Авторская программа по внеурочной деятельности "МИР ВОКРУГ НАС"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Жалилова Вера Алексеевна

Программа имеет эколого-биологическую направленность (социальное направление) с практической ориентацией. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Основные принципы содержания программы: принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий; принцип практической направленности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяется по трем уровням (Приложение 3). Реализация воспитательной практики предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога», проведение полевых исследований, экскурсий, экспедиций. В соответствие с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: тестирования учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей методом экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, защиты проекта. Контроль и оценка освоения программы внеурочной деятельности происходит  и путем архивирования творческих работ обучающихся, по типу «Портфолио» (Приложение 3).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Автор воспитательной практики:

учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка

м.р. Сызранский Самарской области

Жалилова Вера Алексеевна

Паспорт воспитательной практики: «Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Название воспитательной практики

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг  нас».

Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Жалилова Вера Алексеевна учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка им. Героя Советского Союза С.Т. Теплова м.р. Сызранский Самарской области

Актуальность внедрения воспитательной практики

 Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни.

В условиях экологического кризиса, загрязнения окружающей среды, стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе. Воспитание культуры чувств, сопричастности опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, желание сделать его лучше и уютнее - помогут решить накопившиеся проблемы окружающей среды. Воспитательная практика направлена на становление экологически грамотной личности, сообразного поведения в окружающей среде. 

 Практика ориентирована на интересы и потребности обучающихся в свободном выборе деятельности в рамках социально-значимой экологической деятельности.

Система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должны овладеть участники практики, позволят им успешно действовать в реальных жизненных ситуациях, освоиться в социуме, в окружающем техногенном мире.

Описание воспитательной практики

Программа имеет эколого-биологическую направленность (социальное направление) с практической ориентацией. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Основные принципы содержания программы: принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий; принцип практической направленности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяется по трем уровням (Приложение 3). Реализация воспитательной практики предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога», проведение полевых исследований, экскурсий, экспедиций. В соответствие с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: тестирования учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей методом экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, защиты проекта. Контроль и оценка освоения программы внеурочной деятельности происходит  и путем архивирования творческих работ обучающихся, по типу «Портфолио» (Приложение 3).

Целевая аудитория воспитательной практики

 Обучающиеся 5 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. Ежегодно в течение 6 лет.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного и воспитательного процесса. Задачи: стимулировать учащихся к постоянному поиску информации об окружающей среде; способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения; формировать  осознанные   представления   о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности; вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Технологии, методы реализации воспитательной практики

Технологии: личностно-ориентированного обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие (в частности и экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)), ИКТ, организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой), технология индивидуального рефлексивного самовоспитания. Одним из основных методов обучения являются исследовательский метод и систематические фенологические наблюдения (практика полевая и социальная), которые раскрывают экологические взаимосвязи в природе и позволяют заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Формы организации внеурочной деятельности: беседа, круглый стол, презентация, ролевая игра, тренинг, праздник, демонстрация, диспут, кинопросмотр, исследование, видеоконференция, конкурс, проект, викторина, акция, журнал, конференция, экскурсия, олимпиада, смотр знаний, эрудит-шоу, интернет конкурс, экспедиция, турнир, слет.

SWOT-анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта  воспитательной практики

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

 Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В.Сериков). Информационные: учебные пособия и оборудование для реализации программы: Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы). Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации. Сайт образовательной организации, социальные сети школьного лесничества «Березка». Трудовые: учитель биологии и химии, специалисты Рачейского лесничества, волонтеры села и школы. Технические: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, ZOOM.

Период реализации воспитательной практики

10 месяцев (1 сентября 2021год – 1 июля 2022год)

Даты: *в приложении № 2 представлен план- график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

  1.  Планируемые результаты: А) по видам - предметные, метапредметные, личностные.  Б) по уровням: первый – приобретение социальных знаний; второй – приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям; третий – приобретение опыта самостоятельного общественного действия. (Приложение №4).

