Урок-игра по биологии в 6 классе по теме: "Отделы растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Тарасова Людмила \Леонидовна

Представлен урок-игра  по биологии 6класс. Тема : "Отделы растений". В  игровой форме представлены задания  для обобщения знаний  учащихся по даной теме.

 Использование игр в обучении биологии решает множество задач одновременно:

игры способствуют становлению творческой личности учащегося
формированию умения выделять проблемы
принимать решения
развивают познавательный интерес к предмету
оказывают сильное воздействие на учащихся
формируют черты характера
стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otdely_rasteniy.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  по биологии  в 6 классе по теме: «Отделы растений»

Учитель биологии: Тарасова Людмила Леонидовна.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках об основных отделах растений, особенностях их строения, экологии, развития, размножения, значения в природе и жизни человека.

 Задачи:

- повысить интерес к изучаемому предмету;

- создать стимул к самостоятельному приобретению знаний по теме;

- развивать умение работать со схемами, таблицами, гербариями, наглядными природными материалами;

- воспитывать бережное отношение к родной природе, красоте родного края.

Форма урока: урок-путешествие:

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование:

  1. Таблицы: «Основные отделы растений» (лишайники, папоротники, водоросли,  голосеменные,   покрытосеменные).
  2. Мультипроектор, компьютер, экран для презентации.
  3. Гербарные материалы основных отделов растений.
  4. Дидактический материал (карточки-задания, тесты, загадки).
  5. Красная книга Смоленской области.
  6. Фотовыставка: «Зелёная планета – глазами детей» (опережающее домашнее задание).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Совместно с учениками учитель формулирует цели и задачи урока.

II.Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные отделы растений»

Класс делится на 2 команды. На каждую команду заводится оценочный лист, где выставляются полученные баллы. Все участники выигравшей команды получают «5». Из  проигравшей команды  самые активные участники также получат «5», а остальные игроки  оценки, согласно набранным баллам. Итак, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте возьмём с собой смекалку, сообразительность, находчивость, запас наших знаний и хорошее настроение.

Станция: «Вспоминай-ка!» (проводится фронтальная беседа (ребята отвечают на вопросы)

Например:

  1. Какие четыре царства живой природы вы знаете?
  2. Какие отделы  входят  в царства Растения?
  3. Как называется наука о растениях?
  4. Какие растения относятся к низшим, а какие к высшим?
  5. Почему плауны, хвощи, и папоротники относят к высшим споровым растениям?
  6. Назовите одноклеточные водоросли, их признаки?
  7. Назовите многоклеточные водоросли, их признаки?
  8. Какие мхи вы знаете, назовите их признаки?
  9. Какие голосеменные вы знаете, назовите их?

10)Какие растения называются покрытосеменными? Почему их так называют?

Станция: «Выполняй-ка!» (задания-тесты разного типа, на выполнение  3 минуты).

Например:

Тест 1. Из споры папоротника вырастает…выбрать правильный ответ:

  1. Заросток;
  2. Спорангий;
  3. Взрослое растение;
  4. Зигота.

Тест 2. Вставьте пропущенные слова в текст: «Весной на молодых ветках сосны можно увидеть маленькие шишки 2-х видов. Одни из них зеленовато-жёлтые, собраны тесными группами у оснований молодых побегов, это … шишки. Другие красноватые, одиночные, это… Они находятся  на…молодых веток.

Тест 3. Правильно ли данное суждение: Размножение одноклеточных водорослей происходит бесполым и половым путём.

  1. Да.
  2. Нет.

Станция: «Узнавай-ка!» (работа с гербарным материалом).

Например:

  1. Среди гербарного материала найти  кукушкин лён, и определить к какому отделу он относится, по каким признакам вы его узнали?
  2. На ветках сосны показать мужские и женские шишки, как вы их узнали?
  3. На папоротнике (комнатное растение), найти и показать спорангии, объяснить, зачем они нужны растению?

Станция: «Отдыхай-ка!» Физкультминутка (гимнастика для глаз).

