными пальчиками. Покажите синий пальчик – все было интересно и понятно, желтый – все интересно, но где-то возникли трудности в понимании материала, зеленый – очень трудный материал, ничего не понятно.

Показываю пальчики определенного цвета

Домашнее задание (1 мин)

Перечитать параграф «Характеристика царства растений». Учить 2 отдела этого царства (отдел Водоросли и отдел Моховидные, их характерные отличия)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВЕСТ

Слайд 2

Инструкция Тебе предстоит совершить путешествие вместе со сказочным персонажем Колобком через лес. Помоги ему спастись от Зайки, Волка, Медведя и Лисы. Для этого правильно отвечай на вопросы. Читай внимательно вопрос, выбирай правильный ответ и жми на кнопку. В конце путешествия Колобок оценит твою помощь. Вперед!

Слайд 3

Испекла Баба Колобок. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 1 Ответы: Ботаника – это наука, изучающая растения минералы горные породы

Слайд 4

Повстречался Колобку Зайка. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 2 Ответы: Наука о грибах генетика цитология микология

Слайд 5

Повстречался Колобку Волк. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 3 Ответы: Кафтан на мне зеленый, А сердце - как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч Кабачек Тыква Арбуз

Слайд 6

Повстречался Колобку Медведь. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 4 Ответы: Отличие растительной клетки от животной Наличие ядра Наличие вакуолей Наличие митохондрий

Слайд 7

Повстречалась Колобку Лиса. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 5 Ответы: Кто ни прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки ель репейник лиственница

Слайд 8

Хорошо погулял Колобок. За помощь тебя благодарит и ставит тебе пятерку. выход

Слайд 9

Повстречался Колобку Зайка. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 2 Ответы: К летку изучает наука физиология гистология цитология

Слайд 10

Повстречался Колобку Волк. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 3 Ответы: Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки огурец капуста дерево

Слайд 11

Повстречался Колобку Медведь. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 4 Ответы: На лугу растёт она Высока и зелена. С лугом простится, В сено превратится овес трава хворост

Слайд 12

Повстречалась Колобку Лиса. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 5 Ответы: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки дуб береза ольха

Слайд 13

Хорошо погулял Колобок. За помощь тебя благодарит и ставит тебе четверку, потому что ты один раз ошибся. выход

Слайд 14

Повстречался Колобку Волк. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 3 Ответы: Наука, изучающая растения систематика экология ботаника

Слайд 15

Повстречался Колобку Медведь. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 4 Ответы: Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет — Желуди на нем ! лиственница дуб береза

Слайд 16

Повстречалась Колобку Лиса. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 5 Ответы: Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит . биология ива дуб

Слайд 17

Хорошо погулял Колобок. За помощь он тебя благодарит и ставит тебе тройку. Он огорчен, потому что ты ошибся дважды. выход

Слайд 18

Повстречался Колобку Медведь. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 4 Ответы: наука, изучающая растения генетика ботаника зоология

Слайд 19

Повстречалась Колобку Лиса. А колобку не хочется быть съеденным. Уж очень погулять охота. Ответь на вопрос, помоги Колобку убежать. Вопрос 5 Ответы: Жёлто – красная одёжка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это … дуб клен береза

Слайд 20

Плохо погулял Колобок. Почти все звери откусили от него по кусочку, поэтому он ставит тебе двойку. Закончить

Слайд 21

Жил-был Колобок – и не стало Колобка. Почему же ты ему не помог? Закончить