Методическая разработа урока "Расы человека"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Папуш Ольга Анатольевна

Методическая разработка включает технологическую карту урока по теме "Расы человека" с применением групповой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasy_cheloveka.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Человеческие расы»

Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:  частично поисковый, проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира», фотографии, рисунки с изображением людей разных рас, карточки - задания.

Предметные результаты обучения: перечислять характерные признаки человеческих рас; доказывать несостоятельность расистских взглядов.

Метапредметные результаты обучения: познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас; регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения: проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение человека как биологического вида. осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм

  1. Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг другу, мы такие разные, но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением».

        Нарисуйте в тетради смайлик, отражающий ваше настроение на начало урока. (Самооценка своего состояния.).

Внимание на доску. (На доске картинки с представителями рас, учитель зачитывает стих)

Прошли столетия, промчались годы,

И человек, стихиям вопреки,

Стал властелином девственной природы,

Освоил разные планеты уголки.

Темноволосый, чернокожий и курчавый

Предпочитает Африканский континент,

С желтым оттенком кожи, узкими глазами,

Лучами солнца Азии согрет.

Голубоглазый, светлый волос

И темной кожей он не наделен.

За тысячи веков освоивший Европу,

Еще в Канаде поселился он.

  • О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока.
  • Вы правы, тема урока: «Расы человека».

Исходя из темы урока, назовите цель урока? Цель нашего урока сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

Оценивают свое эмоциональное состояние

Слушают стихотворение

Учащиеся формулируют тему урока.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.

II. Организационно-деятельностный этап.

  • Кто помнит, что такое раса?
  • Найдите в учебнике определение расы. Сравните данные вами определения с определением учебника. Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век, очертание головы
  • Вспомните систематику человека. К какой систематической категории относится человеческая раса?

Класс делиться на 4 группы, получают карточки с заданием и дополнительный материал.

1 группа – Европеоидная (евразийская)

2 группа – Австрало-негроидная (экваториальная)

3 группа – Монголоидная (азиатско-американская)

4 группа – Приспособленность к условиям обитания

Задания:

1. Используя текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.

Раса

Биологические особенности рас

Морфологические особенности рас

Где живут

Приспособленность к условиям обитания

Европеоидная (евразийская)

Австрало-негроидная (экваториальная)

Монголоидная (азиатско-американская)

2.Сделать вывод: Какие условия среды повлияли на формирование рас?

Расы человека относятся к одному виду или нет?

Найдите в вашем дополнительном материале определение вида и докажите что представители разных рас относятся к одному биологическому виду.

  • Кто знает, что такое расизм?

Долгое время некоторые учёные прямо связывали биологические особенности представителей разных рас с уровнем их культуры, пытались сравнивать народы, стоящие на разных ступенях развития, людей разного социального положения. Эти ошибки легли в основу теории расизма. Её сторонники утверждали, что существуют расы высшие и низшие, и этим оправдывали господство одних народов над другими.

 Расизм - это не наука, а идеология и политика наиболее реакционных групп общества, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком. Причина появления расизма - колониальные захваты.

  • Скажите  ребята, актуальна ли на сегодняшний день проблемы расизма или эта проблема надуманна?

Вывод учащихся с помощью учителя: сегодня действительно важно говорить и знать о проблемах расизма. Внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представлений разных рас, и не являются ведущими для определения способностей человека.

Дают определение понятию Раса.  

Испытывают затруднение

На основании анализа учебника, дополнительной информации, обучающиеся пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока.

Выдвигают и доказывают гипотезы.

Заслушиваются представители каждой группы, дополняются данные в таблице.

Приводят доказательства единства рас

Выдвигают свои версии расизма.

Выдвигают свои версии.

III.    Закрепление нового материала и рефлексия.

ВОПРОСЫ:

  1. Что такое раса? (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)
  2. Сколько и какие расы выделяют современные ученые? (В настоящее время большинство ученых выделяют три расы: Европеоидная (евразийская), Австрало-негроидная (экваториальная), Монголоидная (азиатско-американская).
  3. Под влиянием чего сформировались расы? (Расы сформировались под условием среды обитания).

Отвечают на вопросы

IV.

Рефлексия

- Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?

- Понравился ли вам урок?

- Кто был наиболее активен и убедителен?

- Какие трудности вы испытали? На каком этапе урока их было больше всего?

- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на конец урока.

Отвечают на вопросы

Оценивают свое эмоциональное состояние

  Оценивание.  

Вот и к концу подошел урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

Учитель выставляет  оценки  с учётом устных ответов, работы в группе.

V.    Домашнее задание

1.§ 5 учебника;

2.Письменно подтвердите фактами изречения Ч. Дарвина: «Каменные наконечники стрел, привезенные с самых отдаленных концов Земли и принадлежащие самой отдаленной древности, почти тождественны между собой. Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас».

Дополнительный материал для работы в группах:

Морфологические признаки:

курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо; широкое лицо, уплощенный нос, жесткие, прямые темные волосы, кожа темная с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой; сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы.

Территория проживания:

Центральная и Восточная Азия, часть Америки (монголоидная), Европа, часть Азии, часть Америки (европеоидная), Африка, Австралия, часть Америки (негроидная)

Строение органов и систем:

Четырехкамерное сердце,  два круга кровообращения, легкие альвеолярного типа, хорошо развитые 5 отделов головного мозга, строение руки;строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов).

Физиологические особенности:

Прямохождение, теплокровность,, живорождение, внутриутробное плацентарное развитие, одинаковые группы крови;46 хромосом в соматических клетках человека; скрещивание и получение плодовитого потомства

Это интересно. От брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождаются нормальное потомство; кровь человека одной расы можно перелить человеку любой другой расы (в соответствии с группой крови). В противоположность волосам обитателей Африки и Азии поверхностный слой волос европейцев полностью свободен от пигментов.

Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал.

Дополнительный материал для работы в группах:

Морфологические признаки:

курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо; широкое лицо, уплощенный нос, жесткие, прямые темные волосы, кожа темная с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой; сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы.

Территория проживания:

Центральная и Восточная Азия, часть Америки (монголоидная), Европа, часть Азии, часть Америки (европеоидная), Африка, Австралия, часть Америки (негроидная)

Строение органов и систем:

Четырехкамерное сердце,  два круга кровообращения, легкие альвеолярного типа, хорошо развитые 5 отделов головного мозга, строение руки;строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов).

Физиологические особенности:

Прямохождение, теплокровность,, живорождение, внутриутробное плацентарное развитие, одинаковые группы крови;46 хромосом в соматических клетках человека; скрещивание и получение плодовитого потомства

Это интересно. От брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождаются нормальное потомство; кровь человека одной расы можно перелить человеку любой другой расы (в соответствии с группой крови). В противоположность волосам обитателей Африки и Азии поверхностный слой волос европейцев полностью свободен от пигментов.

Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал.

Приспособленность к условиям обитания

Формирование рас было связано с расселением людей по новым географическим областям. Особенные черты различных рас имели приспособительный характер и закреплялись естественным отбором. Расовые признаки были полезны для их обладателей.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате.

Тип с более широкого относителен объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Локальные отложения жировой клетчатки на лице у монголоидов защищает его от обморожения. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению. Косой и узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы предохранял глаза от сильных ветров, несущих пыль и песок.

В противовес жителям экваториальных районов население северных регионов планеты в результате эволюции приобрело преимущественно светлый цвет кожи и волос, что позволило им получать больше солнечного света и удовлетворять потребности организма в витамине D. Выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и лёгкие.

        

Приспособленность к условиям обитания

Формирование рас было связано с расселением людей по новым географическим областям. Особенные черты различных рас имели приспособительный характер и закреплялись естественным отбором. Расовые признаки были полезны для их обладателей.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате.

Тип с более широкого относителен объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Локальные отложения жировой клетчатки на лице у монголоидов защищает его от обморожения. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению. Косой и узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы предохранял глаза от сильных ветров, несущих пыль и песок.

В противовес жителям экваториальных районов население северных регионов планеты в результате эволюции приобрело преимущественно светлый цвет кожи и волос, что позволило им получать больше солнечного света и удовлетворять потребности организма в витамине D. Выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и лёгкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Психология человека".

Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.Курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.Программа курса органически связана с обще...

Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца

Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет  оценить результативность освоения образовательной программы клуба....

Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса

Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ "Человек - это звучит гордо"

Материал по биографии М.Горького. Занятие проводится при помощи презентации. В ходе занятия использована игровая технология - деловой театр...

Методическая разработка урока "Человек и его деятельность"

Методическая разработка урока "Человек и его деятельность" с использованием облачных технологий....

Авторская методическая разработа "От движения к мышлению"

В авторской методической разработке предствалены кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ...

Методическая разработа

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию: "День Победы"...