Станция: «Заполняй-ка!» (за 2 минуты заполнить таблицу: «Жизненные формы растений»).

Станция: «Решай-ка!» (за 3минуты решить задачу)

Например:

Экологическая задача: Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём это говорит? (о загрязнении этой территории).

Биологическая задача: Существует  поверье, что в ночь на 7 июля, накануне праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит счастье. Возможно, ли найти этот цветок? (Нет. У папоротников цветок не образуется, они размножаются спорами)

Станция: «Охраняй-ка!» (по страницам Красной книги. Викторина).

Например:

  1. На территории какого заповедника мы живём? Какие старинные парки известны вам в Вяземском районе?

 (Музей-заповедник «Хмелита». (В Хмелите, Телепневе, Успенском, Исакове (Лукине), Касне, Вырубове, Аделаидине, Богородицком, Туманове, Высоком, Липецах и др.)

2)Какие растения произрастают на территории музея – заповедника, занесены в Красную книгу Смоленской области? (Ветреница дубравная, ветреница лесная, ветреница лютиковая, колокольчик персиколистный, колокольчик широколистный, прострел раскрытый, кубышка желтая, кувшинка белоснежная, гусиный лук, зверобой изящный, чистяк весенний и др.)

  1. Плоды этого растения зреют под водой, и именно благодаря форме плодов растение получило такое название. Занесено в Красную книгу Смоленской области. (Кувшинка желтая).
  2. Ягоды, каких растений можно собирать весной из-под снега и произрастают ли они в нашей местности? (Да, это клюква, брусника)
  3. Какая охота разрешается  в лесу в любое время года? (Фотоохота)
  4. Растение с мелкими красивыми цветками, вначале розовато-красные, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы. Занесено в Красную книгу Смоленской области, первоцвет (Медуница)
  5. Зеленовато-жёлтые цветки, похожие на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтичное соцветие. Этим растениям любят лакомиться гуси. Занесено в Красную книгу Смоленской области. (Гусиный лук)

Станция: «Отгадай-ка!» (загадки о лекарственных растениях).

Например:

              1.Это прозвище недаром, у красивого цветка

                  Капля сочного нектара и душиста, и сладка.

                 От простуды излечится, вам поможет….(Медуница).

               2. И если случится тебе простудиться,

                   Появится кашель, поднимется жар,

                   Подвинь себе кружку, в которой дымится

                   Слегка горьковатый, душистый отвар….

                  (Ромашка          лекарственная)

          3.На пустырях и по дорогам, с соцветием беленький сорняк      

             Но изучите его свойства, быть может, взгляните не так:

             Кровотеченье остановит, в Китае он салат к столу.

            Сорняк живуч: семян так много, в плодах похожих на суму.      

                    (Пастушья сумка).

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Рефлексия. Оценки за урок.  

Что нового и полезного вы узнали на уроке?

- Были ли трудности, и какие?

- Что помогало в достижении цели?

- Что мешало?

- Сегодня вы работали много и хорошо.  

- Молодцы!  

- Всем спасибо за урок!

IV.Домашнее задание:

подготовить сообщения на тему: »Легенды о растениях» и предоставит материал в любом виде (презентация, фотоматериал, доклад, реферат, стихи и т. д.)

          Список литературы для обучающихся

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник /В.В.Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

2. Красная книга Смоленской области. Растения.

3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

  Интернет ресурсы

                 www .ns. portal

          www.bio.1 september. ru

          www.bio.  nature.ru

         www.edios.ru

                   www.km.ru/educftio


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...

Урок биологии в 6 классе по теме "Отдел моховидные"

Урок изучения нового материала. Цель урока: создать условия для усвоения основных знаний о мхах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.  Познакомиться с разнообразием данной группы...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему"Отдел мохообразные"

Цели: познакомить с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов;сформировать у учеников знание о высших растениях, предпосылки возникновения жизни на суше;показать чер...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ программа Пономаревой...

план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.

план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС)...

урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые"

урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые" по программе Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, ФГОС...