"Юный биолог" кружок
рабочая программа по биологии (6 класс)

Данная программа реализуется для учащихся 6-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов. Содержание занятий строится для разных возрастных групп с учётом уровня их подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_biolog_2021_1.odt77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей»

МО «Тахтамукайский район»

«Согласовано»                                                                                                                  «Утверждаю»

Заместитель директора по                                                                  Директор  МБУ ДО «ЦДОДД»

учебно-воспитательной работе                                                           МО «Тахтамукайский район»

______________З.Г.Гусарова                                                            ______________    Ф.А.Бракий

«_____»___________20____г.                                                                      «_____»_______20____г.

Приказ № ___  «___»_______20_____г.

Принят на  заседании                                                                                                                                                                                     педагогического   совета

Протокол    №___

«____» ___________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

учебного объединения

«Юный биолог»

Направленность                                                                  

Уровень                                                                                 базовый

Срок реализации программы                                              2 года

Вид программы                                                                     модифицированный

Возраст обучающихся                                                          11-13лет

Педагог дополнительного образования                              Калакуток Аминет Асланбечевна

                                                            а.Старобжегокай, 2021 г.

                                                   Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………2

  1. Учебно-тематический план (первый год)…..……………………………..  6

  1. Учебно-тематический план (второй год)…..…………………………….... 7

  1. Содержание программы (первый год).………………………………….....  8

  1. Содержание программы (второй год)……………………………………….9

  1. Формы аттестации……………………………………….………….………..10
  2. Методическое обеспечение программы……………………………………12
  3. Материально - техническое обеспечение программы……………………14

  1. Список литературы…………………………………………………………...15

  1. Календарно – тематический план……………………………………….….16

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не совершать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – всё это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Данная программа реализуется для учащихся 6-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов. Содержание занятий строится для разных возрастных групп с учётом уровня их подготовки.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Нормативно-правовая база. Дополнительная общеразвивающая программа «Биологическая лаборатория» естественнонаучной направленности разработана на основе:

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12);

• Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);

• Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);

• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

• Устава ЦДОДД; Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБУ ДО «ЦДОДД» МО «Тахтамукайский район».  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (указ Президента РФ № 271от 04.02.2010 г.);

• Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 07.05.2012 г.).

• Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (№ 761от 01.06.2012 г.);

• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);

• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);

• Федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.02);

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (№ 1897 от 17.12.10);

• Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13);

• Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 03.07.12); • Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (№ 1239 от 17.11.15);

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна и программы

Заключается в методическом подходе. Программа «Юный биолог» создана для учеников 5-8 классов. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком.

На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем.

Основные методы, используемые на занятии: частично-поисковый и исследовательский.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Цель программы

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через приобщение к изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы.

Задачи программы

Обучающие:

•Расширять кругозор, знания об окружающем мире;

•Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;

•Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

•Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

• Развитие творческих способностей ребенка.

• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;

• Развитие исследовательских навыков и умения анализировать полученные результаты;

Воспитательные

• Воспитывать интерес к миру живых существ.

• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

• Развитие навыков общения и коммуникации.

Сроки реализации общеразвивающей программы 2 года.

Возраст учащихся, на который рассчитана общеразвивающая программа, 12-14 лет. Наполняемость группы: 15 человек.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты.

В результате изучения курса  «Юный биолог» у обучающихся формируются следующие результаты:

Предметные результаты:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

•получат возможность осознать своё место в мире;

•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

•получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

•получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные результаты:

•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты:

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•различать способ и результат действия.

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•формулировать собственное мнение и позицию;

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа «Юный биолог» имеет естественно – научную направленность.

Направлена на :

- овладение и ознакомление обучающимися лабораторными навыками в сфере биологии;

- овладение обучающимися исследовательскими работами;

-ознакомление и овладение работы на специальном лабораторном оборудование.

Уровень: базовый.

Возраст обучающихся: 12-14 лет.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 72 часа в год (2 часа в неделю для каждой группы), предусмотрена для детей школьного возраста.

Формы занятий.

   Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические (лабораторная работа).

   Формы и методы, используемые в работе по программе:

   Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

   Репродуктивные методы: воспроизведение знаний, полученных во время выступлений.                            

   Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).      

   Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

   Проектная работа (при оформлении результатов исследований).

   Практическая работа (при проведении эксперимента или исследования).

   Творческое проектирование помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

   Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Состав группы- постоянный в течение учебного года, а во время каникул переменный.

Режим занятий

По нормативным срокам реализация образовательной программы «Юный биолог» рассчитана на 2 года. Состав: 2 группы по 15 человек, по 2 часа в неделю для каждой группы. Продолжительность занятий 45 минут с переменой 10 минут.

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Общие представления о системах органического мира

6

4

2

3

Анатомия и морфология растений. Растения в системе органического мира.

18

12

6

4

Систематика растений

4

2

2

5

Промежуточная аттестация

2

-

2

6

Царство животных. Зоология беспозвоночных

14

6

8

7

Царство животных. Зоология позвоночных

16

6

10

8

Зоогеография

8

4

4

9

Итоговая аттестация

2

-

2

Итого

72

36

36

Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

1

Введение

2

2

2

Гистология

14

6

3

Строение тела человека

14

6

4

Промежуточная аттестация

2

-

5

Эволюция человека и его предков.

16

8

6

Молекулярная биология: строение и химический состав клетки. Обмен веществ и поток энергии в клетке

22

10

7

Итоговое аттестация.

2

-

Итого

72

32

Содержание программы

Первый год обучения

Вводное занятие

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней  

Оборудование биологической лаборатории.

Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.

Микроскоп.

Устройство микроскопа, правила работы с ним.

Овладение методикой работы с микроскопом. Практическая работа: «Устройство микроскопа» Клетка – структурная единица живого организма

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Лабораторная работа: «Изготовление фиксированного микропрепарата» Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение  

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные работы: «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата и их изучение под микроскопом» «Приготовление препарата яблока, картофеля и их изучение под микроскопом» Грибы и бактерии под микроскопом  

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. Лабораторные работы: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом» «Выращивание плесневых грибов» «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом» Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов  

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом» Исследовательская работа  

Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. Польза и вред микроорганизмов.

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. Полевая практика

Подведение итогов работы кружка  

Представление результатов работы. Анализ работы. Игра-викторина «В мире биологии».

Итоговая аттестация

Закрепление пройденного материала, повторение, выполнение практических работ.

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. Полевой практикум по ботанике и зоологии.  

Правила сбора и исследования микроскопических животных. Экскурсия по сбору мелких животных и следов их жизнедеятельности (ходы, линочные шкурки, погрызы и т.д.) для исследования под микроскопом (пробы воды и ила с обитателями окрестных водоёмов; пробы почвы, коры, листьев и т.д.). Знакомство с обнаруженными организмами. Наблюдение их поведения, определение их названий и систематического положения (с помощью литературных источников: определителей, практикумов, атласов). Экскурсия по сбору мелких растительных объектов (листья, цветы, стебли, корни). Изучение их с помощью микроскопа. В царстве животных.

Урок занимательной зоологии. Пресноводная фауна. Изучение водной фауны района (полевой выход с отбором проб, определение, зарисовка). Удивительные членистоногие. Планета насекомых. Черви. Моллюски. Занимательная ихтиология. Строение рыб. Лабораторная работа: Кого можно увидеть в земле цветочного горшка? Из чего состоит мел? Сколько лет рыбе? Посмотри на чешую. Зачем рыбе пузырь? Изучение плавательного пузыря. Зачем на жабрах лепестки и тычинки? Изучение строения жабр. Практическая работа: Отработка навыков микроскопирования живых дождевых червей на различных стадиях развития. Фотографирование и видеосъемка микропрепаратов червей Растения под микроскопом

Систематика растений. Особенности растений и их отличие от животных. Ткани растений. Краткий обзор информации. Демонстрация и обсуждение фрагментов видеофильмов «Эволюция», «Водоросли», «В мире растений» Основные правила приготовления временных препаратов из растений. Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов различных тканей растений. Плазмолиз и деплазмолиз. Сбор образцов комнатных и культурных растений. Фотографирование и видеосъемка микропрепаратов растений. Приготовление временных микропрепаратов растений. Отработка навыков микро фото и видеосъемки. Мини–исследование «Определение содержания крахмала в продуктах питания». Лабораторная работа: Плазмозиз и деплазмолиз Приготовление временных микропрепаратов растений Практическая работа: Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов различных тканей растений Бактериологическое исследование

Классификация возбудителей инфекционных болезней человека и животных. Демонстрация презентации «Инфекционные заболевания и их возбудители». Методы бактериологических исследований. Методы окраски мазков. Приготовление мазков из культуры бактерий. Окраска по Граму. Микроскопирование и фотографирование фиксированных препаратов бактерий. Лабораторная работа: Приготовление мазков из культуры бактерий. Подготовка и проведение викторин и игр (4 ч) Полевая практика

Подведение итогов работы кружка

Представление результатов работы. Анализ работы.

Игра-викторина «В мире биологии»

Итоговая аттестация

Закрепление пройденного материала, повторение, выполнение практических работ.

Формы аттестации

Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Содержание программы предполагает формы контроля:

собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия,

Виды контроля:

Входящая (предварительная) аттестация– это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.

Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

- журнал посещаемости,

- материалы анкетирования и тестирования,

- дипломы, грамоты,

- готовые творческие работы,

- аналитическая справка,

- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

Критерии оценки результативности.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Оценочные материалы.

Первый год обучения

  1. Входная диагностика (тест).
  2. Тренировочные тесты по темам
  3. Олимпиадные задания
  4. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации

           Второй год обучения

  1. Входная диагностическая работа
  2. Тренировочные тесты по темам
  3. Олимпиадные задания
  4. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, тренировочным и др.

Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их ндивидуальной подготовленности.

Словесные: устное изложение материала, беседа, анализ научно-популярного текста, объяснение, лекция

Наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение

Практические: тренинг, тренировочные упражнения, практические работы, тестирование

В результате использования данных методов

-повышается учебная мотивация;

-повышается уровень усвоения учебного материала;

-снимается эмоциональное напряжение, развиваются коммуникативные способности учащихся;

- развивается познавательный интерес к биологическим наукам;

- позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых учеников.

Способы выявления результатов обучения

  • тестирование
  • защита рефератов и индивидуальных проектов.

В конце каждого курса проводится контроль знаний, обычно в устной, иногда - в письменной форме. В это время от школьника требуется продемонстрировать не только успешное воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Участие в экологических и биологических олимпиадах;
  2. Участие в экологических конкурсах рисунков, плакатов, поделок и т.д.;
  3. Участие в конкурсе исследовательских работ.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  1. Формы и методы обучения

Посещая занятия кружка обучаемый может получить большой набор навыков и знаний, необходимых ему в дальнейшей учебе. Качество обучения и количество получаемых навыков и знаний во многом зависит от форм обучения.

Основные формы обучения - лекционно-семинарские и практические занятия, а также экскурсии. В работе кружка могут применяться коллективные и индивидуальные формы обучения.

Коллективные формы обучения позволяют:

  • развивать логическое мышление
  • отстаивать свою точку зрения в дискуссиях
  • развивать коммуникабельность
  • дают возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам
  • наладить взаимоотношения между учащимися, что имеет огромное значение, особенно при проведении конкурсных и выставочных мероприятий.

Индивидуальные формы обучения позволяют:

  1. выявить склонности и интересы обучаемого;
  2. развить индивидуальные способности обучаемого;
  3. устранить отставание в приобретении необходимых навыков и знаний.

Коллективные формы обучения включают в себя:

  1. проведение бесед;
  2. проведение экскурсий;
  3. участие в массовых мероприятиях, выставках и конкурсах;
  4. распределение учащихся по группам, занятых решением определённых задач теоретического и практического плана;
  5. наставничество и опека успевающих над отстающими, старших над младшими.

Индивидуальные формы обучения включают в себя:

  1. выполнение лабораторных и практических работ;  
  2. написание рефератов;
  3. участие в разработке и изготовлении проектов и презентаций;
  4. индивидуальные работы с учащимися, направленные на восстановление и закрепление слабо развитых навыков и знаний.

Индивидуальные методы обучения позволяют выявить и развить "уникальные" способности обучаемого и воспитать личность, обладающую только ей свойственным набором качеств, навыков и знаний, позволяющих ребенку легче адаптироваться и развиваться в реальной жизни.

Индивидуальное обучение оказывает наибольшее влияние на отношения обучаемого и педагога. Педагог, в конечном счёте, является (должен являться) центром детского коллектива, и его отношения к каждому из обучаемых напрямую влияет на развитие всего коллектива.

Самостоятельная работа учащихся, предусмотренная учебным планом, соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует детей на умение применять теоретические знания на практике.

