Лабораторный практикум 8 кл. Пищеварительная система
опыты и эксперименты по биологии (8 класс)

Козлова Вера Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornyy_praktikum_8_kl._pishchevaritelnaya_sistema.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-лабораторного практикума

Тема урока: Роль ферментов в процессе пищеварения.

Цель: сформировать представление учащихся об особенностях пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание

Организационный момент

2 мин

Взаимное приветствие учителя и учащихся, создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация знаний

10 мин

Фронтальный опрос по теме «Пищеварительная система человека»:

  1. Что такое пищеварение и какова его роль в жизнедеятельности человека?
  2. Последовательность пищеварительного тракта человека.
  3. Что такое зубы и какова их роль в пищеварении?
  4. Роль слюны в процессе пищеварения.
  5. Каков механизм продвижения пищевого кома по пищеводу?
  6. Желудок и его роль в процессе пищеварения.
  7. Строение кишечника и его роль в процессе пищеварения.

Ознакомление учеников с техникой безопасности

5 мин

Прежде, чем приступать к выполнению лабораторных работ, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием:

1.        Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.

2.        Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.

3.        Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.

4.        Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.

5.        Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.

6.        По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.

Практическая работа

20 мин

Учащимся раздаются дидактические карточки, с описанием хода работы.

Изучение действия слюны на крахмал.

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Оборудование и материалы: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирка со слюной, разведенная 1:1, слабый раствор йода, растворы NaOH (10 %), горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.

Ход работы

  1. Приготовление раствора слюны.

Ополосните рот 2 - 3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Из этого стакана ополаскивайте рот в течение 1 - 2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.

  1. Пронумеруйте четыре пробирки.
  2. В первую пробирку налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую - столько же разбавленной слюны. В третью - клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую - клейстер с добавлением слюны.
  3. Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2 - 3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.
  4. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 С. поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 мин. По мере остывания доливайте горячую воду.
  5. Как изменилась окраска раствора через 10-15 мин? Какова причина произошедших изменений?
  6. Повторите опыт, изменяя температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80°С);

  1. Результаты опытов занесите в таблицу:

№ пробирки

Условие опыта

Результаты

Вывод

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Задание 2.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Когда мы готовим крахмальный клейстер, молекулы крахмала становятся более доступными для работы ферментов, превращающих нерастворимый крахмал в растворимую ______________________________________________________.

При смачивании бинта крахмальным клейстером молекулы__________________________ оседают на волокнах и высушенный бинт можно использовать для опытов.

Под действием _____________________ слюны молекулы крахмала распадаются до __________________________. Эта реакция идет при температуре ________________________, поэтому бинт приходится согревать в руках.

При погружении расправленного бинта в йодный раствор молекулы крахмала с йодом дают_________________________ окрашивание. На синем фоне проявляется белая буква, так как в смоченном слюной месте образовалась ____________, а она с йодом ___________________не дает.

Вывод:

        Действие желудочного сока на белки

Цель работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Материалы и оборудование: штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить;    остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.

Ход работы

  1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку варёного яйца.
  2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.
  3. Включить водяную баню и выставить её температуру на уровень 36-38°С.
  4. Поместить пробирку №1 на водяную баню.
  5. В пробирку №2 долить 1 мл щёлочи и поставить её на водяную баню.
  6. Пробирку №3 поставить в стакан со льдом.
  7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.
  8. Результаты опытов занести в таблицу:

Номер пробирки

Содержимое

Наблюдения

Выводы о наблюдаемых процессах

№1

№2

№3

7.Сделать вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

Закрепление результатов

5 мин

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Выводы о роли ферментов в пищеварительной системе человека.

Домашнее задание

3 мин

Подготовиться к контрольной работе по теме «Пищеварительная система человека».

Доделать отчет по лабораторной работе.

По желанию: повторить проделанные опыты в интерактивной форме в виртуальной лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока Пищеварительная система

урок презентация к уроку: " Пищеварительная система человека"...

Болезни пищеварительной системы

Болезни пищеварительной системы в картинках...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Эволюция пищеварительной системы животных.

Данная презентация может быть использована  на уроках биологии в 7 классах.  Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....

Пищеварительная система. Технология модульного обучения

Технология индивидуального изучения позволяет учащимся самостоятельно в интересной поисковой форме изучить материал. Учитель на уроке является консультантом. Данную технологию целесообразно применять ...

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

Интегрированный урок по пищеварительной системе

Цель урока: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи....