«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»
учебно-методический материал на тему

Юлия Георгиевна Берейчук
Выявление и поддержка одаренных детей с помощью общегимназического конкурса «Ученик года». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. А потому особая роль гимназического образования в том, чтобы выявлять и поддерживать одаренных детей. Так в гимназии №1 «Юнона» родилась идея поддержки одаренных детей через портфолио. Портфолио – папка-накопитель учебных достижений уча¬щегося, наглядно характеризующая его продвижение в раз¬витии ключевых компетенций. Портфолио выступает в компетентностном подходе не про¬сто как особая форма оценивания, но как форма, соединяю¬щая в себе все возможные варианты оценивания. Такая работа по выявлению и поддержке одаренных детей показала о необходимости ее продолжать и развивать дальше. Так родилась идея в проведении общегимназического конкурса «Ученик года». Одним из компонентов целостной системы воспитательной работы МОУ гимназии №1 «Юнона» является Детская Общественная Организация «Ассоциация Детского Творчества». Она состоит из девяти структурных компонентов, которые называются Ассоциации. Одна из них это Ассоциация «Умники и умницы» является родоначальником и продолжателем традиции в проведении конкурса «Ученик года». Мероприятие выросло из простого портфолио достижений старшеклассника в важный и престижный общегимназический конкурс. В зачет принимаются участие в олимпиадах (гимназических, городских, областных) конференциях, интернет проектах. Все это вызывает у учащихся огромный интерес к познавательной и исследовательской деятельности, не только города и области, но даже России. У гимназистов пользуются огромной популярностью конкурсы и олимпиады г.Обнинска, Пермская Олимпиада, Турнир им.Ломоносова и многие другие проекты самого разного уровня. В гимназии выделен специальный стенд «Ученик года», на котором размещено положение о конкурсе, новости проведения мероприятий и конечно рейтинг. В связи с ростом числа участников, на внутри гимназические конкурсы и интеллектуальные игры приглашаются, только тридцать лучших в рейтинге. Становится не просто престижно участвовать, а именно занимать высокие места.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»

«Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, то есть, чтобы разумное существо – человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужое мнение о вещах..., но и развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [2, с. 79].

Эти слова Яна Амоса Коменского, как никогда актуальны сегодня, когда особенностью развития образования в мире стало осознанное движение к «обществу образования». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. А потому особая роль гимназического образования в том, чтобы выявлять и поддерживать одаренных детей, через специально организованный учебно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребенка к познанию, творчеству, саморазвитию, самоорганизации. В данном процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах внеурочной деятельности способствует самореализации личности, стимулирует ее творчество. Кроме того, внеурочная деятельность  играет немалую роль в саморазвитии личности ребенка. Ориентация на подготовку к самостоятельному решению познавательных, ценностно-ориентированных и практических проблем предполагает включение учащихся в образовательную деятельность в соответствии с интересами и задатками детей. Стимулирование самоопределения, самоорганизации детей через развитие сфер образования, позволяющих сделать  осознанный личный профессиональный выбор.

Так в гимназии №1 «Юнона» родилась идея поддержки одаренных детей через портфолио.  Портфолио – папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика, родителей и  учителя.

Основы портфолио закладываются в пятом классе. И далее, работа по накоплению портфолио ведется  учащимися при тесном взаимодействии с родителями. На родительских и классных ученических собраниях классные руководители рассказывают о возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях, консультирую по вопросам заполнения рабочей папки. Родители ведут виртуальное (электронное) портфолио, наряду с которым имеется и рабочая накопительная папка.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания.

учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Такая работа по выявлению и поддержке одаренных детей показала о необходимости ее продолжать и развивать дальше. Так родилась идея в проведении  общегимназического конкурса «Ученик года».

Одним из компонентов целостной системы воспитательной работы МОУ гимназии №1 «Юнона» является Детская Общественная Организация «Ассоциация Детского Творчества». Она состоит из девяти структурных компонентов, которые называются Ассоциации.  Одна из них это Ассоциация «Умники и умницы» является родоначальником и продолжателем традиции в проведении конкурса «Ученик года». Мероприятие выросло из простого портфолио достижений старшеклассника в важный и престижный общегимназический конкурс.

Первый конкурс проводился в 2006 году, тогда по положению в  этом конкурсе могли принимать участие, только учащиеся 10 – 11 классов, которые подали на него заявки. Таким образом, в нем принимало участие всего 18 человек. Но это никак не повлияло на увлекательность мероприятия длинной в целый год. Мероприятие настолько увлекло учащихся, родителей и учителей, что было решено проводить его ежегодно.

В 2007 году к  участию допускались ученики и девятых классов, с 2008 года круг участников расширяется (по многочисленным просьбам гимназистов) 5 – 11 классы. После активного освоения интернет олимпиад различного уровня, принимается решение с 2009 года о участии всех желающих с 1 по 11 класс. На данный момент в конкурсе «Ученик года 2011» принимает участие более трехсот пятидесяти человек.

Нельзя сказать, что это одно мероприятие, нет, это комплекс самых разнообразных игр гимназического уровня таких как:

Интеллектуальное казино «Я знаю всё…»,

Литературный вечер «Несказанное, синее, нежное…», посвящённый творчеству С.Есенина;

Литературный вечер, посвящённый творчеству Тютчева «Нет у любви бесследно сгинуть права…»

и многие другие литературные вечера;

«Дуэль физиков и лириков»;

«Колебания, колебания и ещё раз  колебания…» (интеллектуальная игра по физике») и другие предметные мероприятия по самым различным предметам.

 В зачет принимаются участие в олимпиадах (гимназических, городских, областных) конференциях, интернет проектах. Все это вызывает у учащихся огромный интерес к познавательной и исследовательской деятельности, не только города и области, но даже России. У гимназистов пользуются огромной популярностью конкурсы и олимпиады г.Обнинска, Пермская Олимпиада, Турнир им.Ломоносова и многие другие проекты самого разного уровня.

В гимназии выделен специальный стенд «Ученик года», на котором размещено положение о конкурсе, новости проведения мероприятий и конечно рейтинг.

По итогам каждой четверти, классными руководителями и учителями предметниками подаются отчеты о достижениях их учащихся, на основе этих данных составляется рейтинг, в котором отображается набранные участниками баллы. Такой подход в отображении лидерства, подогревает интерес и желание учащихся быть лучше.

Учащиеся младшего и среднего звена способны не только конкурировать со старшеклассниками, но и занимать лидирующие места.

В связи с ростом числа участников, на внутри гимназические конкурсы и интеллектуальные игры приглашаются, только тридцать  лучших в рейтинге. Становится не просто престижно участвовать, а именно занимать высокие места.

Награждение лучших участников конкурса «Ученик года» происходит как  один из компонентов другого традиционного ежегодного мероприятия гимназии «VIVAT ЮНОНА». Награждаются одиннадцать участников, набравших наибольшее количество баллов по итогам года. Присуждается гран – при конкурса и десять призовых мест. Обладателю гран – при вручается памятная статуэтка «ученик года». Остальные участники получают дипломы, памятные подарки и призы.

Организаторы конкурса постоянно ищут пути совершенствования как его проведения так и награждения участников.  Конкурс растет и развивается, набирая обороты, что стимулирует интерес как участников, так и организаторов «Ученика года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»

Выступление на тему:   «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...

Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей

Данная тема является темой моего самообразования и соответствует актуальным направлениям развития образования в ХМАО-Югре....

Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"

Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...

«Выявление и поддержка одаренных детей в дополнительном образовании»

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми....

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...

Проект в сфере образования "Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении"

Для развития системы современного российского образования  очень важным является своевременное выявление и эффективная диагностика одаренных детей. Веяния времени требуют создания оптимальны...