  1. Дидактическое  обеспечение.
  1. Перечень инструментов, необходимых для реализации программы

Раздел: РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарий по морфологии и биологии растений

Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарий с определительными карточками по систематике растений

Гербарий «Основные отделы растений»

Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

Гербарий «Сорные растения»

Коллекции

Голосеменные растения                                                                

Плоды и семена                                                                            

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Раздел: ЖИВОТНЫЕ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Влажные препараты

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Внутреннее строение млекопитающего

Внутреннее строение птицы

Внутреннее строение рыбы

Полип

Развитие костистой рыбы

Развитие млекопитающего

Развитие птицы

Коллекции

Вредители важнейших сельскохозяйственных культур

Вредители леса

Представители отряда насекомых

Пчела медоносная

Раковины моллюсков

Иглокожие

Развитие насекомых

Шелководство

Набор микропрепаратов по теме «Животные»

СКЕЛЕТЫ

Демонстрационные: скелет конечности лошади, овцы, кошки или кролика

Раздаточные: по скелету  рыбы, птицы, млекопитающего.

Скелет голубя и крысы

МУЛЯЖИ

Ископаемые формы животных, позвоночные животные

Чучела: ворона серая, голубь дикий, суслик или крыса.

МОДЕЛИ

Мозг позвоночных и строение яйца птицы.

Раздел: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Набор микропрепаратов по разделу « Человек и его здоровье»

МОДЕЛИ

Скелет человека, торс человека, глаз человека, позвонки, почка (можно заменить рельефными моделями), сердце (можно заменить рельефными моделями).

РЕЛЬЕФНЫЕ МОДЕЛИ

Строение сердца, кожа человека, пищеварительная система человека, строение почки, строение спинного мозга, строение уха человека, железы внутренней секреции, строение кожи человека, органы полости тела человека, пищеварительная система человека, строение легких и почки.

ПРИБОРЫ

Микроскопы

Оборудование

Чашки Петри, препоравальные иглы

ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ

Оказание доврачебной помощи при несчастных случаях, таблицы по анатомии и физиологии, по гигиене.

Раздел: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарии по курсу основ  общей биологии,

Коллекции: агроценоз, биоценоз, виды защитной окраски животных приспособительные особенности организмов, формы сохранности ископаемых растений и животных

Набор микропрепаратов по общей биологии

МУЛЯЖИ И МОДЕЛИ

Набор муляжей плодов и корнеплодов полиплоидных растений, модель ДНК, набор палеонтологических находок «Происхождение человека».

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Биотехнология, основы экологии, развитие растительного и животного мира, система органического мира, таблицы по генетике, по общей биологии, уровни организации живой природы.

Материально-техническое обеспечение

  Ноутбук, звуковые колонки, микроскоп световой, Цифровой USB-микроскоп, микроскоп стереоскопический  (бинокуляр), предметные  стекла, покровные стекла, пинцет анатомический, препаровальная игла,  бумага фильтровальная , пробирки пластиковые, спиртовка лабораторная, чашка Петри, набор микроскопических препаратов, весы аналитические электронные, набор химических реактивов и красителей, дальномер, прибор ночного видения, бинокль, лупа лабораторная.

Список использованной литературы для педагогов:

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М., 1991.

2. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. - М., 1987. 3. Афанасьев Ю.И. и др. Гистология. Учебник. - М., 1989.

4. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. Новый обобщённый подход. - М, 1992.

5. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990.

6. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989.

7. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. - М., 1990.

8. Богоявленски й Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М., 1988.

9. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приёмы. Искусство. Эксперимент. - М., 1993.

10.Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. - М., 1962.

11.Вилли К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). - М., 1975.

12.Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971.

13.Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М., 1975.

14. Душенков В.М. Методическое руководство к полевой практике по зоологии беспозвоночных. - М., 1986.

15. Душенков В.М., Матвеева В.Г., Черняховский М.Е. Методические указания к практическим занятиям по зоологии беспозвоночных. - М., 1993.

16. Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965.16. Колосков А. В. Образовательно-методический комплекс экологобиологической направленности «Природа под микроскопом» / Ред. Н. В. Кленова, А. С. Постников. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. 100 с. + 10 с. цв. Вкл

17. Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с.

18. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., 2002.

19. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8.

20. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

21. Микрюков К.А. Протисты // Биология. - 2002. - № 8.

22. . Практикум по цитологии. Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Ченцова. - М., 1988.

23. Ролан Ж.-К., Сёлоши А., Сёлоши Д. Атлас по биологии клетки.

24. Фролова Е.Н., Щерьина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. - М., 1985.

25. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М., 1998.

26. Юрина Н.А., Радостина А.И. Гистология. - М., 1995. СПИСОК

        Список использованной литературы для обучающихся и родителей:

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М., 1991.

2. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе. Просвещение .190-с. 3. Де Крюи П. Охотники за микробами. - М., 1987.

4. Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965.

5. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). - М., 1996.

6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

7. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. - М., 2000.

8. Реннеберг Р. и И. От пекарни до биофабрики. - М., 1991.

9. Роджерс К. Всё о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001.

10. Ролан Ж.-К., Сёлоши А., Сёлоши Д. Атлас по биологии клетки. - М., 1978.

11. Фролова Е.Н., Щерьина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. - М., 1985.

12. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М., 1999

Календарно-тематический план

Дата

1 группа

       Дата

 2 группа

Примечание

Наименование тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

По плану

По факту

По плану

По факту

06.09

02.09

1.2 световых микроскопа

2.2 бинокуляра

3.Компьютер

4.Колонки

5.Микропрепараты

6.        Предметные стекла

7.Иглы

Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка.

Инструктаж по ТБ, ПДД.

Правила техники безопасности при выполнении Л/Р.

2

2

-

 13.09

 

 20.09

  27.09

09.09

16.09

23.09

1.Компьютер

2.Колонки

3.Раздаточный материал

Общие представления о системах органического мира.

Основные признаки живого. Уход за растениями.

2

2

-

Уровни организации живых организмов.

2

2

-

Принцип классификации.

П/Р Работа с раздаточным материалом.

2

-

2

Анатомия и морфология растений. Растения в системе органического мира.

   04.10

  11.10

  18.10

  25.10

  08.11

                            15.11

   

22.11

29.11

06.12

 

07.10

14.10

21.10

28.10

04.11

11.11

18.11

25.11

02.12

1.2 световых микроскопа

2.2 бинокуляра

3.Компьютер

4.Колонки

5.Микропрепараты

6.        Предметные стекла

7.Иглы

Растения в системе органического мира. Морфологический анализ растений.

2

2

-

Строение растительной клетки.

П/Р Изучение клетки.

2

1

1

Ткани растений.

П/Р Ткани растений под микроскопом.

2

-

2

Органы и системы органов. Создание презентации

2

2

-

Вегетативные органы.

П/Р Строение побега

2

1

1

Бесполое и половое размножение.

П/Р Уход за растениями.

2

1

1

Строение цветка. Опыление.

Двойное оплодотворение.

2

2

-

Образование семян.

П/Р Определение плодов и семян.

2

2

-

Типы соцветий.

П/Р Определение соцветий.

2

1

1

13.12

20.12

09.12

16.12

1.2 световых микроскопа

2.2 бинокуляра

3.Компьютер

4.Колонки

5.Микропрепараты

6.        Предметные стекла

7.Иглы

Систематика растений.

Низшие растения.

Основные направления эволюции водорослей.

2

2

-

Высшие споровые растения. П/Р Изучение строения споровых.

Семенные растения.

П/Р Строение семян.

2

-

2

 27.12

23.12

Промежуточная аттестация

        2        

-

2

10.01

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

06.01

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

                                   1.2 световых микроскопа

2.2 бинокуляра

3.Компьютер

4.Колонки

5.Микропрепараты

Царство животных. Зоология беспозвоночных.

Инструктаж по ТБ. Подцарство Простейшие.

П/Р Рассматривание одноклеточных под микроскопом.ТБ

2

-

2

Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные. Пресноводная гидра.

2

2

-

Тип Плоские,Круглые,

Кольчатые черви.

2

2

-

Тип Моллюски.

П/Р Внешнее строение пресноводных и морских моллюсков.

2

2

-

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

П/Р Внешнее строение речного рака.

2

-

2

Класс Паукообразные.

П/Р Изучение паука-крестовика.

2

-

2

Класс Насекомые П/Р Внешнее строение насекомых.

2

-

2

28.02

07.03

14.03

21.03

28.03

04.04

11.04

                   

24.12

03.03

10.03

17.03

24.03

07.04

14.04

1.2 световых микроскопа

2.2 бинокуляра

3.Компьютер

4.Колонки

5.Микропрепараты

Царство животных. Зоология позвоночных.

Тип Хордовые. Бесчерепные и Черепные

2

2

-

Класс Рыбы. Хрящевые и Костные.

П/Р Презентация. Промысловые рыбы.Их использование и охрана.

2

-

2

Класс Земноводные, или Амфибии.П/Р Изучение лягушки.

2

-

2

Класс Пресмыкающихся, или Рептилии.

П/Р Изучение ящерицы.

2

-

2

Класс Птицы.

П/Р Внешнее строение птицы.

2

-

2

Класс Млекопитающие, или Звери.

П/Р Изучение внешнего строения млекопитающего.

2

-

2

Высшие, или плацентарные. Звери.

2

2

-

Экологические группы и значение млекопитающих. Развитие животного мира на Земле..

2

2

-

25.04

21.04

Зоогеография

Изучение происхождения и эволюции фаун объединенных общностью области распространения.

2

2

-

           02.05

16.05

          23.05

28.04

05.05

12.05

1.Компьютер

2.Колонки

Флора Адыгеи.

П/Р Презентация.

2

-

2

Фауна Адыгеи.

П/Р. Презентация.

2

-

2

Основные зоогеографические области суши.

2

2

-

30.05

19,26.05

1.Компьютер

2.Колонки

Итоговая аттестация. Представление результатов работы. Анализ работы. Игра - викторина «В мире биологии»

2

-

2

Итого

72

36

36

п/п

Количество часов

Разделы,темы

Группа

      Дата

Форма контроля,

промежуточной аттестации, итоговая аттестация

Примечание

Всего

Теория

Практика

По плану

По плану

1

2

2

-

Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка.

1

1.        2 световых микроскопа

2.        2 бинокуляра

3.        Компьютер

4.        Колонки

5.        Химические элементы

6.        Предметные стекла

7.        Иглы

2

2

-

2

2

2

-

3

2

2

-

4

2

2

2

-

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

1

Проверочная работа

1.        2 световых микроскопа

2.        2 бинокуляра

2

2

-

2

2

2

-

3

2

2

-

4

3

4

-

-

Полевой практикум

1

Оформление результатов л/р

1.        2 световых микроскопа

2.        2 бинокуляра

4

-

-

2

4

-

-

3

4

-

4

4

4

32

12

20

В царстве животных Урок занимательной зоологии. Пресноводная фауна – систематика (работа с определителями). Изучение водной фауны Кудрово (полевой выход с отбором проб, определение, зарисовка). Удивительные членистоногие. Планета насекомых. Черви. Моллюски. Занимательная ихтиология. Строение рыб. Промежуточная аттестация

1

Оформление результатов л/р, отчеты

32

12

20

2

32

12

20

3

32

12

20

4

5

14

7

7

Растения под микроскопом Систематика растений. Особенности растений и их отличие от животных. Ткани растений. Краткий обзор информации. Демонстрация и обсуждение фрагментов видео фильмов «Эволюция», «Водоросли», «В мире растений» Основные правила приготовление временных препаратов из растений. Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов различных 14 7 7 Оформление результатов л/р тканей растений. Плазмолиз и деплазмолиз. Сбор образцов комнатных и культурных растений. Фотографирование и видеосъемка микропрепаратов растений. Приготовление временных микропрепаратов растений. Отработка навыков микро фото и видеосъемки. Мини –исследование «Определение содержания крахмала в продуктах питания».

1

Оформление результатов л/р

14

7

7

2

14

7

7

3

14

7

7

4

6

6

2

4

Бактериологическое исследование Классификация возбудителей инфекционных болезней человека и животных. Демонстрация презентации «Инфекционные заболевания и их возбудители». Методы бактериологических исследований. Методы окраски мазков. Приготовление мазков из культуры бактерий. Окраска по Грамму. Микроскопирование и фотографирование фиксированных препаратов бактерий.

1

Оформление результатов л/р

6

2

4

2

6

2

4

3

6

2

4

4

7

4

Подготовка и проведение викторин и игр

4

игра

8

6

Полевая практика

6

отчет

1.        2 световых микроскопа

2.        2 бинокуляра

9

1

1

Подведение итогов работы кружка Представление результатов работы. Анализ работы. Игра - викторина «В мире биологии». Итоговая аттестация

2

Проверка альбомов

1.        2 световых микроскопа

2.        2 бинокуляра

28

44

Итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...

Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...

Буклет "Памятка юному пешеходу", "Памятка юному пассажиру"

Буклет "Памятка юному пешеходу», «Памятка юному пассажиру» разработан на воспитательное мероприятие тематического месячника «Школа пешехода», где...

Сценарий агитбригады для районного конкурса дружин юных пожарных «Юные таланты за безопасность 2022»

Конкурс проводится в рамках реализации районной целевой программы по работе с дружинами юных пожарных образовательных учреждений Куйбышевского района города Новокузнецка «Юный пожарный»....