Контрольная работа для профильного 10 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс)

Подготовлена для детей, которые собираются сдавать ЕГЭ по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл administrativnaya_kontrolnaya_rabota_no2.docx738.75 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА (профильный уровень)

Дата                                                 Фамилия, имя _________________________

проведения «__» ______ 202_г      класс 10 «А»     

Вариант 1.

1. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, для которого она характерна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) образует лизосомы

Б) делит клетку на секции, где происходят различные химические реакции

В) участвует в построении клеточной стенки

Г) состоит из стопки плоских цистерн и отделяющихся от них пузырьков

Д) участвует в синтезе белка

Е) обеспечивает транспорт веществ по трубочкам и цистернам

ОРГАНОИД

1) шероховатая эндоплазматическая сеть

2) комплекс Гольджи

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Экспериментатор исследовал активность фермента каталазы при ферментативном расщеплении пероксида водорода. Для этого в пробирки с кусочками сырого (пробирка № 1) и варёного картофеля (пробирка № 2) он капнул по 4-5 капель пероксида водорода. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произойдут в пробирках с разными объектами? Ответ поясните.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выберите три верных ответа из шести. В хлоропластах растительной клетки происходят следующие процессы:

  1. фотолиз воды
  2. гидролиз полисахаридов
  3. синтез углеводов
  4. расщепление пировиноградной кислоты
  5. расщепление жиров до жирных кислот и глицерина
  6. синтез АТФ

Ответ _________________

4. Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                          ПРОЦЕСС

А) происходит в любых живых клетках             1) клеточное дыхание

Б) поглощается кислород                                     2) фотосинтез

В) происходит в хлоропластах

Г) происходит в митохондриях

Д) синтезируются углеводы

Е) поглощается углекислый газ

А

Б

В

Г

Д

Е

5. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

1) проникновение ДНК вируса в клетку

2) формирование новых вирусов

3) синтез вирусных белков

4) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина

5) прикрепление вируса своими отростками: к оболочке клетки

Ответ: _____________________

6. Установите соответствие между характеристикой и процессом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) обеспечивает точное копирование наследственной информации

Б) приводит к перекомбинации наследственной информации

В) состоит из двух последовательных делений

Г) приводит к образованию четырех гаплоидных клеток

Д) приводит к образованию диплоидных клеток

Е) состоит из одного деления

ПРОЦЕСС

1) митоз

2) мейоз

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Установите соответствие между тканями, органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.

ОРГАНЫ                                        ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ                                

А) эпителий трахеи                          1) эктодерма

Б) потовые железы                           2) энтодерма

В) хрящевая ткань                            3) мезодерма

Г) щитовидная железа

Д) рецепторы носовой полости

Е) эпителий желудка

А

Б

В

Г

Д

Е

8. Рассмотрите рисунок и выполните задания А и Б:

А) Каким номером обозначена структура, из которой в дальнейшем образуется   нервная система?

Ответ _______________________

Б) Установите соответствие между структурами и характеристиками эмбриона:

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                              СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА

А) формирует осевую опорную структуру                        1) 1

эмбриона                                                                                2) 2

Б) соединительные ткани будут формироваться               3) 3

из данных структур                                                               4) 4

В) является производным эктодермы

Г) в дальнейшем даст начало покровам животного

Д) будет формировать мышечную ткань

Е) образующиеся клетки будут способны к

возбудимости и проводимости

А

Б

В

Г

Д

Е

9. В соматических клетках животного организма число хромосом равно 40. Какой набор хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза I и в телофазе мейоза II? Ответ поясните.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ГУА, УАЦ, УГЦ, ГЦА. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА (профильный уровень)

Дата                                                 Фамилия, имя _________________________

проведения «07» апреля 2022г      класс 10 «А»     

Вариант 2.

1. Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.

