Естественный отбор
статья по биологии (11 класс)

Мандрусова Людмила Григорьевна

МБОУ Гимназия № 1 г.о.Краснознаменск

Учитель биологии: Мандрусова Л.Г.

Тема урока: «Естественный отбор».

11 класс

Цель:

Образовательная:

- закрепить знания основных положений учения Ч.Дарвина о естественном  отборе и его роли в эволюции;

- углубить знания о многообразии приспособленностей организмов.

Развивающая: 

- развивать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира;

- развивать  логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора.

Воспитательная: 

- формировать интерес у обучающихся к предмету;

- развивать рефлексивную деятельность;

- расширять биологическое мировоззрение.

Форма деятельности обучающегося индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока:  урок - беседа

                                                     Ход урока.

      Преподаватель организует обучающихся, мотивирует их дальнейшую деятельность.

1. Активизация познавательной деятельности.

-  Преподаватель

(Обучающиеся отвечают на вопросы и зарабатывают баллы.)

1. Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

2. Перечислите основные виды борьбы за существование (приведите примеры).

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся выполняют тестовые задания самостоятельно по вариантам.

Вариант 1.

1. Эволюция – это:

А – представление об изменении и превращении форм организмов

Б – объяснение исторических смен  форм живых организмов глобальными   катастрофами

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие

      живой природы

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

2. Единицей эволюционного процесса является:

А – особь

Б – популяция

В – мутация

Г – вид

     3. Материалом для эволюционных процессов служит:

А – генетическая разновидность популяции

Б – вид

В – благоприобретенные признаки

Г – бесполезные или вредные признаки

4. Биологический регресс – это…..

5. Приведите примеры (1-3) внутривидовой борьбы за существование

Вариант 2.

1. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

А – доклеточных форм жизни – вирусов

Б – клеточных форм жизни

В – биополимеров

Г – фазовообособленных систем

2. Биологический прогресс подразумевает:

А – повышение общей организации

Б – свободный образ жизни

В – увеличение численности вида

Г – высокий уровень обмена веществ

3. Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции видов, благодаря которой:

А – обостряется конкуренция между видами

Б - обостряется конкуренция между популяциями

В – в них накапливаются наследственные изменения

Г – прекращается действие естественного отбора

4. Эволюция – это….

5. Приведите примеры (1-3) межвидовой борьбы за существование

3.Актуализация знаний и умений.

 -Преподаватель

   1. Как вы считаете, какие факторы внешней среды могут приводить к отбору организмов в природе?

    2. Являются ли взаимоотношения между человеком и природой фактором отбора? (Обучающиеся высказывают свои мнения).  

4.Изучение нового материала.

- Преподаватель

      Тема  нашего урока «Естественный отбор».

       Чарлз Дарвин разработал учение о естественном отборе. Он считал, что сам отбор – это результат борьбы за существование, а его предпосылкой является наследственная изменчивость организмов. Благодаря естественному отбору  избирательно  сохраняются  в популяции определенные генотипы. Естественный отбор изменяет состав генофонда, генетический материал «передовых» особей все больше влияет на генофонд популяции. Ребята, для того чтобы существовать живым организмам в определенных условиях среды и существовать вообще, им необходимо приспособиться к этим условиям.

В ходе естественного отбора порождаются удивительные и многообразные биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции.

- Обучающийся

Заполняет рабочую тетрадь.

                   

                  БИОЛОГИЧЕСКИЕ                     АДАПТАЦИИ

                   ↓                  ↓                               ↓                 ↓

         ОБЩИЕ      ЧАСТНЫЕ     МИМИКРИЯ    МАСКИРОВКА

                                                                                 ↓             ↓

                                                            покровительственная    предостерегающая

                                                                                      окраски

Общие адаптации - приспособленность организмов к плаванию организмов, живущих в водной среде; приспособленность конечностей позвоночных животных к наземной среде (используется таблица).

Частные адаптации - приспособленность организмов к бегу у лошади, антилопы, страуса; рытью нор у кротов, слепышей; лазание по деревьям (обезьяны, дятлы, пищухи и т. д.)(используется таблица).

