Презентация к уроку и методическая разработка
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Презентация к уроку Онтогенез. Конмпект урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИОЛОГИЯ Тема урока : Индивидуальное развитие организма (онтогенез) Учитель биологии: Коваленко Екатерина Михайловна

Слайд 2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - ОНТОГЕНЕЗ ( от греческого ontos- сущее и genesis – возникновение ) – это индивидуальное развития особи от зарождения (оплодотворения яйцеклетки, начала самостоятельной жизни органа вегетативного размножения или деления материнской одноклеточной особи) до конца жизни

Слайд 3

охватывает процессы происходящие с момента первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти

Слайд 4

Внутриутробное оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек и т.д.) Вне тела матери оканчивается выходом из яйцевых оболочек (многие беспозвоночные, большинство рыб, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, однопроходные млекопитающие) У преобладающего большинства животных эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из 5 этапов: дробления, бластуляции, гаструляции, гистогенеза и органогенеза. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

Слайд 5

ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 6

А- зигота В, С- стадия 2-х и 4-х бластомеров D - морула ДРОБЛЕНИЕ - многократное деление зиготы путем митоза (без роста) В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами .

Слайд 7

В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель . С этого момента зародыш называется бластулой . БЛАСТУЛЯЦИЯ

Слайд 8

ГАСТРУЛА - зародыш, состоящий из двух зародышевых листков ЭКТОДЕРМА- наружный зародышевый листок В конце гаструлы может образоваться третий зародышевый листок – мезодерма , которая располагается между эктодермой и энтодермой. ГАСТРУЛЯЦИЯ - совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы ЭНТОДЕРМА- внутренний зародышевый листок ПЕРВИЧНЫЙ РОТ

Слайд 9

Следующая стадия развития зародыша- нейруляция , приводящая к формированию – нейрулы (трехслойного зародыша) . Она начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Слайд 10

ОРГАНОГЕНЕЗ - закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток Процесс развития тканей зародыша - гистогенез. Из каждого зародышевого листка формируется определенные ткани и органы.

Слайд 11

ПРЯМОЕ ПОСТЭМБИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие, при котором из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм со всеми органами, свойственными взрослому животному МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ПТИЦЫ РЕПТИЛИИ

Слайд 12

НЕПРЯМОЕ ПОСТЭМБИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ- развитие с метаморфозом Из яйца выходит личинка, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.

Слайд 13

Развитие с неполным превращением ЯЙЦО ЛИЧИНКА ИМАГО ОТРЯДЫ Полужесткокрылые Стрекозы Прямокрылые и др. яйца



Предварительный просмотр:

Слайд №1 

Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего урока: Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

На уроке мы познакомимся с понятием онтогенез, примерами онтогенеза у разных организмов, видами эмбрионального развития, этапами индивидуального развития многоклеточных животных.

Слайд №2

Индивидуальное развитие организма называется онтогенез.

Термин «онтогенез» происходит от греческих слов онтос – сущее и генезис – возникновение.

Онтогенез – это индивидуальное развитие особи от зарождения до конца жизни.

Момент зарождения особи отсчитывают по-разному:

-от оплодотворения яйцеклетки при половом размножении

-от начала самостоятельной жизни органа при вегетативном размножении

-или от деления материнской одноклеточной особи.

Слайд №3

Онтогенез может быть у одноклеточных организмов (и тогда он совпадает с клеточным циклом),

У многоклеточных растений (включает зародышевый период, период юности, зрелости и старости)

У многоклеточных животных, с онтогенезом, которых мы сегодня подробнее и познакомимся.

Слайд №4

Индивидуальное развитие организмов животных включает эмбриональный период и постэмбриональный период.

Эмбриональный период охватывает процессы происходящие с момента первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения.

Постэмбриональный - развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.

Слайд№5

Эмбриология-наука о зародышевом развитии организмов.

Карл Бэр в своем сочинении «История развития животных», доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Поэтому говоря об онтогенезе животных, мы имеем ввиду и человека.

Слайд №6.

Эмбриональное развитие животных может быть

-Внутриутробное, которое оканчивается рождением (так развивается большинство млекопитающих, в том числе человек

-а может протекать Вне тела матери и оканчиваться  выходом из яйцевых оболочек (так развиваются зародыши многих беспозвоночных, большинство рыб, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, однопроходные млекопитающие.

У преобладающего большинства животных эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из 5 этапов:

Слайд №7

дробление, бластуляция, гаструляция, гистогенез и органогенеза

Слайд №8

После того, как произошло оплодотворение - слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться. Ее множественные митотические деления называют дроблением.

Сначала формируются 2 одинаковые клетки, которые называются бластомерами. Затем каждая из этих клеток делится еще раз и еще раз.

Важная особенность дробления состоит в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу.

В результате дробления образуется морула. Морула - стадия этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри). (комочек клеток).

