Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках образовательного учреждения.
статья по биологии

Тажева Ирина Владимировна

В статье описывается опыт по выявлению и поддержке одаренных детей в МКОУ СОШ №2 г.п. Терек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках образовательного учреждения.

        Одним из 5–ти основных направлений развития отечественной системы образования, обеспечивающих её модернизацию и инновационное развитие в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является  формирование целостной системы  выявления и поддержки талантливых детей.

        В МОУ СОШ №2 ГП Терек  разработана и успешно внедряется программа «Одаренные дети». Ведущая идея данной программы – реализация индивидуальности личности обучающихся, их уникальности и неповторимости, становление культуры личности, проектирование индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

        Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка проводится мною через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Работу с талантливыми и одаренными детьми осуществляю через   элективные курсы,  подготовку к олимпиадам, путем   вовлечения в научно-исследовательскую работу НОУ «Альфа», проведение предметных конкурсов, недели биологии и т.д.

В настоящее время сложилась многоступенчатая система проведения олимпиад от школьного тура  до республиканского, способствующая решению сразу нескольких задач: выявление одаренных и талантливых учеников, развитие познавательного интереса к предмету, углубление научных знаний, развитие творческих и интеллектуальных способностей.

        С учащимися проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке к районным и республиканским олимпиадам по биологии и экологии. В  кабинете биологии есть множество научной и энциклопедической литературы, развивающих пособий, разнообразных  задачников, обширный набор медиаресурсов, которыми  ученики свободно пользуются.  Кроме того, в школе имеется достаточно оснащенная биологическая лаборатория, благодаря которой учащиеся могут совершенствовать практические навыки работы с микроскопом. Подготовка к районным и республиканским олимпиадам  проводиться после уроков в рамках программы НОУ «Альфа», а также во время каникул. Организую групповую и индивидуальную формы занятий, в зависимости от уровня знаний ребенка, его умения логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Особенно большого внимания требует олимпиада по экологии, так как для участия необходимы не только глубокие теоретические знания, но и наличие исследовательского проекта экологической направленности. В ходе подготовки к олимпиаде ребята осваивают навыки исследовательской работы: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, защита проекта, выполнение компьютерной презентации.

        Также  больших успехов мои ученики добиваются в таких республиканских олимпиадах как «Шаг в будущее», «Научные кадры будущего», открытая олимпиада  Северо-Кавказского федерального округа.

В МОУ СОШ № 2 г.п. Терек  на протяжении многих лет функционирует научное общество учащихся “Альфа ”. В течение нескольких лет я являюсь руководителем естественно – научного направления НОУ. «Альфа»  – научное общество учеников, добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности. Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству. Исследовательские работы моих учеников имеют медицинскую и экологическую направленность. Многие из ребят стали победителями и призерами таких НПК как «Сигма», «Чтения памяти В.И.Вернадского», «Энергия будущего», «Национальное достояние России», «Юность. Наука. Культура».

Средством дифференциации и индивидуализации обучения является профильное обучение. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Я работаю  в  профильных 10  и 11   химико-биологическом классах. В этих же классах провожу элективные курсы. Если на первом этапе работы, я использовала готовые разработки элективных курсов, то в настоящее время работаю по своим авторским программам: 10 класс – «Решение задач по молекулярной биологии и цитологии»; 11 класс – «Решение генетических задач по химии и биологии».

Выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка полностью соответствует инновационная технология портфолио.  Неформальная оценка содержания портфолио при приёме в 10 профильные классы  актуализирует материалы портфолио и, соответственно, повышает у ребёнка мотивацию к обучению, накоплению опыта, творческого роста,   повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях.

Принцип организации работы с одаренными детьми на современном этапе как нельзя лучше отражают слова великого философа Г. Песталоцци: «Мои ученики – будут узнавать  новое не от меня, они будут  открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»

Выступление на тему:   «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...

«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»

Выявление и поддержка одаренных детей с помощью общегимназического конкурса «Ученик года». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая зн...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...

Проект в сфере образования "Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении"

Для развития системы современного российского образования  очень важным является своевременное выявление и эффективная диагностика одаренных детей. Веяния времени требуют создания оптимальны...

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ГБНОУ “АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ”

В статье описывается и анализируется опытпроектирования образовательных интенсивных программ на базеРегионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ“Академия талантов” Санк...