 Также примерами являются: мимикрия, маскировка.

Мимикрия - сходство в окраске, форме тела, безопасных животных с  опасными (используется таблица).

Маскировка-  приспособление организмов: форма тела и окраска сливается с окружающими предметами (змеи в тропических лесах, морской конек в морских водорослях, жуки, пауки на стволах деревьев)  (используется таблица).

- Обучающийся

Внимательно изучают предложенный материал.

- Преподаватель

    Маскировка животных бывает:

Покровительная окраска – делает организмы менее заметным на фоне окружающей местности (в траве зеленый кузнечик, богомолы; на снежных равнинах Крайнего севера белые медведи, белые куропатки)  (используются таблицы и открытки).

Предостерегающая окраска (угрожающая) -  яркие пятна или полосы, делающие ядовитых и жалящих животных более заметными

( змеи, осы, шмели) (используется коллекция насекомых).

        Обратите внимание в своих учебниках на страницу 210 рисунок 74   морской конек и рыба – игла в зарослях растений, насекомые на цветках. Это пример биологической адаптации (приспособленности).

Изучите, ребята, тело засушенной рыбы - иглы.

- Обучающийся

Находят сходство рыбы – иглы с водорослями. И заполняют таблицу в рабочей тетради.

Название сходства

Рыба-игла

Водоросли

 

 

 

 

 

 

 -Преподаватель

     Как вы думаете, какие приспособленности есть у охраняемых растений нашей местности? Обратите внимание  на гербарные листы.

 -Обучающийся

      Используя гербарий, дают характеристику растениям. Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Название гербарного растения

Характеристика растения

Прострел луговой

 

Ландыш майский

 

 - Преподаватель

    Итак,  давайте разберёмся, что такое приспособленность, что она собой представляет.

      В ряду поколений, в процессе борьбы за существование, на основе наследственной изменчивости вырабатывается весь комплекс, а также каждое приспособление у организмов.

        Приспособленность организмов является результатом действия  движущих сил эволюции в данных условиях существования.

        Всякая адаптация (приспособленность) относительна.  Вид, хорошо приспособленный к данной среде, может оказаться на грани вымирания, если условия изменились или в среде появился новый хищник или конкурент.

        Например, рыбы, хорошо защищенные от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети рыболова, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твердых выростов тела. В яркий солнечный день зимой белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк, не заметный на снегу в лесу, становится видным на фоне темных стволов деревьев.

         Теперь,  выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа №1. Тема «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

 Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, углубить знания о формах естественного отбора.

 Оборудование: карточки с изображением специализированных форм растений, животных, грибов; коллекции, гербарные экземпляры растений, коллекции семян и плодов, раздаточные материалы по теме лабораторной работы.

ЗАДАНИЕ

  • Рассмотрите выданный вам объект живой природы (растительный или животный организм); отметьте наиболее яркие черты приспособленности данного организма к среде обитания
  • Охарактеризуйте эти черты приспособленности

♦. Определите и докажите относительный характер данных приспособлений

♦    На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений, опираясь на теорию Ч.Дарвина

Ход работы

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Определите, с какими факторами среды связаны приспособительные черты организма.
  4. Какие преимущества получили данные организмы в связи с приобретением данных признаков?
  5. Попытайтесь объяснить, как возникли приспособительные признаки, если предположить, что предковые формы ими не обладали. В связи с какими условиями могли быть приобретены эти приспособления.
  6. Выявите относительный характер приспособленности.
  7. На основании знаний о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование) объясните механизм возникновения приспособлений.
  8. Сделайте вывод.

9. Результаты работы занесите в таблицу.

Название организмов (вид)

Факторы среды, которым соответствует

приспособление

(условия обитания)

Черты приспособленности,

их преимущества

Относительный характер приспособленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

  1. Правильно заполнена таблица
  2. Даны ответы, на вопросы, данные в задании к лабораторной работе
  3. Сделан вывод по цели работы

 

5. Закрепление изученного материала.