Слайд №9.

Далее начинается бластуляция - заключительный период дробления, в ходе которого формируется однослойный зародыш с полостью внутри, называемый бластулой.

Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость – бластоцель.

Слайд№10

На одном из полюсов бластулы клетки начинают делиться быстрее. Таким образом, происходит впячивание  клеток стенки бластулы внутрь бластоцеля и формируется 2 слоя клеток. Образуется гаструла -  зародыш, состоящий из двух зародышевых листков, а процесс ее образования называется гаструляция.  Наружный зародышевый листок называется эктодерма, внутренний - энтодерма. Отверстие, соединяющее полость гаструлы и внешнюю среду - первичный рот.

У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).

У кишечнополостных животных и губок на этом эмбриональный период завершается, т.е. они-двуслойные животные, для которых характерно 2 слоя клеток. У всех остальных животных в конце гаструлы начинает формироваться  третий зародышевый листок – мезодерма, которая располагается между эктодермой и энтодермой.

Слайд№11

Это приводит к формированию трехслойного зародыша, который называется нейрула. Нейруляция начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Слайд №12

Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания.

Из каждого будут формироваться ткани и органы. Процесс развития тканей зародыша называется гистогенез. ОРГАНОГЕНЕЗ- закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Слайд №13

Из эктодермы образуется головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, производные кожи, эмаль зубов.

Слайд №14

Мезодерма- средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).

Слайд№15

Энтодерма -внутренний зародышевый листок, образует эпителий органов пищеварения, эпителий органов дыхания, желчного пузыря, печень и поджелудочную железу. 

В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Слайд №16

Карл Бэр, изучая эмбриональное развитие организмов сформулировал закон зародышевого сходства. Он обнаружил, что на начальных этапах эмбрионального развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению.

 И действительно,  на ранней стадии эмбрионального развития у организмов разных классов типа Хордовые закладываются жаберные щели, хорда, хвост, одинаковые отделы тела, которые в дальнейшем будут специализироваться. На более поздних этапах проявляются признаки более мелких таксонов: классов (Рыб, Рептилий, Млекопитающих), отрядов, отдельных видов. Это говорит о  единстве происхождения животного мира.

Слайд №17

Немецкие же ученые Мюллер и Геккель обнаружили связь между индивидуальным развитием и историческим, которая нашла отражение в биогенетическом законе «Онтогенез (индивидуальное развитие особи) есть краткое повторение филогенеза (исторического развития вида)»

 

Слайд №18

Теперь рассмотрим постэмбриональное развитие, то есть развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.

Выделяют два основных варианта постэмбрионального развития:

Прямое (без превращения) и непрямое с превращением.

Слайд №19

При прямом постэмбриональном развитии из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм со всеми органами, свойственными взрослому животному

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Слад №20

При непрямом постэмбриональном развитии из яйца выходит личинка, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими.

Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.

Слайд №21

Наиболее ярко развитие с метаморфозом представлено у насекомых

Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполным превращением) или с полным метаморфозом (греческое слово метаморфоз означает - превращение).

Слайд №22

В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы – личинки бабочек, ползают по листьяь растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки - ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

Из кокона выходит совершенно "новый" организм - бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки - взрослой особи (называемой имаго) - размножение и расселение.

Представителя насекомых с полным превращением отряды жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые

Слайд №23

Для развития с неполным превращением характерно отсутствие стадии куколки. Личинка отличается от взрослого насекомого более мелкими размерами и обычно отсутствием крыльев. Такое развитие имеют насекомые отрядов полужёсткокрылые, стрекозы, прямокрылые..

Слайд №24

Итак мы с вами сегодня познакомились с такими понятиями как онтогенез - индивидуальное развитие особи от зарождения до конца жизни,   эмбриональный период онтогенеза, с которым связаны понятия:

дробление зиготы, морула, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез)

постэмбриональный период, метаморфоз

Слайд №25 Надеюсь, вы хорошо усвоили основные понятия темы. Теперь попробуйте проверить себя, выполнив задания. Задания будут высланы вам еще и в  отдельным файле.

Задание №1. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

Слайд №26 Задание 2. Установите последовательность стадий в процессе эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

Слайд №27 Задание 3. Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Слайд №28 Задание 4 Каким свойством не обладают отдельные клетки бластулы?

                     Задание 5 Подумайте, У какого из названных животных мезодермы нет?

Слайд № 29 Желаю успеха. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки вдохновения". Методические разработки уроков

Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский районКраснодарского края.Стаж работы учителем музыки - 31 годМноголетний опыт работы учителем музыки позволи...

«Урок доброты» Методическая разработка внеклассного мероприятия.

«Урок доброты» - игровая форма внеклассного мероприятия, имеющего социальное и творческое направление. Дети любят играть, и в процессе игры становится очевидно, что тема «урока» задевает их за живое:...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...