Ожидаемые результаты: Исследовательские умения. Организационно-пропагандистские и поведенческие умения. Формирование экологической культуры к окружающему нас миру и живым существам вокруг нас. Практическая включенность детей в экологическую деятельность. Повышение здоровьесберегающей культуры обучающихся. Повышение уровня воспитанности обучающихся. (Приложение № 3). Итог: Сформированность экологической культуры обучающихся. Становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.  Результат - воплощение модели выпускника ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка м.р.Сызранский Самарской области, обладающего экологической культурой и сформированными базовыми национальными ценностями для своей реализации в будущем (Приложение 3). 

Приложение № 1

(к Паспорту воспитательной практики)

SWOT-анализ воспитательной практики

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Системно-деятельностный подход.

2. Индивидуальный подход.

3. Включенность обучающихся во внеурочную деятельность – сформированность мотивации учащихся к участию в делах коллектива.

4. Традиции школы.

5. Экология места.

6. Взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами – коммуникабельность.

7. Сформированность коммуникативной культуры обучающихся

8. Благоприятный психологический климат – сформированность детского коллектива

9. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

10. Направленность на развитие творчества детей.

11. Апелляция к вечным ценностям – красоте и здоровью, гармонии с природой.

12. Ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.

1. Внедрение инновационных технологий развивающего обучения.

2. Вариативность видов, форм, способов организации внеурочной деятельности.

3. Использование потенциала окружающей среды.

4. Использование Интернет-ресурсов.

5. Сетевое взаимодействие.

6. Привлечение экспертов  Рачейского лесничества.

7. Приобщение социума к участию в школьной жизни.

8. Вовлечение родителей в образовательное и воспитательное пространство школы.

9. Популяризация здорового образа жизни.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

1. Недостаточная социализация обучающихся ввиду ограниченности услуг дополнительного образования и отдаленности территории.

2. Недостаточный уровень культуры.

3. Сложность воспитания экологической культуры у местного населения.

  1. Снижение численности обучающихся школы.

2. Включение во внеурочную деятельность детей с ОВЗ в традиционных классах.

3. Ученики из социально-запущенных семей.

4. Нестабильность подключения к сети Интернет ввиду особенностей расположения местности.


Приложение 2

(к Паспорту воспитательной практики)

План-график реализации воспитательной практики

Авторская программа по внеурочной деятельности Мир вокруг нас» (Диаграмма Ганта)

Название этапа

Длительность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1.

Вводное занятие. Что такое Экология

6 дней

4

2

2

Части биосферы

10 дней

2

4

2

3

Живая природа

13 дней

2

4

4

3

4

Природоохранная деятельность

40 дней

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

Итоговое занятие "Что мы узнали?"

5 дней

1

4


Приложение 3.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

  1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает общественную жизнь

школьник ценит общественную жизнь

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Для достижения данного уровня необходимо.

взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


  1. Сформированность основных компетентностей: теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности (учебно-интеллектуальные, коммуникативные, организаторские).

 

Вывод: Результаты усвоения программы показывают значительное и полное усвоение материала при практической подготовке – 94% и при теоретической - 93%. Где процент полного усвоения материала выше при практической подготовке – 42%, в отличие от теоретической – 33%. Что указывает о достижении ожидаемых результатов в исследовательских умениях обучающихся.

Вывод: У большинства обучающихся наблюдается средний и высокий уровень сформированности основных компетентностей и их положительная динамика:

  • учебно-интеллектуальные – 88%
  • коммуникативные – 92%
  • организационные - 98%

Это говорит о приобретенных в результате освоения воспитательной практики организационно-пропагандистских и поведенческих умениях, что и предполагалось достичь в ожидаемых результатах.

5. Практическая включенность детей в экологическую деятельность (диагностика изучения коллектива).

Воспитанники стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях. Участвуя в общем деле, они учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

Диагностика изучения коллектива

Вывод: При анализе результатов на предмет сплоченности, дружбы, взаимоответственности, взаимопомощи, участия во внеурочных мероприятиях и на основе диагностических материалов прослеживается динамика развития детского коллектива.  

6.Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина)

Цель: определить уровень воспитанности обучающихся

Учебный год

Я и учеба

Я и общество

Я и труд

Я и коллектив

Я и семья

Я и ЗОЖ

Уровень воспитанности

1

2019-2020

73,6%

87,7%

81,9%

79,3%

90,4%

88,1%

83,5%

2

2020-2021

77,7%

89,4%

83,4%

83,8%

89,3%

88,9%

85,4%

3

2021-2022

79,4%

95,4%

85,3%

90,4%

95,4%

94,7%

90,1%

Вывод: наблюдается положительная динамика уровня воспитанности обучающихся по всем категориям.

Для комплексной оценки результатов эффективности процесса воспитания и социализации личности обучающихся изучали следующие показатели:

  1. Развитие здоровьесберегающей и экологической культуры обучающихся.

Основные принципы организации мониторинга эффективности воспитания и социализации обучающихся: принцип системности, принцип личностно-социально-деятельностного подхода, принцип детерминизма, принцип признания безусловного уважения прав. Для диагностирования   используются:

  • Показатели психологического и физического здоровья.

Соматическое здоровье (анализ медицинских карт);

Уровень учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой, О.С. Гребенюк);

Уровень тревожности (методики Прихожан, Кондаша);

Адаптивность к среде (методика «Школа» В.М. Блейхер, И. В. Круг)

Классы

Показатели здоровья

Уровень соматического здоровья

Уровень учебной мотивации

Уровень тревожности

Уровень адаптированности к среде

Итоговый уровень психологического здоровья

год

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2021-2022

9

79

12

17

63

20

9

76

15

83

17

0

5

90

5

2019-2020

4

82

14

0

76

24

63

25

12

65

25

10

82

18

Выводы: 82% в 2019-2020 учебном году, 95 % в 2021-2022 году показали высокий и средний уровень психологического здоровья.

II.Формирование экологической культуры к окружающему нас миру и живым существам вокруг нас.

Результаты мониторинга качеств личности обучающихся.

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к исследовательско-проектной деятельности.

Оценочная шкала:

0 -1 балл – низкий уровень

1,1 – 2 балла – средний уровень

2,1 – 3 балла – высокий уровень

Вывод: Сравнительные результаты мониторинга качеств личности обучающихся показывают положительную динамику от среднего (1,1балл) до высокого (3балла) уровня.

III.Сформированность экологической культуры обучающихся (инструментарий С.Н.Глазычев).

Цель: сравнительный анализ уровней сформированности экологической культуры обучающихся и обозначение проблем, имеющихся в данной сфере.

Уровень мотивации экологической деятельности

Вывод: наблюдается положительная динамика уровня экологической культуры обучающихся в 2021-2022 уч.году.

Приложение 4.

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.

  1. Планируемые результаты при освоении программы внеурочной деятельности.

1.1 Предметные результаты.

Обучающиеся смогут:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

1.2 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

Обучающиеся смогут:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • демонстрировать овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1.3 Личностные результаты программы внеурочной деятельности.

Обучающиеся смогут:

  • определять под руководством учителя биологические  понятия;
  • определять под руководством учителя  экологические понятия;
  • высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия;
  • делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества;
  • делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
  1. Формы достижения результатов трёх уровней:

2.1 Первый уровень - приобретение социальных знаний 

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества: принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Формы проведения: познавательные беседы, олимпиады, смотры знаний, эрудит-шоу, викторины, акции, исследование, журнал, конференция, экскурсия.

2.2 Второй уровень - приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества. Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема: «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?» Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы поднимаются и обсуждаются вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Формы проведения: исследование, видеоконференция, конкурс, исследовательские проекты, акция, экскурсия, слет, турнир.

2.3 Третий уровень - приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения. Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье. Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья. Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Формы проведения: интернет конкурсы, круглый стол, презентация, ролевая игра, тренинг, праздник, диспут, смотр знаний, научно-практическая конференция. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

  1. Модель выпускника Старорачейской школы.

4.Динамика уровня знаний учащихся по предметам «Биология», по программе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Качество знаний по биологии и программе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Вывод: Отслеживая уровень качества знаний учащихся за три года, можно сделать вывод, что качество знаний по данным предметам находится на эффективном уровне. Одним из важнейших результатов обучения и воспитания является отношение к предмету. Известно, что положительное отношение к изучаемому предмету важно не только само по себе, но и влияет на учебные достижения школьников. Итогом динамики уровня знаний являются и результаты государственной итоговой аттестации. Это показывает о достижении ожидаемых результатов в области познавательных умений, развитии умений анализировать и видеть взаимосвязи.

5.Динамика участия воспитанников в экологических и биологических олимпиадах, конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ.

Вывод: Наблюдается положительная динамика проектов и исследований.

  1. Сформированность основных компетентностей: теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности (учебно-интеллектуальные, коммуникативные, организаторские).

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных компетентностей используется методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» [Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2018.].

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) заносятся данные о детях в диагностическую карту. Технология определения результатов обучения ребенка представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики. Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп: - теоретическая подготовка, - практическая подготовка, - основные общеучебные компетентности.

  1. Мониторинг развития качеств личности обучающихся – формирование экологической культуры к окружающему нас миру и живым существам вокруг нас.

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер.

Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Мной используется методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой [Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 2016 г.].

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи воспитания:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты. Она заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.

Заполняется диагностическая таблицу трижды:
- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
- в начале второго полугодия (январь),
- в конце учебного года (апрель, май).

  1. Формы реализации воспитательной практики.

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия.

  • Экскурсия  –  это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна  из сложных форм обучения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Как писал В.А. Сухомлинский, у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

http://www.edu.cap.ru/home/10525/programma%20eko/8.jpg

Цели: − познакомить воспитанников с памятниками природы;
− развивать наблюдательность, познавательную деятельность;
− прививать любовь к живому, интерес к природе, к своей малой родине.
Задачи: - Углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой; - Формирование умений по изучению и охране окружающей среды; - Формирование экологической наблюдательности.
Ожидаемые результаты.
   - повышение уровня экологической грамотности;    - развитие творческих способностей у воспитанников;

  - обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение;

   - принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.

  • Работа на учебно-опытном участке.

Именно в процессе занятий осуществляются первые опыты и открытия на эмпирическом уровне.C:\Users\Вера\Desktop\Новая папка\DSCN3168.JPG

  • Опытно – исследовательская работа.

1. Учебно-исследовательская (УИР) и учебно-опытническая (УОР) деятельность в 2015-2020 годах, в том числе опытно-исследовательские работы, выполненные по заданиям специалистов лесного хозяйства, проводилась по различным темам (26 работ).

 Место проведения исследований: Самарская область, Сызранский район, село Старая Рачейка, Рачейское лесничество. Объект исследования: Территория Рачейского лесничества.  Темы работ:

  • Изучение состояния почвы. Выводы: 1.Почва супесчаная. 2. Содержание хлорид – ионов говорит о засоленности почвы. 3. Содержание сульфат-ионов связано с посыпанием дорог песчаной соляной смесью. 4.Небольшое содержание нитратов свидетельствует о их попадании в почву во время половодья с остатками опада. 5. Нитриты вызывают загрязнение почвы, могут проникать в организм и токсичны для человека. 6. Ионы аммония поступают в почву с мочевиной, навозом и растительными остатками.
  • Искусственное возобновление лесов в Рачейском лесничестве.

Цель: Исследование лесовосстановительных работ в комплексе с санитарно-оздоровительными мероприятиями.

  • Влияние солнечной активности на прорастание и качество семян сосны обыкновенной и березы повислой.

Из результатов исследования следует: 1. Для сосны - чем выше солнечная активность, тем семян больше (по Капперу), качество (кондиционность) тоже возрастает, но на второй год. 2. Для березы - чем выше солнечная активность, тем семян больше, но качество хуже. 3. Поэтому - семена сосны надо собирать в 2016 г. (чем больше, тем лучше), а берёзы в 2018 г. (будет минимальная солнечная активность и у семян будет хорошее качество).

  • Изучение экологического состояния Рачейского бора-памятника природы.
  • Памятники природы Рачейского лесничества.

  • Экспедиции

Исследовательская работа с эколого-биологическим центром г. Томска.

 Летом 2016 года совместно с экспедицией экологической станции г. Томска проводили исследования с помощью лаборатории "Архимед". Использовались датчики, изучающие: t, P, влажность, освещенность, шум, электропроводность. Дозиметр бытовой фиксировал: растворённый кислород, нитрат ионы. Результаты исследований готовятся к публикаци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по экологии "Растения вокруг нас" 6 класс

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Д...

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...