Конспект урока по биологии
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Козлова Надежда Николаевна

"Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_5_klass.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока«ПОЛЕЗНЫЕ   ИСКОПАЕМЫЕ. Гранит. Известняк.»

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их

 применение в народном хозяйстве.

Задачи:

- образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных

ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

- формировать у обучающихся умения  привести примеры использования полезных

 ископаемых  человеком.

коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение

 делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать

 развитию познавательного интереса к природе;

- воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере

 рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за

 страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

 Наглядность:  образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Пожалуйста, возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу успехов и

уверенности в том, что все у нас получится. Молодцы.

  1. Проверка домашнего задания.

     Ребята , посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какое слово лишнее?

Песок, гранит, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ.

Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее?

Как можно назвать остальные вещества?

Почему их называют полезными?

Почему ископаемые?

 Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли.

Полезные ископаемые – это  все природные богатства, которые люди добывают из

глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

- Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

- Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах,  называются месторождениями  (слово на доску)

- Может быть,  кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слово на доску).

- Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов

       Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах.  И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу.  А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа!

- Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту.)

- Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал.)

- Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

3. Работа по теме урока.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я под-считывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от праде-душки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы учитесь в школе и наверняка многое знаете. Помогите, пожа-луйста!

                                                                                                С уважением, Крот»

Физкультминутка

По дорожке мы шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот на право мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли,

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли-

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

Показ коллекции полезных ископаемых.(вот они наши камешки.)

Знакомство с полезными ископаемыми. Гранит. Известняк.

Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).

Задания: - определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?;

 - попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей)

Ученик рассказывает о граните (презентация). 

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды. Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита. Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. Найдите загадки о граните.

- Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди?

Практическая работа.

1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их.

2.Определите цвет известняка.

3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит?

4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик рассказывает о известняке. (презентация)

   Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды.

 Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди?

- У кого есть загадки про известняк?

 Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек.   Хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а  в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

       Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

     5. Итог урока.        

        Что такое гранит?

Назовите свойства гранита?

Из чего состоит гранит?

Где используют гранит?

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны!

 

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

Что получают из известняка?

Как используют?

     Рефлексия

Закончить фразу

Мне понравилось на уроке…..

Мне было интересно……

У меня есть вопрос……

VI.Домашнее задание  

Стр. 51- 53. – прочитать, ответить на вопросы стр. 53.

                                       

  ЗАГАДКИ

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar

Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

конспект урока по биологии "Урок экологии"

Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...