Задание из ЕГЭ. (обучающиеся отвечают на вопросы).

1) Главным компонентом ядра являются:

        А) рибосомы

Б) хромосомы

В) митохондрии

Г) хлоропласты

2) Мутационная изменчивость, в отличии от модификационной,

        А) носит обратимый характер

Б) передается по наследству

В) характерна для всех особей вида

Г) является проявлением нормы реакции признака

3) Установите соответствие между признаками организмов и группам, для которых они характерны.

        Признаки организмов:

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей.

        Группы организмов:

а) грибы

        б) лишайники

  Вывод по теме урока:  (обучающиеся делают вместе с преподавателем)

1. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Приспособленность является одним из результатов исторического развития органического мира.

2. У животных в процессе эволюции выработались разнообразные  формы приспособленности: покровительственная окраска, маскирующая форма тела, предостерегающая окраска, отпугивающее поведение, мимикрия и т.д.

3. Растения в процессе эволюции сформировали комплекс приспособлений: к повышенной сухости воздуха, повышенной влажности, к опылению насекомыми и с помощью ветра, к самоопылению, к распространению плодов и семян, к жизни на неплодородной почве и т.д.

6. Домашнее задание. § 58 с. 208-214. Повторить по тетради изученный на уроке материал о формах естественного отбора.

                           

                                 Используемая литература:

                               

1. В.Д. Голованов, В.И. Фертиков и др., Красная книга РСФСР растения,

   М.: Росагропромиздат, 1988. – 591 с.

2. А. А. Каменский, В. В. Пасечник и др., Общая биология,

   М.: Дрофа,2005. – 367 с.

3. А.О. Рувинский, Л.В. Высотская и др., Общая биология,

   М.: Просвещение, 1993. – 544 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Естественный отбор25.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия № 1 г.о.Краснознаменск

Учитель биологии: Мандрусова Л.Г.

Тема урока: «Естественный отбор».

11 класс 

Цель:

Образовательная: 

- закрепить знания основных положений учения Ч.Дарвина о естественном  отборе и его роли в эволюции;

- углубить знания о многообразии приспособленностей организмов.

Развивающая: 

- развивать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира;

- развивать  логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора.

Воспитательная: 

- формировать интерес у обучающихся к предмету;

- развивать рефлексивную деятельность;

- расширять биологическое мировоззрение.

Форма деятельности обучающегося – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока:  урок - беседа

                                                     Ход урока.

      Преподаватель организует обучающихся, мотивирует их дальнейшую деятельность.

1. Активизация познавательной деятельности.

-  Преподаватель

(Обучающиеся отвечают на вопросы и зарабатывают баллы.)

1. Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

2. Перечислите основные виды борьбы за существование (приведите примеры).

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся выполняют тестовые задания самостоятельно по вариантам.

Вариант 1.

1. Эволюция – это:

А – представление об изменении и превращении форм организмов

Б – объяснение исторических смен  форм живых организмов глобальными   катастрофами

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие

      живой природы

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

2. Единицей эволюционного процесса является:

А – особь

Б – популяция

В – мутация

Г – вид

     3. Материалом для эволюционных процессов служит:

А – генетическая разновидность популяции

Б – вид

В – благоприобретенные признаки

Г – бесполезные или вредные признаки

4. Биологический регресс – это…..

5. Приведите примеры (1-3) внутривидовой борьбы за существование

Вариант 2.

1. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

А – доклеточных форм жизни – вирусов

Б – клеточных форм жизни

В – биополимеров

Г – фазовообособленных систем

2. Биологический прогресс подразумевает:

А – повышение общей организации

Б – свободный образ жизни

В – увеличение численности вида

Г – высокий уровень обмена веществ

3. Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции видов, благодаря которой:

А – обостряется конкуренция между видами

Б - обостряется конкуренция между популяциями

В – в них накапливаются наследственные изменения

Г – прекращается действие естественного отбора

4. Эволюция – это….

5. Приведите примеры (1-3) межвидовой борьбы за существование

3.Актуализация знаний и умений.

 -Преподаватель

   1. Как вы считаете, какие факторы внешней среды могут приводить к отбору организмов в природе?

    2. Являются ли взаимоотношения между человеком и природой фактором отбора? (Обучающиеся высказывают свои мнения).  

4.Изучение нового материала.

- Преподаватель

      Тема  нашего урока «Естественный отбор».

       Чарлз Дарвин разработал учение о естественном отборе. Он считал, что сам отбор – это результат борьбы за существование, а его предпосылкой является наследственная изменчивость организмов. Благодаря естественному отбору  избирательно  сохраняются  в популяции определенные генотипы. Естественный отбор изменяет состав генофонда, генетический материал «передовых» особей все больше влияет на генофонд популяции. Ребята, для того чтобы существовать живым организмам в определенных условиях среды и существовать вообще, им необходимо приспособиться к этим условиям.

В ходе естественного отбора порождаются удивительные и многообразные биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции.

- Обучающийся

Заполняет рабочую тетрадь.

                   

                  БИОЛОГИЧЕСКИЕ                     АДАПТАЦИИ

                                                                                     

         ОБЩИЕ      ЧАСТНЫЕ     МИМИКРИЯ    МАСКИРОВКА

                                                                                              

                                                            покровительственная    предостерегающая

                                                                                      окраски

Общие адаптации - приспособленность организмов к плаванию организмов, живущих в водной среде; приспособленность конечностей позвоночных животных к наземной среде (используется таблица).

Частные адаптации - приспособленность организмов к бегу у лошади, антилопы, страуса; рытью нор у кротов, слепышей; лазание по деревьям (обезьяны, дятлы, пищухи и т. д.)(используется таблица).

 Также примерами являются: мимикрия, маскировка.

Мимикрия - сходство в окраске, форме тела, безопасных животных с  опасными (используется таблица).

Маскировка-  приспособление организмов: форма тела и окраска сливается с окружающими предметами (змеи в тропических лесах, морской конек в морских водорослях, жуки, пауки на стволах деревьев)  (используется таблица).

- Обучающийся

Внимательно изучают предложенный материал.

- Преподаватель

    Маскировка животных бывает:

Покровительная окраска – делает организмы менее заметным на фоне окружающей местности (в траве зеленый кузнечик, богомолы; на снежных равнинах Крайнего севера белые медведи, белые куропатки)  (используются таблицы и открытки).

Предостерегающая окраска (угрожающая) -  яркие пятна или полосы, делающие ядовитых и жалящих животных более заметными

( змеи, осы, шмели) (используется коллекция насекомых).

        Обратите внимание в своих учебниках на страницу 210 рисунок 74   морской конек и рыба – игла в зарослях растений, насекомые на цветках. Это пример биологической адаптации (приспособленности).

Изучите, ребята, тело засушенной рыбы - иглы.

- Обучающийся

Находят сходство рыбы – иглы с водорослями. И заполняют таблицу в рабочей тетради.

Название сходства

Рыба-игла

Водоросли

 -Преподаватель

     Как вы думаете, какие приспособленности есть у охраняемых растений нашей местности? Обратите внимание  на гербарные листы.

 -Обучающийся

      Используя гербарий, дают характеристику растениям. Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Название гербарного растения

Характеристика растения

Прострел луговой

Ландыш майский

 - Преподаватель 

    Итак,  давайте разберёмся, что такое приспособленность, что она собой представляет.

      В ряду поколений, в процессе борьбы за существование, на основе наследственной изменчивости вырабатывается весь комплекс, а также каждое приспособление у организмов.

        Приспособленность организмов является результатом действия  движущих сил эволюции в данных условиях существования.

        Всякая адаптация (приспособленность) относительна.  Вид, хорошо приспособленный к данной среде, может оказаться на грани вымирания, если условия изменились или в среде появился новый хищник или конкурент.

        Например, рыбы, хорошо защищенные от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети рыболова, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твердых выростов тела. В яркий солнечный день зимой белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк, не заметный на снегу в лесу, становится видным на фоне темных стволов деревьев.

         Теперь,  выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа №1. Тема «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

 Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, углубить знания о формах естественного отбора.

 Оборудование: карточки с изображением специализированных форм растений, животных, грибов; коллекции, гербарные экземпляры растений, коллекции семян и плодов, раздаточные материалы по теме лабораторной работы.

ЗАДАНИЕ

  • Рассмотрите выданный вам объект живой природы (растительный или животный организм); отметьте наиболее яркие черты приспособленности данного организма к среде обитания
  • Охарактеризуйте эти черты приспособленности

♦. Определите и докажите относительный характер данных приспособлений

♦        На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений, опираясь на теорию Ч.Дарвина

Ход работы

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  1. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  2. Определите, с какими факторами среды связаны приспособительные черты организма.
  3. Какие преимущества получили данные организмы в связи с приобретением данных признаков?
  4. Попытайтесь объяснить, как возникли приспособительные признаки, если предположить, что предковые формы ими не обладали. В связи с какими условиями могли быть приобретены эти приспособления.
  5. Выявите относительный характер приспособленности.
  6. На основании знаний о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование) объясните механизм возникновения приспособлений.
  7. Сделайте вывод.

9. Результаты работы занесите в таблицу.

Название организмов (вид)

Факторы среды, которым соответствует

приспособление

(условия обитания)

Черты приспособленности,

их преимущества

Относительный характер приспособленности

Критерии оценивания:

  1. Правильно заполнена таблица
  2. Даны ответы, на вопросы, данные в задании к лабораторной работе
  3. Сделан вывод по цели работы

5. Закрепление изученного материала.

Задание из ЕГЭ. (обучающиеся отвечают на вопросы).

1) Главным компонентом ядра являются:

        А) рибосомы

Б) хромосомы

В) митохондрии

Г) хлоропласты

2) Мутационная изменчивость, в отличии от модификационной,

        А) носит обратимый характер

Б) передается по наследству

В) характерна для всех особей вида

Г) является проявлением нормы реакции признака

3) Установите соответствие между признаками организмов и группам, для которых они характерны.

        Признаки организмов:

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей.

        Группы организмов:

а) грибы

        б) лишайники

  Вывод по теме урока:  (обучающиеся делают вместе с преподавателем)

1. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Приспособленность является одним из результатов исторического развития органического мира.

2. У животных в процессе эволюции выработались разнообразные  формы приспособленности: покровительственная окраска, маскирующая форма тела, предостерегающая окраска, отпугивающее поведение, мимикрия и т.д.

3. Растения в процессе эволюции сформировали комплекс приспособлений: к повышенной сухости воздуха, повышенной влажности, к опылению насекомыми и с помощью ветра, к самоопылению, к распространению плодов и семян, к жизни на неплодородной почве и т.д.

6. Домашнее задание. § 58 с. 208-214. Повторить по тетради изученный на уроке материал о формах естественного отбора.

                           

                                 Используемая литература:

                               

1. В.Д. Голованов, В.И. Фертиков и др., Красная книга РСФСР растения,

   М.: Росагропромиздат, 1988. – 591 с.

2. А. А. Каменский, В. В. Пасечник и др., Общая биология,

   М.: Дрофа,2005. – 367 с.

3. А.О. Рувинский, Л.В. Высотская и др., Общая биология,

   М.: Просвещение, 1993. – 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Борьба за существование. Естественный отбор" 11 класс

Разработка урока "Борьба за существование и естественный отбор" с использованием презентации . Программа Пасечника В.В. 2010 г. Учебник .А.А.Каменский «Биология 10 – 11» м.: Дрофа.2009 г ....

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Учебно-методический комплекс урока «Приспособления живых организмов к среде обитания» включает  в себя электронное приложение, методическую разработку урока, макет рабочей тетради. Урок проблемны...

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"

Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Данный урок способствует развитию структурно-логичскому мышлению, развитию умения решать пролемы, сравнивать и делать выводы....