ПРИЗНАК                                                                         ОРГАНОИД
А) участвует в образовании пищеварительных       1) лизосома

вакуолей у простейших                                              2) митохондрия

Б) переваривает старые органоиды клеток

В) аккумулирование энергии в АТФ

Г) расщепление органических веществ до

воды и углекислого газа

Д) содержит гидролитические ферменты

Е) наличие двух мембран

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Учёные изучали взаимодействие колоний бактерий и плесневого гриба пеницилла. На питательную среду в двух чашках Петри посеяли культуру бактерий. В одну из чашек, куда посеяли бактерий, также заселили пеницилл (рис А). Вторая чашка — контрольная (рис. Б). В результате, в контрольной чашке развились обширные колонии бактерий, в то время как в другой чашке колония бактерий угнетена, а основную площадь питательной среды занимает пеницилл. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Объясните результаты эксперимента. В результате чего в чашке на рис. А не развивается колония бактерий так же как в чаше на рис. Б? Какую роль в этом играет плесневый гриб пеницилл? Открытию каких препаратов предшествовали аналогичные эксперименты?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=93406

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите соответствие между процессами и их локализацией в хлоропластах:

ПРОЦЕССЫ                                                      ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ХЛОРОПЛАСТАХ

А) возбуждение хлорофилла                  1) строма

Б) перенос электронов по цепи              2) тилакоид

ферментов

В) фотолиз воды

Г) использование АТФ

Д) образование пентозы

А

Б

В

Г

Д

4. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ           ВИД ОБМЕНА

А) белок расщепляется до аминокислот                1) энергетический

Б) вещества окисляются                                          2) пластический

В) из глюкозы образуется гликоген

Г) в процессе участвуют митохондрии

Д) происходит синтез белка

Е) энергия запасается

А

Б

В

Г

Д

Е

5. Выберите три верных ответа из шести. Вирусы, в отличие от бактерий

1. имеют неоформленное ядро

2. способны кристаллизоваться

3. способны к конъюгации

4. способны к росту

5. состоят из белка и нуклеиновой кислоты

6. размножаются только в клетках

Ответ: ______________________

6. Установите соответствие между характеристикой и типом деления клеток, к которому ее относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) деление лежит в основе почкования кишечнополостных животных

Б) гомологичные хромосомы отходят к разным полюсам клетки

В) образуются дочерние клетки, идентичные материнской

Г) между гомологичными хромосомами происходит обмен генами

Д) гомологичные хромосомы конъюгируют друг с другом

Е) деление лежит в основе вегетативного размножения

ТИП ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ

1) митоз

2) мейоз

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Установите соответствие между органами, тканями позвоночного животного и зародышевыми листками, из которого они образуются при эмбриогенезе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ, ТКАНИ                            ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) хрящевая ткань                               1) эктодерма

Б) кожные железы                               2) мезодерма

В) эмаль зубов

Г) кровь

Д) сердечная мышца

А

Б

В

Г

Д

8. Рассмотрите рисунок и выполните задания А и Б:

А) Каким номером обозначена структура, из которой в дальнейшем образуется   нервная система?

Ответ _______________________

Б) Установите соответствие между структурами и характеристиками эмбриона:

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                              СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА

А) формирует осевую опорную структуру                        1) 4

эмбриона                                                                                2) 3

Б) соединительные ткани будут формироваться               3) 2

из данных структур                                                               4) 1

В) является производным эктодермы

Г) в дальнейшем даст начало покровам животного

Д) будет формировать мышечную ткань

Е) образующиеся клетки будут способны к

возбудимости и проводимости

А

Б

В

Г

Д

Е

9. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Некоторые вирусы в качестве генетического материала несут РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего генома в геном хозяйской клетки. В клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности:

5’ − АУГГЦУУУУГЦА − 3’.

Определите, какова будет последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза иРНК служит цепь, комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного фрагмента ДНК, укажите 5’ и 3’ концы цепей. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в профильных классах.

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассн...

Из опыта работы в профильных классах

В докладе содержатся описания некоторых методов работы по физике в профильной группе (проблемные ситуации, темы проектов, тексты зачётов и темы уроков лабораторного практикума)...

самостоятельная работа 10 профильный класс "Динамика"

Самостоятельная работа 10 профильный класс "Динамика"...

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Анализ контрольной работы по профильному предмету (русский язык). 11 класс

Анализ контрольной работы по профильному предмету (русский язык). 11 класс...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...